12.3.2. Сценарий группового потока образов.
1. «Пожалуйста, разбейтесь на пары и решите между собой, кто будет мечтателем, а кто будет наблюдателем. Через минуту я расскажу вам о действиях партнеров. А пока, как я уже сказал, определите, кто из вас кем будет». Если в группе три человека, то двое будут наблюдателями, а один будет мечтателем. Предоставьте участникам две минуты для распределения по парам и выбора ролей.
2. «Спасибо. У всех ли есть партнеры? Все ли знают свои роли? Отлично. Итак, мечтатели через несколько минут погрузятся в спонтанный поток образов. Наблюдатель должен помогать мечтателю держаться на волне просмотра образов. Через минуту я объясню, как это делается. Каждый из вас побудет в свою очередь и мечтателем, и наблюдателем. Спустя нескольких минут я попрошу всех поменяется ролями. Все понятно? Тогда начинаем».
3. «Согласно используемой мной методике, в голове каждого из нас проносится постоянный поток, который мы в обычной жизни даже не замечаем. Это и есть поток образов. В приходящих образах содержится глубокая мудрость подсознания, представленная в символической форме, — подобно тому, как это происходит в сновидениях. Но после некоторой подготовки вы сможете окунуться в поток образов и бодрствуя. Многие люди считают, что они не видят никаких мысленных образов. На самом деле в сознании каждого из нас постоянно проносятся целые потоки картин — мы только должны научиться замечать их. Если я попрошу вас представить себе Тадж-Махал и начать описывать его, то, несомненно, перед вашим мысленным взором предстанет образ этого храма. Но даже и без таких подсказок достаточно просто закрыть глаза, и вскоре наиболее сильные образы овладеют вашим вниманием. Именно в этот момент в игру вступает наблюдатель. Когда мысленному взору предстает наиболее впечатляющая картина, вы реагируете непроизвольной задержкой дыхания, а если вы отслеживаете перемещение объекта — движением глаз под закрытыми веками. Как только наблюдатель заметит признаки пристального внимания, он должен немедленно спросить мечтателя: «Что ты сейчас видишь?» Это поможет мечтателю осознанно воспринимать образы, которые проносятся перед ним в данный момент. А теперь давайте готовиться к погружению в поток образов».
4. «Мечтатели, закройте глаза и не открывайте их до тех пор, пока я не попрошу вас поменяться ролями с партнером. Все мечтатели закрыли глаза? Отлично. А теперь, наблюдатели, смотрите прямо в лицо своему партнеру и внимательно следите за ним. Любое движение глаз под закрытыми веками говорит о том, что он что-то видит. Как только вы это заметите, немедленно спросите: «Что ты видишь сейчас?» Пока не говорите этого. Во-первых, я хочу провести предварительную тренировку, чтобы объяснить наблюдателям, на что они должны ориентироваться. Мечтатели, при закрытых веках посмотрите из стороны в сторону. Проделайте это прямо сейчас. Наблюдатели, следите за тем, как ваши партнеры двигают глазами. Есть разница между обычным подрагиванием век и поворотом глазного яблока. Вы должны реагировать только на движения глаз. Обратите внимание на особое скольжение ресниц из стороны в сторону. Это очень важный признак. Итак, мечтатели, подвигайте глазами. Все в порядке? Все понятно? Отлично. А теперь начали».
5. «Мечтатели, я хочу дать совет новичкам. Не пытайтесь старательно высматривать образы. Всякие направленные усилия стоят на пути непроизвольной реакции, которой мы добиваемся. Самое важное — расслабиться. Сейчас мы начнем упражнение, которое называется бархатно-гладким дыханием. Оно поможет вам расслабиться. Представьте себе, что вы гладите длинный, приятный на ощупь, нежный кусок бархата. Постарайтесь дышать медленно, глубоко и как можно ровнее. Закончив длинный вдох, немедленно начинайте длинный выдох. Между ними не нужна пауза: вдохи и выдохи должны сливаться в одно гладкое, непрерывное дыха-а-а-а-а-ание. При каждом выдохе вы чувствуете, как все напряжение и беспокойство уходят от вас. Они вытекают вместе с выдыхаемым воздухом, а каждый вдох приносит хорошее самочувствие. И вдох и выдох есть составляющие нашего спокойного, глубокого — гладкого дыхания. Если кто-то из вас уже начинает различать образы, немедленно приступайте к их описанию. Не ждите вопросов. Если вы ничего не видите, то продолжайте глубоко и спокойно дышать и расслабляться, пока я инструктирую ваших партнеров».
6. «Теперь, наблюдатели, обратите внимание: если ваш партнер начинает задерживать дыхание, то это признак сосредоточенности. Значит, он увидел что-то в потоке образов. Как только вы заметите задержку дыхания или движение глаз, немедленно, но осторожно спросите: «Что ты сейчас видишь?» Возможно, он не сможет ответить вам с первого или даже с десятого раза, но рано или поздно скажет, что увидел две оранжевые точки справа, или ветку дерева, или ромашку, покачивающуюся на ветру, или еще что-то. Даже если вы сомневаетесь, правильно ли распознали признак сосредоточенности, все равно спрашивайте. Со временем вы обязательно получите ответ».
7. «Мечтатели, как только вы начинаете распознавать какой-то образ, немедленно приступайте к его описанию, каким бы расплывчатым, эфемерным или нелепым он вам ни казался. Наблюдатели, поощряйте мечтателей описывать абсолютно все, что они видят. Ваша помощь необходима. Мечтатели, имейте в виду, что, если образ только промелькнул перед вами и исчез, вы все равно должны описать его по памяти, но в настоящем времени, будто он все еще стоит перед вашими глазами. Сам рассказ заставит видение снова сформироваться в вашем воображении. Описывайте как можно более живо, с чувственными подробностями, чтобы вашему наблюдателю предстала та же картина. Чем подробнее вы описываете, тем больше порождаете образов, причем при этом они свободно перетекают друг в друга».
8. «Мечтатели, вы правильно дышите? Дышите спокойно, глубоко и гладко? Без пауз? Отлично. Наблюдатели, вы высматриваете признаки сосредоточенности внимания? Вы задаете вопросы? Отлично. Мечтатели, продолжайте глубоко и свободно дышать, и как только из вашего потока выплывет образ, не дожидаясь вопросов, начинайте подробнейшим образом описывать его. Начали!»
Отведите на это упражнение от трех до пяти минут. Проверьте, чтобы все пары работали эффективно. Помните, что очень важно не переусердствовать с руководством. Не вмешивайтесь в процесс. Лучше всего, если вы потратите время на собственное пребывание в потоке образов. За тридцать секунд до окончания этого этапа ударьте в гонг один раз и сделайте следующее объявление:
9. «Полуминутная готовность. Продолжайте свою работу, но готовьтесь через 30 секунд выслушать новые инструкции». Через 30 секунд ударьте в гонг три раза или больше, возвестив конец упражнения.
10. «Хорошо! Всем спасибо. Теперь, пожалуйста, поменяйтесь ролями — наблюдатели станут мечтателями и наоборот. Все поменялись? Теперь повторяем весь процесс с новыми ролями. Начали!»
Отведите на это упражнение столько же времени, сколько на предыдущее, дав за 30 секунд предупреждение одним ударом гонга. Наконец, завершите упражнение тремя ударами гонга.
- В. Венгар, р. Поу. Неужели я гений? Оглавление
- Введение.
- Глава 1. А вы — гений?
- 1.1. Цензор.
- 1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.
- 1.2. Гений внутри нас.
- 1.2.1. Сверхразум.
- 1.2.2. Скрытый гений.
- 1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?
- 1.3.1. Как сделать гения.
- 1.4. Эйнштейновская теория гениальности.
- 1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света.
- 1.4.2. "Ощущение " относительности.
- 1.5. Метод Эйнштейна.
- 1.5.1. Комбинаторная игра.
- 1.6. Навыки гения.
- 1.6.1. Бейсбольный гений.
- 1.6.2. Вопрос таланта.
- 1.7. Вы талантливее, чем думаете!
- Глава 2. Вы все время видите сны.
- 2.1. Проблема снов.
- 2.1.1. Явные сны.
- 2.2. Сны наяву.
- 2.2.1. Поток образов.
- 2.3. Необычное расстройство.
- 2.3.1. Дар Теслы.
- 2.3.2. Человек, который запоминает все.
- 2.4. Секрет Шерешевского.
- 2.4.1. Волшебник — недоучка.
- 2.5. В поисках равновесия.
- 2.6. Феномен воспроизведения сна.
- 2.6.1. Тренировка и развития навыка.
- 2.7. Как вызвать поток образов.
- 2.8. Эксперимент Райнерта.
- 2.8.1. По старым каналам.
- 2.9. Сонный паралич.
- 2.10. Наведение мостов.
- 2.10.1. Сбалансированная работа мозга.
- 2.11. Давайте же начнем.
- Глава 3. Откройте свой поток образов.
- 3.1. Расширение нейрологического контакта.
- 3.2. Соощущения.
- 3.2.1. Синестетический мир.
- 3.2.2. Видеть, не видеть.
- 3.2.3. Без паники!
- 3.3. Саморазвивающейся процесс.
- 3.4. Развивайте свою способность к описанию.
- 3.5. Самостоятельная работа.
- 3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания.
- 3.5.2. Начнем со знакомых образов.
- 3.5.3. Оставайтесь бдительны.
- 3.5.4. Для тех, кто не спит.
- 3.6. Используйте только настоящее время.
- 3.6.1. Обратная связь.
- 3.7. Ищите свой путь.
- 3.8. Принципы описания.
- 3.9. Поток сознания.
- 3.10. Типичный поток образов.
- 3.11. А если не получаеться?
- 3.11.1. Метод описания пейзажа.
- 3.11.2. Метод последействий.
- 3.11.3. Метод воскрешения старых снов.
- 3.11.4. Метод историй.
- 3.11.5. Метод фантазий.
- 3.11.6. Поиск на ощупь.
- 3.11.7. Завтрак вслепую.
- 3.11.8. Воздушные скульптуры.
- 3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу.
- 3.11.10. Облако и Дерево.
- 3.11.11. В глубине.
- 3.11.12. Метод пространства — времени.
- 3.11.13. Метод помощника.
- 3.11.14. Совместное путешествие.
- 3.12. Расширяйте контакт с помощью образов.
- 3.12.1. Панорамное сканирование.
- 3.12.2. Техника расширенного восприятия.
- 3.12.3. Смените наблюдательный пункт.
- 3.13. Принцип Леонардо да Винчи.
- 3.14. Эффект Уитмена-Блейка.
- Глава 4. Усиление обратной связи.
- 4.1. Импульсивные писаки.
- 4.1.1. Один процент.
- 4.2. Древний секрет.
- 4.2.1.Супермонашки.
- 4.2.2. Используйте или потеряете.
- 4.3. Принцип участия.
- 4.4. Цепь экспрессии.
- 4.4.1. Ползайте!
- 4.4.2. Цепь "глаз-рука".
- 4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос.
- 4.6. Физик, котрый не знал математики.
- 4.6.1. Записные книжки Фарадея.
- 4.7. Метод портативного банка памяти.
- 4.8. Эффект Драшта.
- 4.9. Принцип Гейзенберга.
- 4.10. Отрицательная обратная связь.
- 4.10.1. Принцип галерки.
- 4.11. Случай с грузовиком.
- 4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете.
- 4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста".
- 4.11.3. Предвзятое мышление.
- 4.12. Станьте независимым наблюдателем.
- 4.13. Преодоление отрицательной связи.
- 4.14. Схемы Жана Пиаже.
- 4.14.1. Пропущенные шаги.
- 4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому.
- 4.15. Будьте осторожны!
- 4.16. Поток образов — это не гипноз.
- 4.17. То, что было не со мной.
- 4.18. Когнитивное структурное усиление.
- 4.19. Мгновенное воспроизведение.
- 4.19.1. Выбирайте, что вспоминать.
- 4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад.
- 4.19.3. Подготовка к воспроизведению.
- 4.20. Техника мгновенного воспроизведения.
- 4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес.
- 4.20.2. От 15 до 30 минут в день.
- Глава 5. Эффект сюрприза.
- 5.1. "Что это было?"
- 5.2. "Глушить глушитель".
- 5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие.
- 5.3. Как освободить пространство для сюрприза.
- 5.3.1. Недостаток направленного воображения.
- 5.3.2. Мозговая атака.
- 5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите".
- 5.3.4. Отсрочка суждения.
- 5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте!
- 5.4.1. Принцип внезапности.
- 5.4.2. Роль обратной связи.
- 5.4.3. Мозг в поисках порядка.
- 5.4.4. Гармония из хаоса.
- 5.4.5. Если не сломалось — ломайте.
- 5.5. Как изменить перспективу.
- 5.5.1. Аттракторы сознания.
- 5.6. Власть хаоса.
- 5.6.1. Странные аттакторы.
- 5.6.2. Скачкообразный переход.
- 5.6.3. Сложность — первое условие прозрений.
- 5.7. Подключить все.
- 5.7.1. Часы Дали.
- 5.8. Немыслимо — значит, правильно.
- 5.9. Типичный сюрприз.
- 5.10. Как вызвать эффект сюрприза.
- 5.10.1. Создание пространства для ответа.
- 5.10.2. Создание отправных пунктов.
- 5.10.3. Брифинг.
- 5.10.4. Быстрое создание отправного пункта.
- 5.11. Распахивание двери.
- Глава 6. Интеграция образов.
- 6.1. Три подводных камня интерпретации.
- 6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации.
- 6.2.1. Интерпретируйте только свои образы.
- 6.2.2. Шаг первый: буквально или символически.
- 6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции.
- 6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации.
- 6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер.
- 6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности.
- 6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее.
- 6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях.
- 6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!".
- 6.10. Глубокое декодирование.
- 6.11. Оседлайте дракона.
- 6.12. Нарушайте правила.
- 6.13. Принцип приоритета.
- 6.14. Что, если поток образов говорит "нет"?
- 6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ.
- 6.15. Наводящие вопросы.
- 6.16. Характерные детали.
- 6.17. В поисках настоящего ответа.
- 6.17.1. Превратите слова в картинки.
- 6.17.2. Если без слов не обойтись.
- 6.17.3. Сначала картины, а потом слова.
- 6.17.4. Остерегайтесь букв.
- 6.18. Аналитик — шутник.
- 6.19. Рефлекс дознания.
- 6.20. Будьте Гедеоном.
- 6.21. Благородное дело.
- Глава 7. Могучая сила вопросов.
- 7.1. Скрытые вопросы.
- 7.1.1.Случай с бабочками.
- 7.2. Активный скептицизм.
- 7.3. Телепатия?
- 7.3.1.Чувствительное сознание.
- 7.4. Одним взглядом.
- 7.4.1.Обыкновенное мышление.
- 7.5. Чистые идеи.
- 7.5.1.Платоновская пещера.
- 7.5.2. Экстаз.
- 7.5.3. Платон настаивает.
- 7.6. "Призрачное воздействие".
- 7.7. Модель аквариума.
- 7.8. Внутренний порядок.
- 7.8.1. Принцип голографии.
- 7.8.2. Нелокальность.
- 7.8.3. Иллюзия времени.
- 7.9. Тайны пси-явлений.
- 7.10. Теория суперструн.
- 7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов.
- 7.12. "Высший мозговой центр".
- 7.13. Методика работы со скрытыми вопросами.
- 7.14. Бутерброд с вопросами.
- 7.14.1. Комбинаторный метод.
- 7.14.2. Делайте все весело.
- 7.15. Игра в оракула.
- 7.15.1. Оракул по телефону.
- 7.15.2. Забудьте про первое правило.
- 7.16. Карманный банк вопросов.
- 7.17. Когда конверт не нужен.
- 7.18. Перспективы.
- Глава 8. Модельное мышление.
- 8.1. Арлингтонский эксперимент.
- 8.2. Эффект Райкова.
- 8.2.1. Почему так получается?
- 8.2.2. Метод Мерлина.
- 8.2.3. Подгонка?
- 8.3. Личность против личности.
- 8.3.1. Множественное сознание.
- 8.3.2. Говорящие призраки.
- 8.3.3. Персонажи явных сновидений.
- 8.3.4. Заимствование индивидуальности.
- 8.4. Коллективный разум.
- 8.5. Мозг как социум.
- 8.6. Подход модельного мышления.
- 8.6.1.Замена головы.
- 8.6.2. Гений напрокат.
- 8.6.3. Прощание с гением.
- 8.6.4. Заключительный "допрос".
- 8.6.5. Продолжение процедуры.
- 8.7. А вы — гений!
- 8.8. Параллельные миры.
- 8.8.1. На альтернативной Земле.
- 8.8.2. Выучите всю последовательность шагов.
- 8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа.
- 8.9.1. Приключение продолжается.
- Глава 9. Кладовая памяти.
- 9.1. Память без границ.
- 9.2. Барьеры памяти.
- 9.3. Метаспособности.
- 9.3.1. Жизнь не стоит на месте.
- 9.3.2. Схватывайте все на лету.
- 9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность.
- 9.5. Память — необходимый метанавык.
- 9.6. Фоточтение.
- 9.6.1. Подсознательное обучение.
- 9.6.2. Прорыв вIds.
- 9.6.3. Демонстрация.
- 9.6.4. Эволюционный скачок.
- 9.7. Процесс фоточтения.
- 9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения.
- 9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения.
- 9.7.3. Шаг третий: просмотр.
- 9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию.
- 9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус.
- 9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение.
- 9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее.
- 9.7.8. Шаг восьмой: активация.
- 9.8. Воспитание фоточувства.
- 9.9. Пробуйте!
- 9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится.
- 9.11. С помощью памяти.
- Глава 10. Эффект Сократа.
- 10.1. Когнитивный диссонанс.
- 10.2. Метод Сократа.
- 10.3. Кончина преподавания.
- 10.4. Инстинкт самовыражения.
- 10.4.1. Затор в articulariae.
- 10.4.2. Ментальное айкидо.
- 10.5. Непринужденные заметки.
- 10.5.1. Увидеть — значит поверить.
- 10.5.2. Техника непринужденных заметок.
- 10.5.3. Чем причудливей, тем лучше.
- 10.5.4. Гештальт непринужденных заметок.
- 10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу.
- 10.6. Обучение — это творчество.
- 10.7. Принцип артикуляции.
- 10.7.1. Музыкальная подпитка.
- 10.7.2. Внутренний композитор.
- 10.8. Запись импровизаций.
- 10.8.1. Техника записи импровизаций.
- 10.9. Сила самовыражения.
- Глава 11. Роль кислорода.
- 11.1. Могучая силаpneuma.
- 11.2. Значение кислорода для работы мозга.
- 11.2.1. Подводное плавание.
- 11.3. Обогащение мозга кислородом.
- 11.3.1. Метод маски.
- 11.3.2. Реакция ныряльщика.
- 11.3.3. Ноги вверх.
- 11.4. Дыхание и осознание.
- 11.4.1. Лидер внимания.
- 11.5. Дыхание — ритм жизни.
- Глава 12. Работа в группе.
- 12.1. Отзвуки грома.
- 12.2. Поделитесь видением.
- 12.2.1. Групповой поток образов.
- 12.3. Групповой метод.
- 12.3.1. Подготовка группы.
- 12.3.2. Сценарий группового потока образов.
- 12.3.3. Совместное путешествие.
- 12.3.4. Завершающий этап.
- 12.3.5. Брифинг.
- 12.3.6. Аналитик — шутник.
- 12.3.7. Заключительная речь.
- 12.3.8. Сделайте сами!
- 12.4. Принцип работы в группе.
- 12.4.1. Растянутый эффект.
- 12.5. Вы — авангард!
- Глава 13. Все начинается с детства.
- 13.1. Окно в мир возможностей.
- 13.1.1. Впечатления, впечатления кругом.
- 13.1.2. Тонкая оболочка.
- 13.1.3. "Я не могу от этого отделаться".
- 13.1.4. Автоматический предохранитель.
- 13.1.5. Проницаемость.
- 13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания.
- 13.3. Контролируемая свобода.
- 13.4. Метод Монтессори.
- 13.4.1. Победа дидактического метода обучения.
- 13.5. Методика просмотра образов для детей.
- 13.5.1. Игра в поток образов.
- 13.6. Музыка наводит мосты.
- 13.6.1. Скрипка Эйнштейна.
- 13.7. Музыка Моцарта.
- 13.7.1. Открытие Лозанова.
- 13.7.2. Заряд Моцарта.
- 13.8. Стимулирование внутриутробного развития.
- 13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери.
- 13.8.2. Обратная связь "мать — младенец".
- 13.8.3. Усиление притока крови.
- 13.8.4. Избегайте токсинов!
- 13.9. Стимулирование развитие младенца.
- 13.9.1. Рефлекс Бабинского.
- 13.9.2. Рукавички "найди меня".
- 13.9.3. В звуках музыки.
- 13.9.4. Подводное плавание.
- 13.10. Стимулирование развития в раннем детстве.
- 13.10.1. Раннее чтение.
- 13.10.2. Обучение нотной грамоте.
- 13.10.3. Игра на фортепьяно.
- 13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание".
- 13.11. Вера и любовь.
- Глава 14. Великая сила.
- 14.1. Прислушайтесь к себе.
- 14.2. В начале было слово.
- 14.2.1. Слова и картины.
- 14.3. Двуногое сознание.
- 14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко".
- 14.4. Читать, писать, считать.
- 14.4.1. Веселая наука.
- 14.5. "Быть на гребне волны".
- 14.5.1. Как удержаться на гребне.
- 14.5.2. Удовлетворение от обратной связи.
- 14.5.3. Овладейте мастерством.
- 14.5.4. Любите сам процесс.
- 14.6. Небольшое преимущество.
- 14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна.
- 14.7. Самоцель.
- 14.7.1. Решать вам.
- 14.8. Метастратегия.
- 14.8.1. Принцип создания инструментов.
- 14.8.2. Традиция создания инструментов.
- 14.9. Жизнь — это ваш шедевр.