Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
Дети часто ведут себя не слишком примерно (рис. 15.1). Однако если ребенок последовательно демонстрирует исключительную враждебность и вызывающее поведение, ему может быть поставлен диагноз «оппозиционно-вызывающее расстройство», или «расстройство поведения». Дети с оппозиционно-вызывающим расстройством (oppositional defiant disorder) постоянно спорят со взрослыми, устраивают скандалы и испытывают сильное чувство гнева и обиды (см. список DSM-IV в Приложении). Они часто игнорируют нормы и требования взрослого мира, стараются вызвать раздражение у окружающих и обвиняют других в собственных ошибках и трудностях. До начала полового созревания это расстройство встречается у мальчиков чаще, чем у девочек, но после начала пубертатного периода одинаково часто наблюдается и у юношей, и у девушек. От 2 до 16% детей и подростков демонстрируют описанное расстройство (АРА, 1994).
Оппозиционно-вызывающее расстройство — детское расстройство, характеризующееся тем, что ребенок постоянно спорит со взрослыми, устраивает скандалы и испытывает сильное чувство гнева и обиды.
Дети, страдающие расстройством поведения (conduct disorder), проявляют более серьезные нарушения; они не просто ведут себя вызывающе, но и постоянно совершают действия, направленные против основных прав других людей (см. список DSM-IV в Приложении). Они часто бывают агрессивными и могут проявлять физическую жестокость по отношению к людям или животным, намеренно портить чужое имущество, лгать, прогуливать уроки или убегать из дома. Многие из них крадут, угрожают или совершают такие преступления, как мелкое воровство в магазинах, подлог, взлом зданий или автомобилей, хулиганство или вооруженное ограбление. Когда они становятся старше, к списку их насильственных действий добавляется изнасилование или, реже, убийство (АРА, 1994).
Расстройство поведения — детское расстройство, при котором ребенок постоянно нарушает основные права других людей, проявляет агрессивность, иногда портит чужое имущество, лжет или убегает из дома.
Расстройство, выражающееся в разрушительном поведении (disruptive behavior disorders), обычно, хотя и не всегда, начинается в возрасте до 10 лет. От 6 до 16% мальчиков и от 2 до 9% девочек проявляют признаки этого расстройства. Легкое расстройство поведения со временем может пройти, но более серьезные формы продолжаются и во взрослой жизни и могут вылиться в антисоциальное расстройство личности или другие психологические проблемы (Meyers et al., 1998; Kratzer & Hodgins, 1997).
Возникновение расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, злоупотреблением наркотиками и бедностью (Slutske et al., 1997; Needleman, et al., 1996). Однако чаще всего его причины видят в трудных взаимоотношениях между родителями и детьми, семейных конфликтах и враждебных отношениях в семье (Klein et al., 1997; Hoge, Andrews, Leschied, 1996). Дети, родители которых отказываются уделять им внимание, бросают их или не способны организовать необходимую дисциплину и контролировать поведение ребенка, намного чаще демонстрируют расстройство поведения (Rosenstein & Horowitz, 1996; Staub, 1996). Точно так же замечено, что дети, родители которых сами ведут себя антисоциально, злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами, страдают расстройствами настроения или шизофренией, по-видимому, более подвержены расстройствам поведения (АРА, 1994).
<Психологические заметки. Статистические исследования показывают, что каждый двадцатый ученик старших классов средних школ в Соединенных Штатах носит с собой в школу огнестрельное оружие (Options, 1994).>
Рисунок 15.1. Плохое поведение у маленьких детей. Оценки поведения более чем 700 дошкольников, сделанные воспитателями, показывают, что уровень агрессивности и неуступчивости у маленьких детей снижается, когда дети становятся старше (Crowther, Bond & Rolf, 1981).
Терапевтические подходы, применяемые к расстройствам поведения, наиболее эффективны, когда ребенку меньше 13 лет, потому что разрушительная схема поведения с возрастом становится более устойчивой (Burnette & Murray, 1996; Tate et al., 1995). Учитывая значение семейных факторов в развитии данного расстройства, терапевты часто работают со всей семьей. Наибольший успех приносят следующие подходы: (1) родителей обучают более эффективно взаимодействовать со своими детьми (например, последовательно вознаграждать их за соответствующее общественным нормам поведение) и (2) поведенчески-ориентированная семейная терапия, когда психотерапевт работает одновременно с родителями и детьми (Kazdin & Weisz, 1998; Kazdin, 1997).
Социокультурные подходы, такие как терапия в реабилитационных центрах по месту жительства, специальные программы в школах и групповая терапия, также в некоторых случаях приносят пользу (Braswell et al., 1997; Tate et al., 1995). Иногда эффективными бывают индивидуальные подходы, особенно те, что учат детей справляться с чувством гнева (Tate et al., 1995). Кроме того, недавно были предприняты попытки использовать лекарственные препараты для того, чтобы сделать более контролируемыми вспышки агрессивности у детей (Donovan et al., 1997). Помещение детей и подростков в специальные учреждения, так называемые центры для несовершеннолетних правонарушителей, не приносит особенного успеха (Tate et al., 1995). На самом деле такие учреждения часто способствуют усилению отклонений в поведении, вместо того чтобы служить возвращению юных правонарушителей в общество (Erickson, 1992) (рис. 15.2).
<Психологические заметки. До окончания начальной школы средний американский ребенок успевает увидеть по телевизору 8000 сцен убийства и 100 000 сцен насилия (Adler, 1994).>
Возможно, наиболее обнадеживающим средством в случае расстройств поведения являются превентивные (психопрофилактические) программы, которые работают с детьми, начиная с самого раннего возраста. Эти программы нацелены на то, чтобы изменить неблагоприятные социальные условия еще до того, как они выльются в расстройство поведения. Превентивные программы включают организацию возможностей для развития и развлечения детей, мероприятия по охране их здоровья, облегчению жизни детей из бедных семей и обучение родителей. Все подобные подходы являются более действенными, когда терапия и обучение охватывают всю семью (Burnette & Murray, 1996; Zigler et al., 1992).
Сцены из современной жизни
Силовые игры среди детей
Каждые несколько лет дети выбирают себе нового фантастического героя или героиню. Часто их увлечение этим персонажем возбуждает озабоченность и интерес. Рэйнджеры Силы Майти Морфин, персонажи как мужского, так и женского пола, являются предметом споров с того самого момента, когда несколько лет назад стало популярным телевизионное шоу под аналогичным названием (Hellmich, 1995). Многие практические психологи и родители выражают свою обеспокоенность тем, что Рэйнджеры Силы слишком часто прибегают к насилию, и их образ может внушить детям представление, что с помощью насилия можно разрешить проблемы, создавая несоответствие между фантазией и реальностью.
<Вопросы для размышления. Могут ли выдуманные герои, прибегающие к насильственным действиям, способствовать развитию у детей оппозиционно-вызывающего расстройства и расстройства поведения? Некоторые эксперты утверждают, что игра в супергероя — это на самом деле один из аспектов нормального развития здорового человека. Почему это может быть так? Не может ли поэтому оказаться, что беспокойство, вызванное поведением телевизионных героев, слишком раздуто?>
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru
- Предисловие.
- Основные особенности и преимущества.
- Конкретные особенности и преимущества.
- Благодарности.
- Предисловие научного редактора русского издания.
- Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее.
- Выявление психической патологии и ее лечение.
- Отклонение.
- Страдание.
- Дисфункция.
- Опасность.
- Психическая патология: ускользающая концепция.
- Определение лечения.
- Взгляд из прошлого на патологию и лечение.
- Воззрения древних.
- Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности.
- Европа в средние века: Демонология возвращается.
- Ренессанс и создание приютов.
- Девятнадцатый век: моральное лечение.
- Современные направления.
- Тяжелые психические нарушения и их лечение.
- Менее серьезные нарушения и их лечение.
- Сегодняшние перспективы и специалисты.
- Методы клинического исследования.
- Исследование отдельных случаев болезни.
- Корреляционный метод.
- Экспериментальный метод.
- Подводя итоги.
- Глава 2. Модели патологии.
- Биологическая модель.
- Биологические объяснения.
- Биологические методы терапии.
- Оценка биологической модели.
- Психодинамическая модель.
- Теория Фрейда.
- Другие психодинамические объяснения.
- Оценка психодинамической модели.
- Поведенческая модель.
- Поведенческие объяснения.
- Поведенческие методы терапии.
- Оценка поведенческой модели.
- Когнитивная модель.
- Когнитивные объяснения.
- Когнитивные методы терапии.
- Оценка когнитивной модели.
- Экзистенциально-гуманистическая опытная модель.
- Гуманистическая теория и терапия Роджерса.
- Гештальт-теория и терапия.
- Экзистенциальные теории и терапия.
- Оценка экзистенциально-гуманистической модели.
- Социокультурная модель.
- Социокультурные объяснения.
- Социокультурные методы терапии.
- Оценка социокультурной модели.
- Подводя итоги.
- Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение.
- Клиническая оценка.
- Свойства оценочных средств.
- Клинические интервью.
- Клинические тесты.
- Клинические наблюдения.
- Диагностика.
- Системы классификации.
- Надежность и валидность классификации.
- Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков.
- Лечение.
- Выбор лечения.
- Эффективность лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии.
- Стресс, адаптация и тревожное реагирование.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Социокультурная модель.
- Психодинамическая модель.
- Гуманистическая и экзистенциальная модели.
- Когнитивная модель.
- Биологическая модель.
- Типы фобий.
- Теории возникновения фобий.
- Терапия фобий.
- Подводя итоги.
- Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства.
- Паническое расстройство.
- Биологическая модель.
- Когнитивная модель.
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые идеи (обсессии).
- Навязчивые действия (компульсии).
- Навязчивые идеи и навязчивые действия.
- Теории возникновения и методы лечения.
- Стрессовые расстройства.
- Военные действия.
- Катастрофы.
- Насилие и жестокое обращение.
- Теории формирования стрессовых расстройств.
- Методы терапии стрессовых расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 6. Расстройства настроения.
- Монополярная депрессия.
- Клиническая картина депрессии.
- Диагностика монополярной депрессии.
- Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Биполярные расстройства.
- Клиническая картина мании.
- Диагностика биполярных аффективных расстройств.
- Возможные причины биполярных аффективных расстройств.
- Методы лечения биполярных аффективных расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 7. Самоубийство.
- Что такое самоубийство.
- Изучение суицида.
- Паттерны и статистика.
- Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений.
- Стрессовые события и ситуации.
- Изменение настроения и образа мыслей.
- Алкоголь и наркотики.
- Психические расстройства.
- Моделирование.
- Объяснения суицида.
- Психодинамическая точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Самоубийства в разных возрастных группах.
- Подростки и молодежь.
- Пожилые.
- Терапия и суицид.
- Терапия после совершения попытки самоубийства.
- Предупреждение суицида.
- Эффективность предупреждения самоубийств.
- Подводя итоги.
- Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.
- Симулятивные расстройства.
- Соматоформные расстройства.
- Истерические соматоформные расстройства.
- Ипохондрические соматоформные расстройства.
- Объяснения соматоформных расстройств.
- Лечение соматоформных расстройств.
- Психофизиологические расстройства.
- Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства.
- Новые психофизиологические расстройства.
- Психологические средства лечения физических болезней.
- Релаксационные тренировки.
- Установление биологической обратной связи.
- Медитация.
- Гипноз.
- Когнитивное вмешательство.
- Терапия инсайта и группы поддержки.
- Комбинированный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 9. Расстройства питания.
- Нервная анорексия.
- Клиническая картина.
- Проблемы со здоровьем.
- Нервная булимия.
- Обжорство.
- Компенсирующие действия.
- Сравнение нервной булимии с нервной анорексией.
- Причины появления расстройств питания.
- Социальное давление.
- Семейная обстановка.
- Эго и когнитивные расстройства.
- Расстройства настроения.
- Биологические факторы.
- Лечение расстройств питания.
- Лечение нервной анорексии.
- Лечение нервной булимии.
- Подводя итоги.
- Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
- Депрессанты.
- Алкоголь.
- Седативно-снотворные лекарственные средства.
- Опиаты.
- Стимуляторы.
- Кокаин.
- Амфетамины.
- Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ.
- Галлюциногены.
- Каннабис (конопля).
- Комбинации психоактивных веществ.
- Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.
- Социокультурная точка зрения.
- Психодинамическая точка зрения.
- Бихевиористская точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ.
- Психодинамические методы лечения.
- Поведенческая терапия.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Биологические методы лечения.
- Социокультурные методы лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.
- Сексуальные дисфункции.
- Расстройство фазы влечения.
- Расстройства фазы возбуждения.
- Расстройства фазы оргазма.
- Болевые ощущения во время занятий сексом.
- Лечение сексуальных дисфункций.
- Секс-терапия.
- Терапия, ориентированная на проблемы.
- Новые направления в секс-терапии.
- Парафилии.
- Фетишизм.
- Эксгибиционизм.
- Вуайеризм.
- Фроттеризм.
- Педофилия.
- Сексуальный мазохизм.
- Сексуальный садизм.
- Общественные нормы и сексуальные ярлыки.
- Расстройство половой идентификации.
- Подводя итоги.
- Глава 12. Шизофрения.
- Клиническая картина шизофрении.
- Симптомы шизофрении.
- Дифференциальная диагностика.
- Теории возникновения шизофрении.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Методы лечения шизофрении.
- Лечение в условиях стационара в прошлом.
- Усовершенствованное лечение в условиях стационара.
- Антипсихотические препараты.
- Психотерапия.
- Общественный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций.
- Диссоциативные расстройства.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная фуга.
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности).
- Возможные причины диссоциативных расстройств.
- Психодинамический подход.
- Поведенческий подход.
- Научение, зависимое от состояния.
- Аутогипноз.
- Методы лечения диссоциативных расстройств.
- Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.
- Методы лечения диссоциативного расстройства личности.
- Органические расстройства памяти.
- Биология памяти.
- Амнестические расстройства.
- Деменции.
- Методы лечения органических расстройств памяти.
- Подводя итоги.
- Глава 14. Расстройства личности.
- «Странные» расстройства личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Шизотипическое расстройство личности.
- «Драматические» расстройства личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Пограничное расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- «Тревожные» расстройства личности.
- Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Растройства личности: дилеммы и сомнения.
- Подводя итоги.
- Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста.
- Расстройства детского и подросткового возраста.
- Детские тревожные расстройства.
- Депрессия у детей.
- Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
- Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью.
- Расстройства выделительных функций.
- Длительные расстройства, начинающиеся в детстве.
- Аутизм.
- Умственная отсталость.
- Расстройства пожилого возраста.
- Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
- Делирий и деменция.
- Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей.
- Подводя итоги.
- Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра.
- Влияние клиницистов на систему уголовного права.
- Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде.
- Влияние законодательства на систему психиатрических клиник.
- Принудительное лечение в гражданском порядке.
- Защита прав пациентов.
- Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами.
- Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.
- Психическое здоровье, бизнес и экономика.
- Бизнес и психическое здоровье.
- Экономика и психическое здоровье.
- Человек и профессия.
- Подводя итоги.
- Приложение. Диагностическая таблица dsm-IV.
- Глоссарий.
- Список литературы.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru