2. Методы психологии.
Для сбора фактического материала психологией наиболее широко используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов дея-тельности, анкета, тесты, + лонгитюдный. Наблюдения – целенаправленное изучение действий и поступков личности в различных естественных ситуациях. Наблюдение ведётся в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. При этом важно, чтобы объект наблюдения не знал, что его изучают. Распространённый вид наблюдения – включённое наблюдение, когда исследователь взаимодействует с испытуемым. Плюсы метода: сохранение естест-венности. Минусы: долговременность. Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях. Этот метод основной в психологии. Он позволяет установить причины психического явления. Плюсы: появление изучаемых психических явлений в ожидаемое время. Минусы: неестественность. Различают два вида психического эксперимента: лабораторный и естественный. В лабораторных условиях используется аппаратура. А в естественном эксперименте просто создаются определённые условия. Метод беседы – сбор фактов в процессе личного общения. Позволяет изменять вопросы в соответствии с полученными ответами, использовать косвенные вопросы. Метод изучения продуктов деятельности. ( предметов, рисунков) Используется как вспомогательный. Плюсы: неоднократное исследование продуктов. Метод анкеты – письменный самоотчёт испытуемого по специально разработанной программе. Плюсы: возможность получения большой по объёму информации. Минусы: невозможность соотнести ответов с реальным поведением. Тесты предназначены для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных науке психологических особенностей. (Тест Маховера «Нарисуй человека»
Сравнительный метод- предполагает при наличии общей задачи и единого предмета исследования изучения нескольких объектов и сравнения результатов. Лонгитюдный метод- изучение психических явлений в развитии. Предполагает одних и тех же испытуемых в течении длительного времени. В заключение необходимо подчеркнуть, что в реальной практике современных психологических исследований имеет место сочетание различных методов и методик, а также постоянное совершенствование известных и разработка новых их модификаций.
3. Психология и педагогика.
Педагогика- наука о закономерностях, принципах, формах и методах образования людей. Психологическая подготовка- это целеустремленный процесс формирования у людей положительного отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания, но помимо общих и специальных учебно-воспитательных мероприятий.
Задачи педагогики:
1. обучение и воспитание;
2. разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;
Основные категории педагогики:
1. народная педагогика - занимается традиционными народными методами и приемами;
2. педагогика высшей школы - изучает особенности обучения, воспитания и развития людей, в процессе получения высшего образования;
3. школьная педагогика - исследует особенности обучения, воспитания и развития людей в процессе получения образования в средних школах;
4. коррекционная педагогика- занимается обучением и воспитанием людей в интересах коррекции их личности и деятельности;
5. профессиональн педагогика- ориентиров. на изучение процессов обучения, воспитания и подготовки представит. Различн.профессий;
6. педагогика неформального образов.- изучает не традиционные методы и способы обучения и воспитания;
Для сбора фактического материала психологией наиболее широко используются следующие методы: наблюдение, эксперимент, беседа, изучение продуктов деятельности, анкета, тесты.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.