Словесное воздействие
Подготовленные упражнениями на рождение слова и упражнениями на взаимодействие партнеров, ученики могут перейти к освоению словесного взаимодействия. На занятиях сценической речи это умение будет тренироваться особо, но первые навыки словесного взаимодействия ученики должны получить на уроках актерского мастерства.
Начнем с какого-нибудь простейшего диалога:
— Пойдем? – Ладно. Или:
— Отдай! – Нет.
Ученики сидят двумя рядами: один партнер напротив другого.
— Каждому сидящему в левом ряду нужно добиться, чтобы партнер немедленно вернул взятую вещь. Решите, какую именно. На это авторским текстом отпущено одно слово: "Отдай!" Текст партнера: "Нет!" Больше никаких слов в тексте не имеется. Разрешается после отказа партнера повторить "отдай!", а партнеру снова сказать "нет!"
— Я скажу, когда можно будет говорить текст. А пока пристройтесь к партнеру: один готовится потребовать вещь и уже залезает своими щупальцами чувств в глаза партнера, размышляя, отдаст он или нет и как его заставить отдать, а другой – тоже не спускает глаз с партнера, решая ни за что не отдавать вещь, приготавливаясь к отпору. Не знаете, какую вещь потребует партнер? Считайте, что у вас много вещей, которые тот считает своими, хотя не имеет на них никакого права. Договариваться не надо, пусть вещи будут разными.
Когда завяжется тесная сцепка между партнерами, надо одному за другим давать тихое разрешение на слова.
— Не добились своего? Плохо требовали. Дело не в громкости. А ну-ка, пристройтесь к партнеру еще раз!
— Поменяйтесь ролями.
Нельзя прекращать упражнение, пока ученики не поймут (и не почувствуют), что внутренняя активность должна перейти в активное слово, и пока они не поверят в правду своего словесного действия.
А к тем, кто смотрел на них, – вопрос:
— Слова были живыми?
- Часть I. Упражнения
- 1. Смотреть – и видеть!
- СтраницыНа три буквы
- Рычажок переключения
- Три точки
- Далекие точки
- Три круга внимания
- Вот пример:
- Глаза товарищей
- Рассмотрите людей!
- Биография спичечного коробка
- Биография попутчика или прохожего
- Биография по портрету
- Биография по походке
- Биография по взглядам
- Как он это делает?
- А как он смеется?
- События на улице
- Антисобытия
- 2. Экран внутреннего видения. Мысленное действие
- Ассоциация на привязи
- Видеоскоп
- Усложненный видеоскоп
- Математическая задача
- Логическая задача
- Задача эйнштейна
- Путешествия
- Повтори! Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
- Сегодня – вчера
- Событие в картине
- Собрать картину
- Остановись, мгновенье!
- А что потом?
- Три картины
- Знакомый город
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Маршруты
- Вертушка
- Еще одна вертушка
- Сантиметр
- Страницы три слова
- Живые образы
- Перевертыши
- Антимир
- Вспомнить лицо!
- Воображаемый круг
- Мысленные действия
- Как я это делал?
- Двигаться – не двигаясь
- Пояснение к следующему разделу
- 3. Сценическое внимание
- С чего начнем?
- Исходное положение
- Кто внимателен?
- Переходы
- Семафор
- Переходы со стульями
- Передвижки – перебежки
- Творческая площадка
- Фигуры перестановок
- Лучшие места
- Отвечай!
- Двойные хлопки
- Теннисные мячи
- Страницы мячи и числа
- Мячи и слова
- Земля, воздух, вода
- Держи свою мелодию
- Координация движений
- Игра с носорогом
- Координация движений с помощью песни
- Пишущая машинка
- Два шрифта
- Испорченная пишущая машинка
- Линотип
- Арифмометр
- Задается:
- Отстающее зеркало
- Комбинированное упражнение
- Юлий цезарь
- Пересеченность
- Чистая перемена
- Сервировка
- Страницы ходить по сцене
- 4. Слушать – и слышать! рождение слова
- Телевизор
- Магнитофон
- Круговая магнитная лента
- Наши задачи:
- Учитесь слушать
- Соноскоп предметов
- Где кошка?
- Соноскоп событий
- Другие события
- Что происходит?
- Варианты этого упражнения:
- Слышать только одного!
- Три докладчика
- Шумовой квадрат
- Позвони мне по барабану!
- Действуй словом!
- Оправдание слова
- 5. Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции
- Переставить стул
- Цель действия
- Предлагаемые обстоятельства времени и места
- Встать и сесть
- Отношение к предмету Задание:
- Отношение к месту Задание:
- Войти в дверь
- Элементарные действия
- Повторные действия
- Суфлер-правда
- Каждый раз впервые!
- Отыскивать правду!
- Страницы неправда
- Больно!
- Инстинктивные реакции
- 6. Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность
- Готовность
- Странные позы
- А при чем тут дон кихот?
- В комнате – привидение
- Внезапные "кабы да если бы"
- Небывалое
- Обычное в необычном
- Оправдание крика
- Толстый и тонкий
- Старики
- Внешняя характерность
- Оркестр
- Еще один оркестр
- Живые руки
- Детские игры
- Играем в куклы
- Играем в "кошки-мышки"
- Гуси-лебеди
- Игрушки
- Игры игрушек
- Игрушки оправдывают позы
- Испорченные игрушки
- Парные игры
- Я – это он!
- Братья по разуму
- Животные
- Птицеферма
- Цирковые номера
- Цирковое представление
- Отвинченная голова
- Обыкновенные чудеса
- 7. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение
- Разведка мышц
- Норма напряжения
- Мускульная энергия
- Ртуть в пальце
- Волшебный шарик
- Укажи вдаль!
- Переливаем энергию
- Круговое переливание
- Сорви персик!
- Страницы
- Оправдание движений
- По дороге домой
- 8. Беспредметные действия
- Одеваться
- Внутренняя пристройка
- Снимать пальто
- Чтобы одеты были не гнусно!
- Заколитесь!
- Чиркните спичкой!
- Повара и поварята!
- Конвейер
- Это не книга!
- Коробка с бисером
- Подготовка стола
- Белая рубашка
- Перед зеркалом
- Гаммы для актеров
- 9. Память ощущений и физических самочувствий
- Видящие пальцы
- Беру вещь
- Угадай предмет!
- Вспомни осязание!
- Узнай товарища!
- Память пальцев
- Кассир и покупатель
- Контролер
- Палочка-узнавалочка
- Кто подошел?
- Зима – лето
- Слушать-смотреть-вспоминать-осязать
- Волшебный тазик
- Волшебный тазик партнера
- Стакан чая
- Ощутите запах! Задание:
- Вспомните запах!
- Цветочный магазин
- Флаконы
- Волшебный графин
- СтраницыЛимон
- Вспомните вкус!
- Настроение
- Физическое самочувствие
- Память пяти органов чувств
- Условия урока
- 10. Темпоритмы
- Градации темпоритмов
- Переключение темпоритмов
- Коробка скоростей
- Сложение темпоритмов
- Люди и темпоритмы
- Действие в двух темпоритмах
- Наблюдения за темпоритмами Индивидуальные упражнения:
- Оправдание движений в темпоритмах
- 11. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров
- Подарок
- Лови кастрюлю!
- Страницы тень
- Сиамские близнецы
- Зеркало
- Клубок ниток
- Парное оправдание поз
- Перехват
- Двойной перехват
- Парное действие
- Пилим дрова
- Перетягивание каната
- Озвученные действия
- Лучеиспускание и лучевосприятие
- Физическая природа общения
- Через окно
- Что-то случилось!
- Словесное воздействие
- В эфире
- Разговор по телефону
- Переговорный пункт
- 12. Мимика. Жест. Интонация
- Часть II. История, теория и психофизиология творческого тренинга
- 1. "В начале было слово"
- 2. Преграды. "вредность" теории
- 3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
- Страницы
- 4. Открытие "давно известных истин"
- 5. Йога, т.Рибо, традиции русского реализма
- 6. Михаил чехов и евгений вахтангов о тренинге
- 7. Поучительный тренинг леонардо да винчи
- 8. Делать себя! тренинги станиславского
- 9. Задачи тренинга
- 10. Как классифицировать упражнения?
- 11. Тренинг в программах актерского обучения
- Содержание
- Страницы
- Этапы первого года обучения:
- 12. Действование сценическое и жизненное
- 13. Психофизическая структура действия
- 14. Разные чувствительности. Сенситивность
- Страницы Основные признаки сенситивности:
- 15. Действенный анализ жизни роли
- 16. Удивительные особенности человеческой памяти
- Страницы17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 20. Сенситивное воспитание. Наследственность и одаренность
- Тема 2. Внимание
- Тема 3. Ритм. Пространство
- Тема 4. Гимнастика чувств
- Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
- Тема 6. Взаимодействие