Переговоры как способ разрешения конфликтов.
Переговоры – это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющих различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора и избегая прямого конфликта.
Переговорный процесс состоит из 3 стадий:
-
взаимное уточнение интересов, точек зрения, концепций и позиций участников – предполагает, что необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их, это способствует снятию информационной неопределенности путем постепенного уяснения позиций друг друга.
-
Обсуждение – направлена на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. При обсуждении позиций существенное значение приобретает аргументация, которая обычно показывает, на что та или иная сторона может пойти и почему, на какие уступки согласиться.
-
выявление фаз согласования позиций: сначала общая формула, затем детализация, под которой понимают выработку окончательного варианта готового решения. Техника переговоров подразумевает выбор подхода к их ведению и типа принимаемого на них решения.
Существует 2 основных метода ведения переговоров:
-
метод позиционного торга заключается в том, что занимаются позиции, которые затем уступаются в некоторой последовательности.
-
метод принципиальных переговоров предусматривает, что, вступая в переговоры по спорным проблемам, необходимо определить первопричину, приведшую к этим проблемам.
Таким образом, вступая в переговоры, нужно отдавать себе отчет в том, за что следует бороться, а чем можно в тех или иных случаях и поступиться. Это, в свою очередь, определяет набор соответствующих средств, методов и сценариев.
- Перечень вопросов к зачету (экзамену)
- Объект, предмет и задачи конфликтологии.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Современные взгляды научных исследований о развитии конфликтов.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (з.Фрейда, а.Лодера, э.Эриксона, э.Фромма и др.).
- Междисциплинарный характер конфликтологии.
- Методологические принципы исследования конфликтов.
- Социологические и психологические методы исследований конфликтов.
- Субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов.
- Характеристика структурных элементов конфликта.
- Конфликтная ситуация и особенности ее восприятия.
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
- Динамика конфликта: характеристика его этапов.
- Эскалация конфликта: сущность, признаки, модели развития.
- Функции конфликтов. Роль конфликтов в жизни человека и общества.
- Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия предупреждения.
- Причины и последствия внутриличностных конфликтов.
- Возможности снижения агрессии в конфликте.
- Социально-психологические основы профилактики конфликтов.
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Типы конфликтных личностей, их поведенческие особенности.
- Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
- Характерные черты межличностных конфликтов. Их место в общественной жизни.
- Межличностные конфликты: типология, уровни развития.
- Особенности конфликта «личность и группа» и его формы проявление в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.
- Специфика межгрупповых конфликтов и механизмы их возникновения.
- Переговоры как способ разрешения конфликтов.
- Динамика ведения переговоров.
- Психологические механизмы и технологии переговорного процесса.
- Характеристика основных ролей третьей стороны конфликта.
- Условия эффективного участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.
- Насилие в конфликте: формы проявления.
- Взаимосвязь межличностных с внутриличностными и групповыми конфликтами.
- Специфика конфликтов в организациях.
- Трудовые конфликты: сущность, типология, формы проявления.
- Конфликты между руководителем и подчиненными. Их объективные и субъективные основы.
- Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития.
- Технология предупреждения конфликтов.