logo search
shpory_psihologia (4)

35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.

Самосознание - это неразрывное единство трех сторон: когнитивной (самопознания), эмоциональной (отношение к себе) и регулятивной, сочетание которых дают образ "Я". Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Самооценка появляется во второй половине периода дошкольного детства на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем - собственные действия, моральные качества и умения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержат какое-то обоснование. К 7-ми годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.

Развитие самосознания дошкольников зависит от особенностей семейного воспитания. В семьях, где родители уделяют им достаточно много времени, положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, где детей часто поощряют, но не подарками, наказывают, в основном, отказом от общения растут дети с точными представлениями о себе. В семьях, в которых с детьми не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни растут дети с заниженными представлениями о себе. В семьях, где детей считают более развитыми, чем их ровесников, часто поощряют, в том числе подарками, хвалят при других детях и взрослых и редко наказывают растут детей с завышенными представлениями о себе. Таким образом, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих.

Для этого периода характерна половая идентификация: ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения.

Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем.

Другая важная характеристика психики школьника, влияющая на формирование его личности -  обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов приводит к формированию чувства неполноценности или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности.

Таким образом, основными компонентами самосознания дошкольника являются: самооценка, половая идентификация, осознание себя во времени, осознание своих переживаний.

В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение. Это важное условие гармоничного развития в школьном возрасте. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются.