logo search
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных

Глава 7.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ОКАЗАНИЯ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Вопросы, рассматриваемые в главе:

Определение экстренной психологической помощи Организация психологической помощи на месте ЧС Этапы экстренной психологической помощи Этические принципы специалиста-психолога при рабо­те в ЧС

Методы, применяемые при оказании экстренной психоло­гической помощи

В предыдущей главе мы говорили о приемах «допсихо-логической» помощи в экстремальных ситуациях. Эта гла­ва посвящена проблемам организации профессиональной психологической помощи в ситуациях чрезвычайных. В первой главе уже отмечалось, что экстремальная и чрезвы­чайная ситуация — это далеко не всегда синонимы. Говоря об экстремальной ситуации, мы имеем в виду скорее отно­шение человека к событию. Понятие чрезвычайной ситуа­ции подразумевает объективно сложившуюся обстановку.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спаса­тельные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию професси­ональной психологической помощи на месте чрезвычай­ной ситуации.

Ведь за словом «катастрофа» всегда стоят человеческое горе и страдание, каждая такая ситуация ломает судьбы многих людей, порождает семейные и личные трагедии. В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь боль­шого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специали­стов-психологов.

Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики. Ее своеобразие обусловлено особыми условиями, в которых протекает профессиональная деятельность психолога во время работы по оказанию экстренной психологической помощи. Необычность условий определяется четырьмя факторами.

1. Наличие психотравмирующего события. Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоцио­нальную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природ­ного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезап­ная смерть близкого человека). Почти всегда такое собы­тие можно охарактеризовать как событие внезапное.

  1. Фактор времени — экстренная психологическая по­мощь всегда оказывается в сжатые сроки.

  1. Непривычные для работы специалиста-психолога ус­ловия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).

  1. Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога — это крат­косрочная помощь после сильного негативного стрессо-генного воздействия (дистресса).

Основные задачи, на выполнение которых направлена деятельность психолога при оказании данного вида помо­щи, можно сформулировать следующим образом:

Организационная схема деятельности специалистов психологической службы на месте чс

Работу по оказанию экстренной психологической по­мощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный, второй — это этап собственно оказания экстренной психологической помощи, третий можно обо­значить как этап завершения работ по оказанию экстрен­ной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рас­смотрим их более подробно.

Подготовительный этап. Целью работы на подготови­тельном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помо­щи. Для этого необходимо осуществить:

1. Сбор информации о психологической ситуации, сло­жившейся в результате ЧС. В некоторых ситуациях нуж­ные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на ме­сте происшествия. Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптималь­ным образом.

Сбор информации производится по следующей схеме. • Определение мест, где предстоит работать психоло­гам: места дислокации пострадавших и их родствен­ников, пункты проведения массовых мероприятий (панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на тер­ритории населенного пункта).

  1. Определение места и порядка работы каждого специ­алиста — вторая важная задача, решаемая на подготови­тельном этапе, поскольку от успешности ее решения часто зависит эффективность оказания помощи. Каждый спе­циалист должен знать, что ему предстоит делать на конк­ретном участке работы.

  1. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой третьей задачи происходит на подготовительном эта­пе, однако на протяжении всего периода оказания экстрен­ной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся ус­ловий деятельности.

Основной этап. На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-пси­хологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации по­следствий ЧС, нацеленная на обеспечение условий про­фессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.

Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготови­тельном этапе и отражается в плане работ. Это содержа­ние зависит от специфических характеристик ситуации.

Завершающий этап. На завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решают­ся такие задачи, как:

Общие принципы и основные профессиональные психологические методы оказания экстренной психологической помощи

Принципы и этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации

Можно определить основные принципы оказания эк­стренной психологической помощи. Безусловно, что дея­тельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психоло­гической помощи. Однако эти принципы в ситуации эк­стремальной приобретают некоторое своеобразие в соот­ветствии с особенностями условий оказания помощи.

Соблюдение этих принципов необходимо. Это своего вода этический кодекс специалиста-психолога при работе в чрезвычайных ситуациях.

Методы оказания экстренной психологической помощи

В этом разделе дан краткий обзор основных методов, используемых специалистами для оказания экстренной психологической помощи. Подробно эти техники не рас­сматриваются по нескольким причинам. Во-первых, для грамотного их применения необходима специальная про­фессиональная подготовка, в противном случае эти тех­ники могут просто навредить человеку; во-вторых, насчитывается огромное число конкретных техник, ко­торые нужно использовать в разных ситуациях.

Например, в арсенале психолога, работающего в чрезвы­чайной ситуации, как правило, несколько сотен краткосроч­ных приемов, из которых он выбирает наиболее подходящий для конкретного человека, находящегося в данной ситуации и в определенном состоянии.

Психотерапевтические и психокоррекционные на­правления, используемые при оказании экстренной психологической помощи, предполагают возможность краткосрочного воздействия метода. Это такие направле­ния, как нейро-лингвистическое программирование, теле-сноориентированная терапия, арттерапия, краткосрочная позитивная терапия, суггестивные техники, релаксационные методы и методы, направленные на саморегуляцию, рацио­нальная психотерапия и другие. Остановимся немного под­робнее на каждом из перечисленных методов.

НЕЙРО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — достаточно новое направление психотерапии. В 1973 г. вышла первая книга, посвященная этому методу, написан­ная Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером. НЛП об­ладает уникальными возможностями, в том числе и при оказании экстренной психологической помощи. Это це­лая концепция консультирования, ориентированная на реальный результат, причем максимально быстро и безбо­лезненно для клиента, что особенно важно в критической ситуации. Множество техник, предлагаемых в рамках это­го направления, позволяют эффективно справляться с по­ставленными задачами в рамках оказания экстренной психологической помощи. Примером может служить тех­ника быстрого лечения фобий, которая позволяет избавить человека от фобии в течение 15—20 минут. Чаще всего при оказании экстренной психологической помощи использу­ются небольшие, компактные техники НЛП, например техника «круги силы», техника быстрого лечения фобий, техника смены модальностей и другие.

телесноориентированная терапия Телесноориентированная терапия зародилась в XX в., ее прародителем можно считать Вильгельма Райха и его пос­ледователя Александра Лоуэна. Этот вид психотерапии очень важен при экстренной психологической помощи, так как любая стрессовая ситуация воздействует на тело человека, сказывается на движении, дыхании, мышечном напряжении, общем тонусе. Стресс часто вызывает про­блемы со здоровьем психосоматической природы (язва желудка, гипертония и др.). Таким образом, обеспечение нормального психологического самочувствия напрямую зависит от комфорта телесного, физического. Часто люди, попавшие в кризисную ситуацию, не могут спать, забы­вают есть, у них начинается обострение хронических за­болеваний или, напротив, может усилиться аппетит, наступить улучшение состояния здоровья. Такие проявле­ния являются результатом действия процесса адаптации.

Крайне важным в подобной ситуации является забота о телесном, физическом комфорте. Расслабление мышеч­ного каркаса позволяет получить полноценный отдых и восстановление сил, что крайне желательно в кризисной ситуации, физическая поддержка позволяет человеку по­чувствовать, что он не одинок перед лицом постигшего его несчастья. Набор техник телесноориентированной психо­терапии достаточно велик и используется специалистами-психологами в широком диапазоне ситуаций для оказания помощи пострадавшим.

Арттерапия

Термин «арттерапия» появился в 1938 г., благодаря ра­боте Адриана Хилла с больными туберкулезом. Позднее этот термин стал употребляться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в целях психологической помощи. Арттерапия — мощный инст­румент, позволяющий выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, проработать подавляемые чувства и мысли, диагностировать внутрен­нее состояние клиента. Это делает возможным достаточ­но широкое использование приемов арттерапии для оказания психологической помощи в чрезвычайных ситу­ациях. Особенно значимой является возможность приме­нения приемов арттерапии для помощи детям, начиная с дошкольного возраста. Ведущая деятельность дошкольни­ка — продуктивная (рисование, лепка, конструирование, ролевая игра), что позволяет легко вовлечь ребенка в про­цесс рисования, и сделать помощь максимально эффек­тивной. Большое количество техник арттерапии, удобство сочетания этих техник с техниками, относящимися к дру­гим направлениям, наличие компактных техник, возмож­ность применять различные методики при минимальном наборе инструментария позволяют успешно применять приемы арттерапии в целях оказания экстренной психо­логической помощи.

краткосрочная позитивная терапия

Название «позитивная психотерапия» впервые было введено в 1972 г. Н. Пезешкианом для обозначения соб­ственной психотерапевтической концепции и стратегии. Само слово «позитивная» предполагает противопоставле­ние направлениям психотерапии, которые центрируются на негативных аспектах жизни клиента: психоанализ, гу­манистическая и поведенческая психотерапия. Термин «позитивная психотерапия» может использоваться также и в широком контексте. Техники краткосрочной позитив­ной психотерапии в большей степени направлены на со­здание ресурса, на возможность посмотреть на проблему с другой стороны, увидеть позитивные моменты в жизни. Порой крайне важно найти для клиента ресурс, который мог бы помочь ему в переживании кризисной ситуации. Компактные краткосрочные техники, позволяющие, с од­ной стороны, проделать завершенный психотерапевтичес­кий цикл, а с другой стороны, экономичны по времени, делают возможным и целесообразным использование при­емов краткосрочной позитивной психотерапии в условиях чрезвычайной ситуации. Гибкость применяемых методов, возможность конструирования техник для каждого конкрет­ного случая, для каждой конкретной ситуации, позволяет использовать это направление достаточно эффективно.

Суееестивные техники

На современном этапе существует множество психо­терапевтических концепций, использующих внушение, суггестивное воздействие, к их числу можно отнести эрик-соновский гипноз, аутогенную тренировку и многое дру­гое. Суггестивное воздействие, техники погружения клиента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. Применяя суггестивные техники, спе­циалист может апеллировать к неосознаваемым пере­живаниям клиента, минуя цензуру сознания. Часто в экстремальной ситуации для человека, потерявшего дом, родных, в сознании появляются табу, например, на то, что­бы чувствовать себя счастливым не только в данный мо­мент (что понятно и естественно), но и в будущем. Техники внушения разнообразны, среди них есть такие, примене­ние которых экономично по времени, не требует дополни­тельного инструментария, и те, применение которых возможно в любых условиях (не обязательно изолирован­ное помещение и т.д.)

РЕЛАКСАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ Существует огромное количество методов релаксации и саморегуляции. К ним можно отнести суггестивную тех­нику аутогенной тренировки, технику активной мышечной релаксации, технику пассивной мышечной релаксации, медитации, а также огромное количество других методов. Использование этих методов в экстремальных условиях по­зволяет специалисту-психологу в решении многочислен­ных проблем: при оказании помощи пострадавшим, их родственникам; для поддержки специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и специалистов, обеспечи­вающих социальную помощь и поддержку пострадавших; весьма важно применение этих методов для обеспечения высокой работоспособности самих психологов.

Рациональная психотерапия

Сущность метода рациональной психотерапии заключа­ется в том, что специалист, апеллируя к сознанию клиента, убеждает его и формирует верное отношение к окружающей действительности, ситуации, событиям. В экстремальной ситуации, в ситуации, когда произошло событие, резко изменившее жизнь человека, нарушаются когнитивные процессы и человек под воздействием эмоций может де­лать неверные выводы о том, что произошло, грозит ли ему опасность и в каком объеме она грозит, кто виноват в том, что случилось. При помощи рациональной психотерапии возможно восстановить верный причинно-следственный порядок. Применение этого метода позволяет снизить пси­хологическое напряжение у пострадавшего. В условиях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации этот ме­тод может применяться индивидуально и в мини-группах. Применение рациональной психотерапии экономично по времени и не требует особых условий.

В каждой конкретной ситуации специалист-психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор тех­ник, методик, которые сочетаются друг с другом и подхо­дят конкретному клиенту. Поэтому подход к оказанию экстренной психологической помощи можно считать эк­лектическим. В зависимости от ситуации, ее условий, ин­дивидуальных особенностей клиента выбирается или разрабатывается индивидуальная тактика работы с по­страдавшим. В этой работе могут быть использованы не только описанные методы, но и другие методы, техноло­гии оказания психологической помощи, которые по сво­им возможностям соответствуют поставленным целям, задачам и техническим возможностям.

Методы психологической диагностики, используемые при оказании экстренной психологической помощи

Экстренная психологическая помощь может быть ока­зана только в том случае, если реакции человека можно описать как нормальные реакции на ненормальную ситу­ацию. То есть экстренная психологическая помощь не мо­жет быть оказана тем людям, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В случае, когда реакции че­ловека выходят за пределы нормы, необходима помощь врача-психиатра. В связи с этим возможно и необходимо применение методов психологической диагностики. Од­нако понятно, что метод тестов, проективные психодиаг­ностические методики не отвечают требованиям ситуации, в которой оказывается экстренная психологическая по­мощь. Поэтому для этих целей используются такие пси­ходиагностические методы, как беседа, наблюдение. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, ме­тод тестов, однако они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий.

Выводы

В заключение целесообразно определить, что такое эк­стренная психологическая помощь. Обобщив информа­цию о целях, задачах, методах оказания экстренной психологической помощи, об этапах работ по оказанию экстренной психологической помощи, о принципах ока­зания помощи, можно определить экстренную психоло­гическую помощь следующим образом.

Экстренная психологическая помощь — это система краткосрочных мероприятий, направленная на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших после кризисного или чрезвычайно­го события в целях регуляции актуального психологичес­кого, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием, при помощи профессио­нальных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.

Таким образом, становится понятно, что экстренная пси­хологическая помощь может быть оказана одному челове­ку после критического события (изнасилование, грабеж, посягательство на жизнь и здоровье, дорожно-транспорт­ное происшествие и т.д.), группе людей (семья, профес­сиональный коллектив, группа незнакомых ранее людей), а также большому числу пострадавших в результате круп­ной аварии, катастрофы, стихийного бедствия.

Оказание экстренной психологической помощи имеет своей целью поддержание психического и психофизиоло­гического самочувствия и работу с вновь возникшими (возникшими в результате кризисной ситуации) негатив­ными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Дости­жение этой цели определяет значительное снижение ве­роятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших (психосоматические про­блемы, ПТСР и др.)

Что касается методов, используемых при оказании экст­ренной психологической помощи, то они должны соответ­ствовать требованиям ситуации, которые рассматривались выше.

Вопросы и задания к главе 7:

  1. Назовите основные этапы организации экстренной психологической помощи при чрезвычайной ситуации.

  2. Дайте определение экстренной психологической помощи.

  3. Расскажите об основных этических принципах ра­боты психолога в чрезвычайной ситуации.

  4. Перечислите основные задачи, решаемые психоло­гами при оказании экстренной психологической помощи в целом и на каждом этапе работы.

  5. Охарактеризуйте своеобразие условий оказания эк­стренной психологической помощи.