Расстройства выделительных функций.
Дети с расстройствами выделительных функций (elimination disorders) постоянно мочатся или выделяют кал в свою одежду, в постель или на пол. При этом они находятся уже в таком возрасте, что должны уметь контролировать такие функции своего тела, и эти симптомы не вызваны физическим заболеванием.
Энурез
Энурез — это постоянное ненамеренное (а в некоторых случаях и намеренное) выделение мочи в постель или в одежду. Такое обычно происходит ночью, во время сна, но может случаться и днем. Для того чтобы ребенку можно было поставить диагноз энурез, ему должно быть не меньше 5 лет (см. Диагностическую таблицу DSM-IV в Приложении). Данная проблема часто возникает в связи с каким-нибудь вызывающим стресс событием, таким как госпитализация или поступление в школу. Случаи энуреза встречаются тем реже, чем старше дети. Это расстройство диагностируется у 7% мальчиков и 3% девочек в возрасте 5 лет, а в возрасте 10 лет оно наблюдается только у 3% мальчиков и 2% девочек. В возрасте 18 лет этим расстройством страдают не более 1% молодых людей (АРА, 1994).
Рисунок 15.3. Рост популярности «Риталина». Употребление «Риталина» стало расти с начала 80-х годов, когда ученые обнаружили, что он может помогать людям, страдающим гиперкинетическим расстройством. Только за 90-е годы продажа этого препарата увеличилась почти что втрое. (Drug Enforcement Administration, 1996.)
Энурез — детское расстройство, при котором ребенок постоянно мочится в постель или в одежду.
Ни одно из существующих объяснений энуреза не получило очевидных подтверждений. Теоретики психодинамического направления рассматривают это расстройство как симптом обширной тревоги и наличия скрытых конфликтов (Olmos de Paz, 1990). Теоретики семейной терапии указывают на нарушенные взаимоотношения в семье. Бихевиористы считают данное расстройство результатом неправильного приучения к пользованию туалетом. А теоретики биологического направления высказывают предположение, что у детей с такими проблемами медленно развивается мочеиспускательная система (Erickson, 1992).
В большинстве случаев энурез со временем проходит без всякого лечения. Однако терапевтическое вмешательство, особенно поведенческая терапия, может помочь ускорить этот процесс (Friman & Warzak, 1990; Whelan & Houts, 1990). Широко используется подход классического обусловливания, при котором под спящего ребенка подкладывается подушечка, содержащая две пластинки из металлической фольги, к которым подсоединяются звонок и батарейка (Howe & Walker, 1992; Mowrer & Mowrer, 1938). Единственная капля мочи, попадающая на пластинку, включает звонок, и ребенок просыпается сразу же, как только начинает мочиться. Таким образом, звонок (безусловный стимул), привязанный к ощущению полного мочевого пузыря (обусловленный стимул), вызывает реакцию пробуждения. В конце концов ощущение полного мочевого пузыря само по себе начинает вызывать пробуждение.
<«Представление о юности как о счастливом времени — это заблуждение, свойственное тем, кто уже расстался с ней». — У. Сомерсет Моэм, «О подневольности человека», 1915>
Энкопрез
Энкопрез (encopresis), расстройство, характеризующееся повторяющимся выделением кала в одежду, встречается реже, чем энурез, и менее изучено (см. Диагностическую таблицу DSM-IV в Приложении). Неприятные эпизоды изредка происходят ночью, во время сна (Levine, 1975). Обычно это случается непроизвольно, начиная с 4-х лет, и около 1% пятилетних детей страдают этим расстройством (табл. 15.1). К подростковому возрасту их число уменьшается почти до нуля. Данное расстройство чаще наблюдается у мальчиков, чем у девочек (АРА, 1994).
Энкопрез — детское расстройство, характеризующееся повторяющимся выделением кала в неподходящие для этого места, например, в одежду.
Энкопрез, как правило, вызывает значительные социальные трудности, стыд и смущение. Дети, страдающие этим расстройством, часто пытаются скрыть свои проблемы и стараются избегать ситуаций, в которых они могут попасть в неловкое положение, таких как пребывание в летнем лагере или школе (АРА, 1994; Ross, 1981). Расстройство может возникать в результате стресса, запора или неправильного обучения туалету. Наиболее распространенные и эффективные методы лечения — поведенческий и биологический подходы или их сочетание (Rosen, 1993; Thaper et al., 1992). Семейная терапия также приносит пользу (Wells & Hinkle, 1990).
Резюме
Проблемы, связанные с эмоциональным состоянием и поведением, — обычное явление в детском и подростковом возрасте. Одна пятая всех детей и подростков в Соединенных Штатах страдают психологическими расстройствами.
Таблица 15.1. Сравнительная характеристика детских расстройств
Расстройство | Возраст, в котором обычно впервые проявляется | Степень распространения у детей | Пол, более предрасположенный к данному расстройству | Связано ли с семейными обстоятельствами | Проходит ли к подростковому возрасту |
Тревожное расстройство в связи с разлукой | до 12 лет | 4% | женский | да | часто |
Расстройство поведения | до 12 лет | 8% | мужской | да | часто |
Гиперкинетическое расстройство (ADHD) | до 12 лет | 5% | мужской | да | часто |
Энурез | 5-8 лет | 5% | мужской | да | как правило |
Энкопрез | после 4 лет | 1% | мужской | неясно | всегда |
Расстройства школьных навыков | 6-9 лет | 5% | мужской | да | часто |
Аутизм | 0-3 лет | 0,05% | мужской | да | иногда |
Умственная отсталость | до 10 лет | 1% | мужской | неясно | иногда |
Тревожные расстройства и депрессия. Детские тревожные расстройства включают расстройства, подобные аналогичным проблемам взрослых, такие как специфические фобии, социальная фобия и генерализованное тревожное расстройство, а также уникальную детскую схему нарушений — расстройство в связи с разлукой, которое характеризуется исключительной тревогой, часто даже паникой, испытываемой ребенком, когда он разлучается с родителями. Депрессию испытывают 2% всех детей и молодых людей до 17 лет и 7% тинэйджеров (старше 10 лет).
Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении. Дети, страдающие расстройствами, выражающимися в разрушительном поведении, намного серьезнее, чем это обычно бывает у детей, нарушают общепринятые нормы и ведут себя очень агрессивно. Оппозиционно-вызывающее расстройство выражается в том, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытывает сильное чувство обиды и гнева. Дети с расстройством поведения демонстрируют более серьезную разрушительную схему, нарушая основные права других людей. Они часто совершают насильственные и жестокие поступки, могут лгать, воровать и убегать из дома. Расстройство поведения часто связывают с неблагоприятными условиями в семье, поэтому при лечении широко применяются подходы, имеющие дело со всей семьей. Кроме того, используются превентивные программы, начинающие работу с детьми в самом раннем детстве.
Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью (ADHD, гиперкинетическое расстройство). Этим расстройством страдают 5% школьников, по большей части мальчики. Они с трудом могут концентрировать внимание на задаче или проявляют гиперактивность, или демонстрируют оба эти признака. В настоящее время данное расстройство рассматривается как вызываемое несколькими совместно действующими причинами. Стимулирующие препараты, такие как «Риталин», и поведенческие методы часто приносят успех при лечении.
Расстройства выделительных функций. Дети, страдающие расстройствами функций выделения: энурезом и энкопрезом, — неоднократно мочатся или выделяют кал в неподходящие места. Склонность к этим расстройствам значительно уменьшается, когда дети становятся старше. В возникновение расстройств могут вносить вклад разнообразные факторы, от стресса до биологических причин. Поведенческая техника, при которой используется устройство со звонком, является эффективным методом лечения энуреза. Энкопрез иногда поддается лечению с помощью поведенческого, биологического и семейного подходов.
<Вопросы для размышления. Хотя в детском возрасте мальчики чаще страдают психологическими расстройствами, чем девочки, среди взрослых такими расстройствами чаще страдают женщины, чем мужчины. Некоторые ученые считают, что это смещение предрасположенностей в зависимости от возраста отражает особые виды напряжений, которые испытывают женщины в западном обществе. Какие факторы могут здесь играть роль? Могут ли быть другие объяснения такого сдвига?>
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru
- Предисловие.
- Основные особенности и преимущества.
- Конкретные особенности и преимущества.
- Благодарности.
- Предисловие научного редактора русского издания.
- Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее.
- Выявление психической патологии и ее лечение.
- Отклонение.
- Страдание.
- Дисфункция.
- Опасность.
- Психическая патология: ускользающая концепция.
- Определение лечения.
- Взгляд из прошлого на патологию и лечение.
- Воззрения древних.
- Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности.
- Европа в средние века: Демонология возвращается.
- Ренессанс и создание приютов.
- Девятнадцатый век: моральное лечение.
- Современные направления.
- Тяжелые психические нарушения и их лечение.
- Менее серьезные нарушения и их лечение.
- Сегодняшние перспективы и специалисты.
- Методы клинического исследования.
- Исследование отдельных случаев болезни.
- Корреляционный метод.
- Экспериментальный метод.
- Подводя итоги.
- Глава 2. Модели патологии.
- Биологическая модель.
- Биологические объяснения.
- Биологические методы терапии.
- Оценка биологической модели.
- Психодинамическая модель.
- Теория Фрейда.
- Другие психодинамические объяснения.
- Оценка психодинамической модели.
- Поведенческая модель.
- Поведенческие объяснения.
- Поведенческие методы терапии.
- Оценка поведенческой модели.
- Когнитивная модель.
- Когнитивные объяснения.
- Когнитивные методы терапии.
- Оценка когнитивной модели.
- Экзистенциально-гуманистическая опытная модель.
- Гуманистическая теория и терапия Роджерса.
- Гештальт-теория и терапия.
- Экзистенциальные теории и терапия.
- Оценка экзистенциально-гуманистической модели.
- Социокультурная модель.
- Социокультурные объяснения.
- Социокультурные методы терапии.
- Оценка социокультурной модели.
- Подводя итоги.
- Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение.
- Клиническая оценка.
- Свойства оценочных средств.
- Клинические интервью.
- Клинические тесты.
- Клинические наблюдения.
- Диагностика.
- Системы классификации.
- Надежность и валидность классификации.
- Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков.
- Лечение.
- Выбор лечения.
- Эффективность лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии.
- Стресс, адаптация и тревожное реагирование.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Социокультурная модель.
- Психодинамическая модель.
- Гуманистическая и экзистенциальная модели.
- Когнитивная модель.
- Биологическая модель.
- Типы фобий.
- Теории возникновения фобий.
- Терапия фобий.
- Подводя итоги.
- Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства.
- Паническое расстройство.
- Биологическая модель.
- Когнитивная модель.
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые идеи (обсессии).
- Навязчивые действия (компульсии).
- Навязчивые идеи и навязчивые действия.
- Теории возникновения и методы лечения.
- Стрессовые расстройства.
- Военные действия.
- Катастрофы.
- Насилие и жестокое обращение.
- Теории формирования стрессовых расстройств.
- Методы терапии стрессовых расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 6. Расстройства настроения.
- Монополярная депрессия.
- Клиническая картина депрессии.
- Диагностика монополярной депрессии.
- Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Биполярные расстройства.
- Клиническая картина мании.
- Диагностика биполярных аффективных расстройств.
- Возможные причины биполярных аффективных расстройств.
- Методы лечения биполярных аффективных расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 7. Самоубийство.
- Что такое самоубийство.
- Изучение суицида.
- Паттерны и статистика.
- Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений.
- Стрессовые события и ситуации.
- Изменение настроения и образа мыслей.
- Алкоголь и наркотики.
- Психические расстройства.
- Моделирование.
- Объяснения суицида.
- Психодинамическая точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Самоубийства в разных возрастных группах.
- Подростки и молодежь.
- Пожилые.
- Терапия и суицид.
- Терапия после совершения попытки самоубийства.
- Предупреждение суицида.
- Эффективность предупреждения самоубийств.
- Подводя итоги.
- Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.
- Симулятивные расстройства.
- Соматоформные расстройства.
- Истерические соматоформные расстройства.
- Ипохондрические соматоформные расстройства.
- Объяснения соматоформных расстройств.
- Лечение соматоформных расстройств.
- Психофизиологические расстройства.
- Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства.
- Новые психофизиологические расстройства.
- Психологические средства лечения физических болезней.
- Релаксационные тренировки.
- Установление биологической обратной связи.
- Медитация.
- Гипноз.
- Когнитивное вмешательство.
- Терапия инсайта и группы поддержки.
- Комбинированный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 9. Расстройства питания.
- Нервная анорексия.
- Клиническая картина.
- Проблемы со здоровьем.
- Нервная булимия.
- Обжорство.
- Компенсирующие действия.
- Сравнение нервной булимии с нервной анорексией.
- Причины появления расстройств питания.
- Социальное давление.
- Семейная обстановка.
- Эго и когнитивные расстройства.
- Расстройства настроения.
- Биологические факторы.
- Лечение расстройств питания.
- Лечение нервной анорексии.
- Лечение нервной булимии.
- Подводя итоги.
- Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
- Депрессанты.
- Алкоголь.
- Седативно-снотворные лекарственные средства.
- Опиаты.
- Стимуляторы.
- Кокаин.
- Амфетамины.
- Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ.
- Галлюциногены.
- Каннабис (конопля).
- Комбинации психоактивных веществ.
- Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.
- Социокультурная точка зрения.
- Психодинамическая точка зрения.
- Бихевиористская точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ.
- Психодинамические методы лечения.
- Поведенческая терапия.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Биологические методы лечения.
- Социокультурные методы лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.
- Сексуальные дисфункции.
- Расстройство фазы влечения.
- Расстройства фазы возбуждения.
- Расстройства фазы оргазма.
- Болевые ощущения во время занятий сексом.
- Лечение сексуальных дисфункций.
- Секс-терапия.
- Терапия, ориентированная на проблемы.
- Новые направления в секс-терапии.
- Парафилии.
- Фетишизм.
- Эксгибиционизм.
- Вуайеризм.
- Фроттеризм.
- Педофилия.
- Сексуальный мазохизм.
- Сексуальный садизм.
- Общественные нормы и сексуальные ярлыки.
- Расстройство половой идентификации.
- Подводя итоги.
- Глава 12. Шизофрения.
- Клиническая картина шизофрении.
- Симптомы шизофрении.
- Дифференциальная диагностика.
- Теории возникновения шизофрении.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Методы лечения шизофрении.
- Лечение в условиях стационара в прошлом.
- Усовершенствованное лечение в условиях стационара.
- Антипсихотические препараты.
- Психотерапия.
- Общественный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций.
- Диссоциативные расстройства.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная фуга.
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности).
- Возможные причины диссоциативных расстройств.
- Психодинамический подход.
- Поведенческий подход.
- Научение, зависимое от состояния.
- Аутогипноз.
- Методы лечения диссоциативных расстройств.
- Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.
- Методы лечения диссоциативного расстройства личности.
- Органические расстройства памяти.
- Биология памяти.
- Амнестические расстройства.
- Деменции.
- Методы лечения органических расстройств памяти.
- Подводя итоги.
- Глава 14. Расстройства личности.
- «Странные» расстройства личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Шизотипическое расстройство личности.
- «Драматические» расстройства личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Пограничное расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- «Тревожные» расстройства личности.
- Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Растройства личности: дилеммы и сомнения.
- Подводя итоги.
- Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста.
- Расстройства детского и подросткового возраста.
- Детские тревожные расстройства.
- Депрессия у детей.
- Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
- Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью.
- Расстройства выделительных функций.
- Длительные расстройства, начинающиеся в детстве.
- Аутизм.
- Умственная отсталость.
- Расстройства пожилого возраста.
- Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
- Делирий и деменция.
- Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей.
- Подводя итоги.
- Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра.
- Влияние клиницистов на систему уголовного права.
- Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде.
- Влияние законодательства на систему психиатрических клиник.
- Принудительное лечение в гражданском порядке.
- Защита прав пациентов.
- Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами.
- Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.
- Психическое здоровье, бизнес и экономика.
- Бизнес и психическое здоровье.
- Экономика и психическое здоровье.
- Человек и профессия.
- Подводя итоги.
- Приложение. Диагностическая таблица dsm-IV.
- Глоссарий.
- Список литературы.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru