Динамика ведения переговоров.
Подготовка к переговорам. Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, когда одна из сторон выступит инициатором проведения переговоров и участники займутся их подготовкой. Подготовка к переговорам ведется по двум направлениям: организационному и содержательному. К организационным моментам подготовки относят: формирование делегации, определение места и времени встречи, повестки дня заседания. Содержательная сторона подготовки к переговорам включает: анализ проблемы и интересов участников; формирование общего подхода к переговорам и собственной позиции на них; определение возможных вариантов решения. Необходимо выработать общий подход к переговорам - их концепцию.
Ведение переговоров. Можно говорить о трех этапах ведения переговоров:
-
уточнение интересов, концепций и позиций участников;
-
обсуждение (обоснование своих взглядов и предложений);
-
согласование позиций и выработка договоренностей.
Заключительным периодом переговорного процесса является анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей. Переговоры можно считать удавшимися, если обе стороны высоко оценивают их итоги. Другой важнейший показатель успешности переговоров - степень решения проблемы. Успешные переговоры предполагают решение проблемы, однако участники могут по-разному видеть, насколько проблема решена. Третий показатель успешности переговоров - выполнение обеими сторонами взятых на себя обязательств.
После завершения переговоров необходимо провести анализ их содержательной и процессуальной стороны, т. е. обсудить:
-
что способствовало успеху переговоров;
-
какие возникали трудности, как они преодолевались;
-
что не учтено при подготовке к переговорам и почему;
-
какой опыт ведения переговоров можно использовать.
-
Содержание
- Перечень вопросов к зачету (экзамену)
- Объект, предмет и задачи конфликтологии.
- Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии.
- Современные взгляды научных исследований о развитии конфликтов.
- Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов (з.Фрейда, а.Лодера, э.Эриксона, э.Фромма и др.).
- Междисциплинарный характер конфликтологии.
- Методологические принципы исследования конфликтов.
- Социологические и психологические методы исследований конфликтов.
- Субъективные и объективные факторы возникновения конфликтов.
- Характеристика структурных элементов конфликта.
- Конфликтная ситуация и особенности ее восприятия.
- Противоречие интересов как фундаментальная причина конфликтов.
- Динамика конфликта: характеристика его этапов.
- Эскалация конфликта: сущность, признаки, модели развития.
- Функции конфликтов. Роль конфликтов в жизни человека и общества.
- Внутриличностный конфликт: сущность, разновидности, условия предупреждения.
- Причины и последствия внутриличностных конфликтов.
- Возможности снижения агрессии в конфликте.
- Социально-психологические основы профилактики конфликтов.
- Способы разрешения внутриличностных конфликтов.
- Типы конфликтных личностей, их поведенческие особенности.
- Основные подходы в изучении межличностных конфликтов.
- Характерные черты межличностных конфликтов. Их место в общественной жизни.
- Межличностные конфликты: типология, уровни развития.
- Особенности конфликта «личность и группа» и его формы проявление в различных видах профессиональной деятельности. Пути разрешения конфликтов между личностью и группой.
- Специфика межгрупповых конфликтов и механизмы их возникновения.
- Переговоры как способ разрешения конфликтов.
- Динамика ведения переговоров.
- Психологические механизмы и технологии переговорного процесса.
- Характеристика основных ролей третьей стороны конфликта.
- Условия эффективного участия третьей стороны в урегулировании конфликтов.
- Насилие в конфликте: формы проявления.
- Взаимосвязь межличностных с внутриличностными и групповыми конфликтами.
- Специфика конфликтов в организациях.
- Трудовые конфликты: сущность, типология, формы проявления.
- Конфликты между руководителем и подчиненными. Их объективные и субъективные основы.
- Социальное партнерство как форма сотрудничества в решении проблем социально-экономического развития.
- Технология предупреждения конфликтов.