logo search
Dokument_Microsoft_Word_3

1.1. Типы медицинских сестёр и их характеристика

Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры.Нужна и хорошая этико-деонтологическая и психологическая подготовка.Общей деонтологической нормой во взаимоотношении медицинского работника и пациента является индивидуальный подход к нему на всех этапах лечебно-диагностического процесса.Такой подход к больному требует учета его психологии,личностных особенностей,отношения к своему заболеванию.

Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для  больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других.

Медицинский работник вызывает доверие пациентов, если он спокоен, но не надменный, если ловкость, настойчивость и решительность сочетаются в нем с искренностью, сочувствием и деликатностью. Уравновешенность личности медицинского работника является одним из гармоничных внешних стимулов, способствующих выздоровлению пациентов. Каждый медицинский работник должен воспитывать и формировать свою личность, а также помочь своим коллегам в ликвидации их недостатков.

Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как «смеяться вместе с больным, но никогда – над больным», известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.

Настоящий медицинский работник стремится делать больным людям добро и находит в этом свое личное счастье. Но бывают случаи, когда и гуманное отношение медицинских работников подвергается серьезным испытаниям, когда они сталкиваются с так называемыми трудными пациентами. Среди категории «трудных» пациентов встречаются слишком требовательные, необъективные в правильности и эффективности лечебного процесса, несправедливые пациенты, которые не замечают усилий медицинского персонала, направленных на улучшение их состояния. Но винить таких пациентов нельзя.Моральный долг медицинских работников – уделять таким пациентам больше внимания, чем другим, терпеливо и настойчиво добиваться изменений их переоценки своих негативных убеждений.

Гиппократ говорил: «Врач должен быть по своей натуре человеком прекрасным, добрым, искренним. Врач должен быть с лицом, исполненным размышлениями, но не суровым. Строгость в общении мешает доступности врача как для пациентов, так и для здоровых.» И далее, перечисляя важнейшие черты врача, Гиппократ отмечает: «Да и немного в действительности различий между мудростью и медициной, и все, что касается мудрости, все это относится и к медицине, а именно: предвзятое отношение к деньгам, совестливость, скромность, решимость, опрятность, простота в одежде, уважение, мышление, знание всего того, что полезно и нужно для жизни «.

Из всего сказанного следует выделить, что медицинский работник должен быть образцом для окружающих, должен выделяться своей интеллигентностью, толерантностью, воспитанностью.

Однако воспитанность это не только хорошие манеры, но и кое-что более глубокое. Это прежде всего внутренняя культура человека, которая предполагает уважение к людям, умение устанавливать с ними контакты. Особенно важным является уважение к больному человеку. Уважать каждого пациента, его родных .В профессии медицинского работника совесть, ответственность, любовь к профессии, признание своей обязанности приобретают особое значение.

Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.

Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.

И. Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:

1.  Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»

2.  Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»

3.  Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.

4.  Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».

5.  Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?

В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.

1.Медсестра-рутинер – сестра уделяет больше внимания непосредственно практической работе, нежели проявление эмоций.  Она обычно в совершенстве владеет всеми нужными навыками, внимательна, осторожна. Все процедуры проводит с первой попытки, несмотря на тяжелое состояние больного, его жалобы и т.д. Однако хотя все мероприятия по уходу и осуществляются как нужно, отсутствие элемента сопереживания, приветливости не позволяет больным сблизиться с ней. Обычно у пациентов формируется такое же нейтральное отношение или недопонимание: медсестра не проявляет ни положительных, ни отрицательных эмоций.

Этически эта разновидность сестринской работы не приветствуется. В первую очередь причиной является то, что при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за этого ее действия иногда могут быть не верными. Широко распространенный пример сестры – рутинера – сестра, которая будит пациента, что бы он принял снотворное средство ему.  

2.Сестра - идеалистка имеет артистические наклонности; в своих действиях она осознанно и целенаправленно двигается к своему представлению идеальной медсестры. Идеалистка искренне любит и уважает свою профессию и стремиться внушить то же окружающим. Она аккуратна, предупредительна и приветлива. Тем не менее, в своем стремлении она порой переходит границы естественности и становится фальшивой, что также отталкивает больных.

3.Нервная медсестра  – часто встречающийся тип, обычно это женщины с соответствующим  типом характера (темперамента), возможно, имеющие какие- то личные проблемы. В любом случае их отличают частые перепады настроения. В одном они могут быть бесконечно добры и заботливы, в другом – агрессивны и вспыльчивы.

Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. Например, когда сестра делает внутривенную инъекцию и не попадает с первого раза в вену, она мгновенно начинает нервничать, что делает дальнейшие действия еще менее продуктивными. 

4.«Сильная» медсестра - имеет большой авторитет среди пациентов, кроме того, некоторые ее даже побаиваются. Это классическая «правильная» медсестра: обязательная во всем, что касается приказов врачей, тщательно соблюдающая порядок и строгая к его нарушителям.

Очень важно, что бы медсестра данного  типа обладала высокими интеллектуальными  способностями, что позволило ей мыслить более гибко и вести себя оптимально в конкретной ситуации. В противном же случае зашоренность  и возможная грубость сделают сестру проблемой всего отделения.  

5.Сестры- матери ставят в своей работе на первое место именно заботу о больных. Они для всех находят доброе слово, сочувствие. Даже при несовершенном выполнении процедур (длительность, болезненность) больные обычно прекрасно к ним относятся, так как находят в них источник поддержки. Часто этот тип сестер обладает определенной внешностью: добродушные черты лица, порой – небольшая полнота. Забота, так необходимая им при работе, на самом деле  распространяется гораздо шире.

6.Сестры-врачи хорошо образованные и как никто другой ощущают причастность к лечебной работе. Пациенты часто путают их с докторами, так как такая сестра с не меньшей долей уверенности и спокойствия говорит с больными, дает им рекомендации и др.

Для многих пациентов пребывание в больнице и лечение ассоциируются с негативными эмоциями, что обусловлено множеством факторов, в первую очередь болезненностью многих процедур и незнанием их предназначения.

Тем не менее, при формировании у пациента правильного отношения к своей болезни и осознания необходимости терапии сотрудничать с ним становится гораздо проще и приятнее как для медработника, так и для самого больного.

Все, что должны делать врач или медсестра, - соблюдать в  обращении с пациентами необходимые  этические принципы. Взаимное доверие  медработника и пациента – это  путь к максимально быстрому выздоровлению  больного.