Коробка скоростей
— Велико ли расстояние до той стены?
Дело здесь не в количестве метров и сантиметров. И не в количестве шагов, хотя разговор начнется с них:
— Как вы думаете, сколько шагов вам понадобится, чтобы дойти, не спеша, до той стены? А сколько времени?.. Ну, а быстрым шагом?.. Пройдите – сначала медленно, а второй раз быстрее.
— Теперь приготовьтесь повторить ваш путь. Пойдете медленнее, на первой скорости. Нет, не двигайтесь, пока я не дам команду "вперед!", только будьте готовы идти!.. Меняем задание – вы пойдете быстрее, на второй скорости. Приготовьтесь… А если на первой?.. А если… на второй? Вперед!
Нужно, чтобы ученик почувствовал эту внутреннюю настройку организма, которая производится нашим сознанием, нашими мышцами с помощью вестибулярного аппарата – настройку организма на ускорение или замедление, установку на новое действие, на организацию действий в пространстве и во времени. Как и везде, здесь тоже надо использовать возможность натренировать механизмы переключения, быстроты реакций.
— У вас есть две скорости. А как сократить время? Как быстрее всего добежать до стены? Вперед!
Теперь в "копилке ощущений" ученика есть три разных настройки на скорость – медленно, быстро, стремительно.
— Стоя на месте, готовьтесь к бегу, ждите команды на настройку. Пойдем на первой скорости!.. На второй!.. На третьей!.. На третьей!.. На первой!.. Вперед!
По тому, как двигается ученик после команды "вперед!", можно судить, верная ли была до этого настройка, а также о том, насколько быстро происходит переключение с одной настройки на другую.
МОСТИК
— Перед вами мостик через небольшую речку. Серенький осенний день… Нафантазируйте все подробности времени и места. Пройдите по мостику, только помните – он очень шаткий, непрочный. Того и гляди свалишься в воду, а на каждом из вас новый костюм. С чего начнете упражнение? С нового костюма? Освойтесь с ним, обживите его и – шагайте к мостику! Вспомните, как вы ведете себя в жизни в подобных обстоятельствах. Вы осторожно ступаете, пробуя ногой доску… Вы стараетесь соблюдать равновесие, чтобы случайно не пошатнуться, не упасть… Вы пристально рассматриваете каждый гвоздик, каждый сучок на пути.
— Дошли до середины мостика. Смотрите – все небо в тучах, подул ветер. Прямо в лицо. Все сильней, все неистовей… Он валит с ног, мешает смотреть.
— Хлынул дождь. Тяжелые холодные капли бьют в глаза. Вспоминаете их? Доски под ногами сразу стали скользкими… Ветер не прекращается. Идти все трудней…
— Все благополучно перешли через речку? Пойдем дальше. Новые условия: зима, мостик в горах над пропастью, никаких поручней у мостика нет. Пусть каждый задаст себе несколько вопросов. Кто я? Почему оказался здесь? Куда иду? Кто мои товарищи? Помните, внизу глубокая пропасть, упадем – костей не соберем! Все одеты по-разному, решите сами как. Хорошо, что ветра нет… Двинемся в путь!
— Кто-то огорчился, что ему не удается ярко представить себе всю картину – и горы, и пропасть – и непрерывно видеть ее в воображении, пока он идет по мостику. Надо не огорчаться, а радоваться: если бы эта воображаемая картина непрерывно торчала перед вашими глазами, вам нужно было бы лечиться, а не учиться. Наше внутреннее видение – зыбкая, непрочная, ускользающая картина. Надо стремиться, чтобы она виделась нам подольше, надо хотеть увидеть все подробности пути по мостику, стараться удержать видения, и в них все дело, в наших стремлениях и стараниях, а не в самих видениях. Главное – последовательная цепочка действий. Не удается видеть всю картину, но вот вы шагнули на мостик… Взгляните, как непрочна эта доска под вашей ногой! Может, она гнилая? Выдержит ли вас? Видите, какая она старая? Вы пробуете ногой доску, и в этот момент доска появляется на вашем экране. Переведите взгляд, посмотрите на пол так, как если бы там была пропасть. Что бы вы делали в таких обстоятельствах? Делайте – ваше тело непременно чуть отстранится от опасной пустоты, и тут же вы постараетесь сохранить равновесие, чтобы не упасть туда, в темную яму. Вы видите, что она так глубока, что даже дна ее не видно, только недалеко от вас чуть видны какие-то кусты, уходящие вниз. Теперь видите пропасть? Вы увидели ее в тот момент, когда отстранились, чтобы не упасть. А прежнее видение – доски мостика – сохранилось? Нет, конечно. Для каждого отдельного действия свое видение. Пропасть… Всмотритесь в нее… Но ведь это опасно, лучше не глядеть туда! Вернее – перевести взгляд вперед, на мостик. Далеко ли идти? И тут вам понадобится увидеть дальний конец мостика – вон он, там, где его доски упираются в подножье скалы. Постарайтесь увидеть отчетливее, крепко ли лежат там доски, не разошлись ли? И, разумеется, в этот момент нового видения у вас исчезнет зрительное воспоминание пропасти. Оно исчезнет, но останется смутное ощущение опасности. Вот так, действие за действием, видение за видением, – шагайте по мостику!
— Пошел снег. Вы и до середины мостика не дошли, а доски обледенели… Солнце село, становится все темнее…
— Добрались все-таки? А сейчас, для разрядки – летний день, теплынь, солнце, мостки через канавку, впереди – пляж… Вперед!.. А теперь – по сигналу – чередуем то лето, то зиму…
Это упражнение полезно делать босиком: голые ступни и кончики пальцев пробуждают осязательную память, помогают фантазии.
- Часть I. Упражнения
- 1. Смотреть – и видеть!
- СтраницыНа три буквы
- Рычажок переключения
- Три точки
- Далекие точки
- Три круга внимания
- Вот пример:
- Глаза товарищей
- Рассмотрите людей!
- Биография спичечного коробка
- Биография попутчика или прохожего
- Биография по портрету
- Биография по походке
- Биография по взглядам
- Как он это делает?
- А как он смеется?
- События на улице
- Антисобытия
- 2. Экран внутреннего видения. Мысленное действие
- Ассоциация на привязи
- Видеоскоп
- Усложненный видеоскоп
- Математическая задача
- Логическая задача
- Задача эйнштейна
- Путешествия
- Повтори! Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
- Сегодня – вчера
- Событие в картине
- Собрать картину
- Остановись, мгновенье!
- А что потом?
- Три картины
- Знакомый город
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Маршруты
- Вертушка
- Еще одна вертушка
- Сантиметр
- Страницы три слова
- Живые образы
- Перевертыши
- Антимир
- Вспомнить лицо!
- Воображаемый круг
- Мысленные действия
- Как я это делал?
- Двигаться – не двигаясь
- Пояснение к следующему разделу
- 3. Сценическое внимание
- С чего начнем?
- Исходное положение
- Кто внимателен?
- Переходы
- Семафор
- Переходы со стульями
- Передвижки – перебежки
- Творческая площадка
- Фигуры перестановок
- Лучшие места
- Отвечай!
- Двойные хлопки
- Теннисные мячи
- Страницы мячи и числа
- Мячи и слова
- Земля, воздух, вода
- Держи свою мелодию
- Координация движений
- Игра с носорогом
- Координация движений с помощью песни
- Пишущая машинка
- Два шрифта
- Испорченная пишущая машинка
- Линотип
- Арифмометр
- Задается:
- Отстающее зеркало
- Комбинированное упражнение
- Юлий цезарь
- Пересеченность
- Чистая перемена
- Сервировка
- Страницы ходить по сцене
- 4. Слушать – и слышать! рождение слова
- Телевизор
- Магнитофон
- Круговая магнитная лента
- Наши задачи:
- Учитесь слушать
- Соноскоп предметов
- Где кошка?
- Соноскоп событий
- Другие события
- Что происходит?
- Варианты этого упражнения:
- Слышать только одного!
- Три докладчика
- Шумовой квадрат
- Позвони мне по барабану!
- Действуй словом!
- Оправдание слова
- 5. Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции
- Переставить стул
- Цель действия
- Предлагаемые обстоятельства времени и места
- Встать и сесть
- Отношение к предмету Задание:
- Отношение к месту Задание:
- Войти в дверь
- Элементарные действия
- Повторные действия
- Суфлер-правда
- Каждый раз впервые!
- Отыскивать правду!
- Страницы неправда
- Больно!
- Инстинктивные реакции
- 6. Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность
- Готовность
- Странные позы
- А при чем тут дон кихот?
- В комнате – привидение
- Внезапные "кабы да если бы"
- Небывалое
- Обычное в необычном
- Оправдание крика
- Толстый и тонкий
- Старики
- Внешняя характерность
- Оркестр
- Еще один оркестр
- Живые руки
- Детские игры
- Играем в куклы
- Играем в "кошки-мышки"
- Гуси-лебеди
- Игрушки
- Игры игрушек
- Игрушки оправдывают позы
- Испорченные игрушки
- Парные игры
- Я – это он!
- Братья по разуму
- Животные
- Птицеферма
- Цирковые номера
- Цирковое представление
- Отвинченная голова
- Обыкновенные чудеса
- 7. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение
- Разведка мышц
- Норма напряжения
- Мускульная энергия
- Ртуть в пальце
- Волшебный шарик
- Укажи вдаль!
- Переливаем энергию
- Круговое переливание
- Сорви персик!
- Страницы
- Оправдание движений
- По дороге домой
- 8. Беспредметные действия
- Одеваться
- Внутренняя пристройка
- Снимать пальто
- Чтобы одеты были не гнусно!
- Заколитесь!
- Чиркните спичкой!
- Повара и поварята!
- Конвейер
- Это не книга!
- Коробка с бисером
- Подготовка стола
- Белая рубашка
- Перед зеркалом
- Гаммы для актеров
- 9. Память ощущений и физических самочувствий
- Видящие пальцы
- Беру вещь
- Угадай предмет!
- Вспомни осязание!
- Узнай товарища!
- Память пальцев
- Кассир и покупатель
- Контролер
- Палочка-узнавалочка
- Кто подошел?
- Зима – лето
- Слушать-смотреть-вспоминать-осязать
- Волшебный тазик
- Волшебный тазик партнера
- Стакан чая
- Ощутите запах! Задание:
- Вспомните запах!
- Цветочный магазин
- Флаконы
- Волшебный графин
- СтраницыЛимон
- Вспомните вкус!
- Настроение
- Физическое самочувствие
- Память пяти органов чувств
- Условия урока
- 10. Темпоритмы
- Градации темпоритмов
- Переключение темпоритмов
- Коробка скоростей
- Сложение темпоритмов
- Люди и темпоритмы
- Действие в двух темпоритмах
- Наблюдения за темпоритмами Индивидуальные упражнения:
- Оправдание движений в темпоритмах
- 11. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров
- Подарок
- Лови кастрюлю!
- Страницы тень
- Сиамские близнецы
- Зеркало
- Клубок ниток
- Парное оправдание поз
- Перехват
- Двойной перехват
- Парное действие
- Пилим дрова
- Перетягивание каната
- Озвученные действия
- Лучеиспускание и лучевосприятие
- Физическая природа общения
- Через окно
- Что-то случилось!
- Словесное воздействие
- В эфире
- Разговор по телефону
- Переговорный пункт
- 12. Мимика. Жест. Интонация
- Часть II. История, теория и психофизиология творческого тренинга
- 1. "В начале было слово"
- 2. Преграды. "вредность" теории
- 3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
- Страницы
- 4. Открытие "давно известных истин"
- 5. Йога, т.Рибо, традиции русского реализма
- 6. Михаил чехов и евгений вахтангов о тренинге
- 7. Поучительный тренинг леонардо да винчи
- 8. Делать себя! тренинги станиславского
- 9. Задачи тренинга
- 10. Как классифицировать упражнения?
- 11. Тренинг в программах актерского обучения
- Содержание
- Страницы
- Этапы первого года обучения:
- 12. Действование сценическое и жизненное
- 13. Психофизическая структура действия
- 14. Разные чувствительности. Сенситивность
- Страницы Основные признаки сенситивности:
- 15. Действенный анализ жизни роли
- 16. Удивительные особенности человеческой памяти
- Страницы17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 20. Сенситивное воспитание. Наследственность и одаренность
- Тема 2. Внимание
- Тема 3. Ритм. Пространство
- Тема 4. Гимнастика чувств
- Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
- Тема 6. Взаимодействие