От деревьев до первых поселений
В настоящее время, по – видимому, можно считать установленным, что род человеческий зародился в восточной Африке. В результате геологического катаклизма восточная часть этой области, представлявшая собой лесистое высокое плато, опустилась. Это событие, происшедшее 8 млн. лет назад, разделило наших предков на две группы. Члены группы, оставшейся на возвышенности, продолжали вести древесный образ жизни, а их потомки – это наши ближайшие родичи, шимпанзе и гориллы (рис. 1.9). Другая группа оказалась на равнине, которая со временем утратила былую влажность и покрылась высокой травой. В этих условиях отбор должен был благоприятствовать особям, наиболее приспособленным к жизни в саванне, лишенной деревьев; только существа, способные издалека обнаруживать хищников и быстро убегать в укрытие, могли здесь выживать и оставлять потомство. Таким образом, мутанты, способные передвигаться в вертикальном положении, смогли адаптироваться к происшедшему изменению среды (как кениапитек, см. рис. 1.18).
Благодаря переходу к двуногому хождению передние конечности, занятые раньше в процессе локомоции, постепенно освобождались. Рука с ее больше и больше противопоставлявшимся большим пальцем превращалась во все более совершенный хватательный орган, облегчая нашему предку возможность манипулировать ветками и камнями.
За это время положение головы постепенно становится уравновешенным при вертикальном положении тела; черепная коробка может, таким образом, развиваться во всех направлениях, что создает возможность значительного увеличения объема мозга.
Рис. 1.9. В Рифт – Валли в восточной Африке обнаружены данные, позволяющие считать эту область колыбелью человечества. Поиски производились главным образом в Танзании, Кении и Эфиопии.
С переходом хватательных функций к рукам облегчается эволюция рта – возрастает подвижность его мышц, и это позволяет расширить репертуар производимых звуков.
Постепенно создаются условия, обеспечивающие развитие речи и способности к мышлению и предвидению.
С течением времени создаются новые виды. Несколько больше двух миллионов лет назад появились первые признаки гоминизации: их носителем был Homo habilis – человек умелый (рис. 1.10), названный так потому, что он впервые начал изготовлять орудия*. Охота становится организованным процессом, строятся убежища, дети дольше остаются около матери; постепенно развивается общественный образ жизни.
* Это были не просто случайно найденные камни с режущим краем, а настоящие орудия, изготовленные с применением других камней; именно использование одного орудия для изготовления другого и представляет собой важнейший признак гоминизации.
Рис. 1.10. Homo habilis.
Рис. 1.11. Homo erectus.
Таблица 1.1. Паспорт для космоса
Одно из заключений, к которым приводит теория эволюции, состоит в том, что каждый из нас в конечном счете – всего лишь пылинка, затерянная в беспредельной Вселенной. В век космических исследований полезно будет определить место человека среди видов, населяющих нашу планету, и место самой этой планеты среди множества галактик
Место человека в пространстве
Вид Homo sapiens
Род Homo
Семейство Hominidae (представлено лишь одним видом)
Отряд Primates (ближайшие родичи человека среди приматов – шимпанзе и горилла, с которыми
у него, по – видимому, был общий предок, живший 7,5 млн. лет назад)
Класс Mammalia (теплокровные позвоночные, тело которых покрыто шерстью и которые
выкармливают своих детенышей молоком)
Тип Vertebrata (животные с внутренним скелетом, центральной осью которого служит
позвоночник)
Царство Animalia
Планета Земля
Система Солнечная (Солнце – одна из сотен миллиардов звезд, составляющих нашу Галактику)
Галактика Млечный Путь (одна из нескольких сотен миллиардов галактик, образующих нашу
Вселенную). Его диаметр около 100000 световых лет*
Вселенная Единственная, а может быть и нет; радиус той ее части, которая доступна для
исследования, составляет 15 млрд. световых лет
*Один световой год – расстояние, которое проходит свет за один год (~ 10 000 млрд. км).
Таблица 1.2. Эволюционный календарь
В настоящее время наиболее широким признанием пользуется теория, согласно которой Вселенная возникла в результате Большого взрыва, произошедшего примерно 15 млрд. лет назад; взрыв привел к образованию галактик, которые с тех пор удаляются друг от друга с огромными скоростями. Чтобы сопоставить эволюцию человека с историей Вселенной и Земли, можно использовать модель в виде годичного календаря, приняв, что первая секунда 1 января соответствует Большому взрыву. В этом масштабе продолжительность жизни человека равна восьмой доле секунды.
| Месяцы | Дни События | Примерная давность, годы | |
15 млрд. лет назад | Янв. | 1 | Большой взрыв |
|
| Февр. |
|
|
|
| Март |
|
|
|
| Апр. |
|
|
|
10 млрд. лет назад | Май | 2 | Возникновение нашей Галактики – Млечного Пути |
|
| Июнь |
|
|
|
| Июль |
|
|
|
| Авг. | 9 | Возникновение Солнечной системы |
|
5 млрд. лет назад | Сент. | 14 | Образование Земли |
|
| Окт. | 20 | Возникновение жизни в морях | 4 млрд. |
| Ноябрь |
|
|
|
| Дек. | 7 | Возникновение пола | 1 млрд. |
|
| 19 | Первые позвоночные | 500 млн. |
|
| 20 | Первые наземные растения | 450 млн. |
|
| 22 | Первые рыбы | 400 млн. |
|
| 23 | Первые амфибии | 350 млн. |
|
| 24 | Первые рептилии | 300 млн. |
|
| 26 | Первые млекопитающие | 195 млн. |
|
| 27 | Первые птицы | 150 млн. |
|
| 29 | Вымирание гигантских рептилий |
|
|
|
| Первые приматы | 70 млн. |
| 31 дек.. |
|
|
|
часы, минуты, секунды | ||||
| 19.30 |
| Первые гоминиды | 7,5 млн. |
| 21.45 |
| Первые люди | 4 млн. |
| 22.45 |
| Homo habilis | 2,2 млн. |
| 23.07 |
| Homo erectus | 1,5 млн. |
| 23.42, 30 с |
| Овладение огнем | 500000 |
| 23.53 |
| Первые Homo sapiens | 200000 |
| 23.58, 36 с |
| Первые люди в Америке и Австралии | 40000 |
| 23.58, 57 с |
| Первые наскальные рисунки | 30000 |
| 23.59, 18 с |
| Начало земледелия | 20000 |
| 23.59, 41 с |
| Первые поселения на | 9000 |
|
|
| Среднем Востоке |
|
| 23.59, 56 с |
| Нулевой год н.э. | 2000 |
| 23.59, 59 с |
| Изобретение книгопечатания; Христофор Колумб высадился в Америке | 400 |
С появлением Homo erectus (рис. 1.11), т.е. примерно полтора миллиона лет назад, начинаются великие миграции в сторону Азии, а затем Европы. Миграции в Европу связаны с первыми успехами в овладении огнем (500000 лет назад).
Homo erectus – человека прямоходящего сменил Hото sapiens – человек разумный; первым его представителем был неандерталец, живший более 200000 лет назад.
Примерно 65 000 лет назад неандерталец окончательно уступил место линии нашего непосредственного предка, Homo sapiens в прямом смысле – кроманьонца: древнейшие из известных ныне представителей кроманьонцев появились 100000 лет назад. Их потомки 40000 лет назад заселили северную часть Европы, а затем обе Америки и Океанию. Лишь гораздо позднее, примерно 9000 лет назад, появились первые поселения на Среднем Востоке.
Как подчеркивает Коппанс, 200000 поколений, сменявших одно другое после первых этапов гоминизации, произвели на свет 70 миллиардов индивидуумов, которые, таким образом, все связаны между собой родственными узами.
- Ж. Годфруа
- Предисловие редактора перевода
- Предисловие
- Предисловие автора
- Представление книги
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы
- Введение
- Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
- Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное
- Эволюционная теория
- Эволюция поведения
- Таксисы
- Рефлексы
- Инстинктивное поведение
- Импринтинг
- Научение
- Способность к умозаключениям
- Эволюция человека
- От деревьев до первых поселений
- Развитие речи
- Социальная и культурная эволюция
- Агрессивность человека
- Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
- Документ 1.2. Миграция лососей – инстинктивное поведение или результат научения?
- Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
- Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
- Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
- Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 2. Что такое психология? Введение
- Развитие психологии Первые шаги
- Донаучная психология
- Рождение научной психологии
- Психология вXXстолетии
- Документ 2.1. Культ черепа
- Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
- Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
- Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
- Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
- Документ 2.7. Структуры и функции
- Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
- Документ 2.9. Социобиология и размножение
- Документ 2.10. Младенцы и гештальт
- Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
- Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
- Документ 2.13. Путь к самовыражению
- Документ 2.14. Покорность и пытка
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение
- Психология и ее разделы
- Прикладные области
- Область научных поисков
- Методы психологии
- Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Документ 3.3. Эксперименты на животных
- Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
- Документ 3.5. Наследственность и научение
- Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
- Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 2. Сознание и активация
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование
- Измененные состояния сознания
- Медитация
- Разнообразие измененных состояний
- Употребление наркотических средств и патологические состояния
- Возбуждающие средства
- Нейродепрессанты
- Наркотики
- Галлюциногены и психоделитики
- Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
- Наркотики и внутренний мир человека
- Документ 4.1. Электрическая активность мозга
- Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
- Документ 4.3. Биологические часы
- Документ 4.4. Внешняя обратная связь
- Документ 4.5. Общедоступная медитация
- Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
- Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
- Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
- Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
- Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 5. Наше восприятие мира Введение
- Ограничения, связанные с органами чувств
- Роль предшествующего опыта
- Организация наших восприятий
- Наши восприятия остаются постоянными (константными)
- Восприятие мира в трех измерениях
- Адаптация и привыкание
- Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание
- Избирательное внимание
- Физиологический порог и порог восприятия
- Перцептивная защита
- Подпороговое восприятие
- Экстрасенсорное восприятие
- Сенсорная изоляция
- Документ 5.1. Мир клеща
- Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
- Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
- Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
- Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
- Документ 5.6. Движение и время
- Документ 5.7. Зрительные иллюзии
- Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
- Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
- Досье. 5.1. Наука и паранормальные явления
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение
- Мотивация и эмоции
- Мотивация
- Теория биологических побуждений
- Теория оптимальной активации
- Когнитивные теории мотивации
- Иерархия потребностей
- Аспекты эмоций
- Факторы, определяющие эмоции
- Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
- Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
- Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
- Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
- Документ 6.5. Оргазм: все в голове*
- Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
- Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
- Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
- Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
- Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
- Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
- Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации
- Введение
- Глава 7. Научение Адаптация и научение
- Виды научения
- Научение реактивным формам поведения
- Привыкание и сенсибилизация
- Импринтинг
- Условные рефлексы
- Научение в результате оперантного обусловливания
- Научение методом проб и ошибок
- Формирование реакций
- Научение путем наблюдения (подражания модели)
- Когнитивные формы научения
- Латентное научение
- Обучение сложным психомоторным навыкам
- Научение путем инсайта
- Научение путем рассуждений
- Научение и созревание
- Научение и его результаты
- Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
- Документ 7.2. Законы обусловливания
- Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
- Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
- Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 8. Память, мышление и общение Память
- Структура памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Забывание
- Память и мышление
- Мышление Процессы мышления
- Стратегии мышления
- Теории развития когнитивных процессов
- Мышление и речь
- Речь Общение и язык
- Теории развития речи
- Документ 8.1. Сенсорная память
- Документ 8.2. Образы и память
- Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
- Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
- Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
- Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
- Документ 8.7. Дети и психолингвистика
- Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
- Досье 8.1. Исследования памяти
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект
- Природа интеллекта
- Структура интеллекта
- Истоки интеллекта
- Оценка интеллекта
- Интеллект, решение проблем и творчество
- Творческое мышление
- Особенности творческого мышления
- Творчество и адаптация
- Особенности творческих личностей
- Документ 9.1.Iq: два ребенка – это хорошо, а девять – это, наверное, многовато!
- Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
- Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
- Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
- Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
- Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
- Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Содержание
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы 9
- Глава 1. Что такое поведение? 11
- Глава 2. Что такое психология? 35
- Глава 3. Чем занимаются психологи? 65
- Часть 2. Сознание и активация 86
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 88
- Глава 5. Наше восприятие мира 116
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 155
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации 195
- Глава 7. Научение 196
- Глава 8. Память, мышление и общение 227
- Глава 9. Адаптация и творчество 270