31. Учение о психологических типах Юнга.
Юнг выделил два типа установки: экстраверсивую и интроверсивую.
Экстраверсивая характеризуется интересом к внешнему миру, отзывчивостью, желанием заводить много друзей, склонностью к демонстрации. Экстраверсия и интроверсия - это два механизма психологической адаптации и оба они присущи каждому человеку, но одна из этих установок будет доминировать, и тогда, по Юнгу, человек будет проявлять, соответственно, интровертированно или экстравертированно.
Интроверты, как правило, недоверчивы, критичны, завистливы, негативно оценивают окружающий мир. При интроверсивной установке люди склонны к некоторому консерватизму, критично и избирательно относятся к новой информации, часто бывают субъективны и на все имеют свой собственный взгляд. Зачастую предпочитают поддерживать отношения с ограниченным числом людей. Человек с экстравертированной установкой переживает себя как часть мира. Поэтому внешние события и факторы сильно влияют на внутренний мир человека. Поэтому экстраверты любят путешествовать, встречать новых людей, пробовать новые виды деятельности.
Кроме того Юнг выделил четыре типа психических функций: рациональные: мышление и чувство и иррациональные: ощущение и интуиция.
Мышление — Чувственность характеризует процесс принятия решения. Представители "мыслительного" типа принимают решения на основе логического анализа имеющихся данных. Качество решения для них связано с объективностью, соответствием существующим нормам, последовательностью и обоснованностью. Люди "чувствующего" типа принимают решения, прежде всего, исходя из личных убеждений и субъективных ценностей.
Ощущение (сенсорика) — Интуитивность характеризует личность с точки зрения предпочитаемого способа сбора и восприятия информации. Представители сенсорного типа при сборе информации ориентированы на факты, на то, что действительно происходит "здесь и сейчас", и использование пяти чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Люди интуитивного типа при сборе и оценке информации предпочитают полагаться на "шестое чувство" — догадки, озарения, прогнозы при минимальном внешнем стимуле. Представители иррациональных типов интуитивисты предпочитают иметь дело с будущим, рассматривая не столько факты, сколько возможности.
Многими современными учёными экстраверсия и интроверсия рассматриваются как свойство темперамента.
32.Личность. социализация и индефикация как процессы, формирующие личность. Личность – человек в единстве всех его биологических, психологических, и социальных свойств; человек в системе его социальных связей; совокупность определённых психических структур.
В процессе социализации формируется и развивается личность человека. Процесс социализации начинается с момента рождения и продолжается до конца жизни. Усвоение социального опыта субъективно - в том смысле, что усваивается лишь то, что переживается субъектом, что становится его личным опытом; а также в том смысле, что одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и переживаются разными людьми, и поэтому из одинаковых ситуаций выносится самый разнообразный личный опыт, а схожие социальные условия формируют зачастую совершенно не схожие личности. Неотъемлемой стороной процесса социализации является процесс индивидуализации - через обретение субъектом своего места в обществе, в процессе выработки способов взаимодействия с другими членами общества. Чем ярче индивидуальность человека, тем более ценным и незаменимым членом общества он становится. Процесс социализации осуществляется как через специальные социальные институты (семью, школу, профессиональные учебные и производственные объединения, детские и молодежные общественные организации), так и через различные неформальные группы.
Различают первичную и вторичную социализацию. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют его. На этапе первичной социализации формируется обобщенный образ действительности, прежде всего социальной. Этот этап часто называют этапом адаптации. На этапе вторичной социализации происходит усвоение социальных ролей. По мнению Леонтьева «личность рождается дважды». Первое рождение относится к дошкольному возрасту. Второе рождение личности происходит в подростковом возрасте, когда появляется способность и стремление осознавать мотивы собственной деятельности. Идентификация – усвоение социального опыта через личный пример другого человека, посредством уподобления, подражания, заражения. Первые идентификации происходят у детей с родителями.
Идентификация проходит в три этапа:
1. человек должен создать для себя идеальную модель. 2. этап имитации поведения образца во всех деталях. 3. На третьем этапе происходит «освобождение» от образца, создается обобщенный образ подобающего поведения. Некоторые черты образца могут быть подвергнуты критике и вообще отвергнуты, одновременно может происходить переориентация на другие образцы.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.