logo search
shpory_psihologia (4)

25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодоли-мыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи; переживание неудачи.

Фрустрацию можно рассматривать как одну из форм стресса. Выделяется: фрустратор - причина, вызывающая фрустрация, фрустрационная ситуация, фрустрационная реакция. Фрустрация сопровождается множеством отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины и т.д. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора, функционального состояния человека, от личностных качеств человека.

Н.Д.Левитов выделяет некоторые типические состояния, которые часто встречаются при действии фрустраторов, хотя они проявляются каждый раз в индивидуальной форме. К этим состояниям относятся следующие.

1.Толерантность ( а) спокойствие, рассудительность, б) сдерживание нежелательных эмоций, в) бравирование с подчёркнутым равнодушием, за которым скрывается злоба).

  2. Агрессия (нападение или желание напасть).

3.Фиксация (одно из проявлений – капризное поведение).

4. Регрессия (возвращение к примитивному поведению.

Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия.

Выдесяют следующие стадии стресса в зависимости от длительности воздействия стрессора: 1)стадия тревоги, 2)стадия сопротивления, 3)стадия истощения.

Выделяют различные виды стресса: физиологический стресс и психологический стресс. Психологический стресс подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и пр.

Физиологический стресс характеризуется воздействием неблагоприятного стимула на организм человека. Примером физиологического стресса может быть любая травма.

Необходимо учитывать, что стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность.