logo search
Курсовик

Глава 2. Фрейдова теория агрессивности и деструктивности

2.1 Эволюция представлений Фрейда об агрессивности и деструктивности.

Введение

Актуальность темы исследования.: Проблема агрессивности и деструк-тивности в психоаналитической социологии имеет не только огромное теоретическое, но и социально-практическое значение. Современный этап развития человечества требует синтеза старых и разработки новых философско-методологических и концептуальных основ человеческой агрессивности и де-структивности как источника многочисленных социальных, национальных и др. конфликтов. Более того, обществу реально необходимы эффективный механизмы защиты от агрессивности и деструктивности во всех ее формах. А это, в свою очередь, предполагает глубокое и всестороннее знание природы человеческой агрессии, источников и мотивации человеческой агрессивности и деструктивности.

Среди причин, которые заставляют современных исследователей-социологов искать новые методологические решения, процесс дальнейшего развития и постоянного приращения конкретно-научных знаний. С той поры, когда в начале в 20 века 3. Фрейд поставил проблему агрессии, сделаны серьезные шаги в раскрытии социобиологических механизмов агрессии. В частности, в отношении проблемы агрессивности за последние 20 - 30 лет накоплен такой огромный фактический материала в области биологии, этологии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, который не умещается в старые теоретико-методологические схемы. Существует объективная необходимость в выработки системного подхода к проблеме агрессивности и деструктивности. Особый интерес заслуживает концепция агрессивности и деструктивности Эриха Фромма, которая полемизирует с концепцией агрессии в классической психоанализе, этологии и др. теориях. Фромм рассматривает агрессию не только как форму поведения личности, но и как форму социального поведения людей, групп, народов. Агрессивность и деструктивность - свойства не только личности, но и общества и развития цивилизации в целом. Огромный материал из различных областей знаний - философии, социологии, психологии, антропологии, истории, комплекса естественных наук, делает концепцию Э. Фромма пер4 вым шагом в создании комплексного системного подхода в изучении данной проблематики, на пути формирования обобщающей теории человеческой агрессии и деструктивности. Эволюция научной мысли об агрессии - от односторонности к системности, начиная от 3. Фрейда до Э. Фромма, - стала лейтмотивом нашего исследования.

Объект и предмет исследования. Объектом изучения выступает сложный социально-психологический феномен агрессии, агрессивности, деструктивности в различных проявлениях - в структуре отдельной личности, социокультурной среде и историческом развитии. Предмет исследования - это тот же объект, но взятый сквозь призму различных концепций агрессии и методов ее изучения.