Особенности конфликта «личность и группа» и его формы проявление в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.
Конфликт между личностью и группой — это противоречие, возникшее между индивидуумом и социальной группой.
Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой — группа. Конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым — в групповых.
Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. Причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».
Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.
Существует определенная схема того, как разрешить конфликт между личностью и группой. Она состоит из этапов управления и соответствующих каждому этапу управленческих действий:
-
Прогнозирование конфликта. На этой стадии можно разрешить конфликт, просто не допустив его. Для этого необходимо изучение психологических и индивидуальных особенностей участников группы, индивидуальная работа с формальными и неформальными лидерами, сбор, учет и анализ группового мнения, их ценностей. Немаловажно понимание предвестников намечающегося конфликта, его первых симптомов. Примерами таких зачатков могут служить: критические высказывания в адрес личности, решившей противостоять группе, ограничение общения с этим индивидом.
-
Если конфликт удалось спрогнозировать, то его возможно предупредить. Для этого стоит тщательно проанализировать причины конфликта, предпринять определенные меры. Они могут быть как педагогическими, так и административными (штрафы и пр.).
-
Если конфликт все же произошел, то необходимо его грамотное регулирование. Для этого в первую очередь важно, чтобы все участники признали его реальность. После этого проводится работа с обоими субъектами взаимодействия конфликта на предмет поиска возможных путей выхода из него.
-
Заключительный этап – это разрешение возникших противоречий. Здесь имеется два способа: либо сам индивид, вступивший в конфликт, признает свои ошибки и исправляет их, либо эта он покидает группу.
- Перечень вопросов к зачету (экзамену)
- Объект, предмет и задачи конфликтологии.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Современные взгляды научных исследований о развитии конфликтов.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (з.Фрейда, а.Лодера, э.Эриксона, э.Фромма и др.).
- Междисциплинарный характер конфликтологии.
- Методологические принципы исследования конфликтов.
- Социологические и психологические методы исследований конфликтов.
- Субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов.
- Характеристика структурных элементов конфликта.
- Конфликтная ситуация и особенности ее восприятия.
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
- Динамика конфликта: характеристика его этапов.
- Эскалация конфликта: сущность, признаки, модели развития.
- Функции конфликтов. Роль конфликтов в жизни человека и общества.
- Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия предупреждения.
- Причины и последствия внутриличностных конфликтов.
- Возможности снижения агрессии в конфликте.
- Социально-психологические основы профилактики конфликтов.
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Типы конфликтных личностей, их поведенческие особенности.
- Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
- Характерные черты межличностных конфликтов. Их место в общественной жизни.
- Межличностные конфликты: типология, уровни развития.
- Особенности конфликта «личность и группа» и его формы проявление в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.
- Специфика межгрупповых конфликтов и механизмы их возникновения.
- Переговоры как способ разрешения конфликтов.
- Динамика ведения переговоров.
- Психологические механизмы и технологии переговорного процесса.
- Характеристика основных ролей третьей стороны конфликта.
- Условия эффективного участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.
- Насилие в конфликте: формы проявления.
- Взаимосвязь межличностных с внутриличностными и групповыми конфликтами.
- Специфика конфликтов в организациях.
- Трудовые конфликты: сущность, типология, формы проявления.
- Конфликты между руководителем и подчиненными. Их объективные и субъективные основы.
- Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития.
- Технология предупреждения конфликтов.