Характеристика основных ролей третьей стороны конфликта.
Кроме противоборствующих сторон, в структуру конфликта может входить третья сторона, которая включает посредников, судей, миротворцев и др. Третья сторона призвана тем или иным образом способствовать разрешению конфликта.
Функции и значение третьей стороны в переговорном процессе во многом обусловлены ее статусом на переговорах:
-
посредничество - участие в переговорном процессе с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения;
-
оказание «добрых услуг» - может ограничиться, например, предоставлением своей территории для проведения переговоров или способствовать налаживанию коммуникаций. Оказание добрых услуг возможно при согласии даже одной стороны;
-
наблюдение за ходом переговоров - наблюдатели самим фактом присутствия на переговорах создают условия для снижения напряженности между сторонами и способствуют конструктивному диалогу, но сами непосредственно в переговорный процесс не вовлекаются;
-
арбитраж - его главное отличие в том, что решения, принимаемые арбитром, становятся обязательными для исполнения каждой из сторон.
Третья сторона должна обладать определенными качествами и характеристиками:
-
компетентностью - знаниями и навыками, необходимыми для успешного решения конкретных конфликтов;
-
авторитетом и доверием договаривающихся сторон и общественности;
-
беспристрастностью — позиция третьей стороны в переговорном процессе должна быть максимально нейтральной.
-
Содержание
- Перечень вопросов к зачету (экзамену)
- Объект, предмет и задачи конфликтологии.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Современные взгляды научных исследований о развитии конфликтов.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (з.Фрейда, а.Лодера, э.Эриксона, э.Фромма и др.).
- Междисциплинарный характер конфликтологии.
- Методологические принципы исследования конфликтов.
- Социологические и психологические методы исследований конфликтов.
- Субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов.
- Характеристика структурных элементов конфликта.
- Конфликтная ситуация и особенности ее восприятия.
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
- Динамика конфликта: характеристика его этапов.
- Эскалация конфликта: сущность, признаки, модели развития.
- Функции конфликтов. Роль конфликтов в жизни человека и общества.
- Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия предупреждения.
- Причины и последствия внутриличностных конфликтов.
- Возможности снижения агрессии в конфликте.
- Социально-психологические основы профилактики конфликтов.
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Типы конфликтных личностей, их поведенческие особенности.
- Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
- Характерные черты межличностных конфликтов. Их место в общественной жизни.
- Межличностные конфликты: типология, уровни развития.
- Особенности конфликта «личность и группа» и его формы проявление в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.
- Специфика межгрупповых конфликтов и механизмы их возникновения.
- Переговоры как способ разрешения конфликтов.
- Динамика ведения переговоров.
- Психологические механизмы и технологии переговорного процесса.
- Характеристика основных ролей третьей стороны конфликта.
- Условия эффективного участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.
- Насилие в конфликте: формы проявления.
- Взаимосвязь межличностных с внутриличностными и групповыми конфликтами.
- Специфика конфликтов в организациях.
- Трудовые конфликты: сущность, типология, формы проявления.
- Конфликты между руководителем и подчиненными. Их объективные и субъективные основы.
- Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития.
- Технология предупреждения конфликтов.