3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
Истории творческого тренинга столько же лет, сколько и истории театра. Иначе и быть не может: живет театр, и актеры его каким-то образом совершенствуют свое мастерство. Каким же? Это – нераскрытые страницы театральной истории.
Что делали актеры, стремясь достичь высот в технике своей профессии? Чему учили их наставники и режиссеры? Ответов на эти вопросы почти нет.
Можно догадываться, судя по архивным материалам, что тренинг актера был равнозначен репетированию пьесы. Напомним, что слово "репетировать" в переводе с французского (и с латыни) означает "повторять, возобновлять одно и то же". Репетиция – повторение пройденного. Конечно, повторяя еще и еще раз свою роль, актер не мог не совершенствоваться, приспосабливая свои умения к требованиям профессии. Но исчерпываются ли этим возможности совершенствования мастерства? Нет, конечно.
Скажем сразу: Станиславскому пришлось строить тренинг актерской психотехники на пустом месте, лишь частично приспосабливая к своим целям и видоизменяя то, что существовало к тому времени в традициях актерских упражнений, в традициях школы представления или ремесленных приемов, уходящих в глубь веков.
Приведем одну иллюстрацию, и яснее обозначится глубокая пропасть между тем, что веками бытовало в актерском тренинге, и тем, что внес в актерское воспитание Станиславский. Перелистаем "Рассуждение о сценической игре с пояснительными рисунками и некоторыми наблюдениями над драматическим искусством сочинения отца ордена Иисуса Франциска Ланга", изданное в 1727 году в Мюнхене.
Ф. Ланг суммировал множество актерских традиций и вывел "законы движения рук и кистей" и прочие обязательные, по его мнению, правила внешнего выражения каждого конкретного внутреннего переживания: "При удивлении следует обе руки поднять и приложить несколько к верхней части груди, ладонями обратив к зрителю… При выражении отвращения надо, повернув лицо в левую сторону, протянуть руки, слегка подняв их, в противоположную сторону, как бы отталкивая ненавистный предмет… Для выражения горя и грусти нужно соединить руки пальцы в пальцы и поднять их… Взывая, мы скромно протягиваем руки кверху… Порицаем мы, согнув три пальца и развернув указательный…"
Тренинг Ланга заключается в "старательнейших занятиях этими упражнениями, благодаря чему пальцы приучатся путем долгих и упорных занятий хорошо исполнять свою роль и будут изображать любое выводимое на сцену лицо правильно и в то же время красиво". Необходимо, по Ф. Лангу, чтобы каждый актер "сделал наблюдения, какой мимики лица и глаз, по его понятию, требует то или иное душевное состояние. И, прежде чем перейти к представлению или обучению на сцене, пусть он сам приспособится к ней. Пусть серьезный актер обсудит, что, казалось бы, должны выражать глаза в разговоре, и пусть он приучит их к тому тщательными упражнениями ".
Тренировать речь следует, по Ф. Лангу, с учетом того, что "любовь требует нежного, страстного голоса, ненависть – строгого и резкого, радость – легкого, возбужденного, горе – разбитого, жалобного, прерывающегося вздохами, страсть – дрожащего и неуверенного…" и т. д.
А вот, не угодно ли? "Об аффектах гнева. О гневе скажу следующее: как только он начинает загораться, то пока человек еще владеет собой, обыкновенно собираются на лбу морщины, сжимаются губы, походка делается быстрее, появляется больше жестов руками и кистями, речь становится возбужденнее, и по временам более прерывистой, затем на ненавистное лицо, если оно на сцене, обращается суровый взгляд, если же оно отсутствует, то в его сторону, на расстоянии, посылаются бранные слова, сильные жесты, начинают ломать пальцы, скрежетать зубами…"
Это большой трактат, в пятьдесят страниц, с приложением инструктивных рисунков, поз, жестов и мимики. Его переводили на разные языки, и сто лет актеры пользовались им как наиболее авторитетным справочником.
Недалеко ушли от Ф. Ланга и различные "Пособия для артистов", "Принципы сценического искусства" начала XX века. Конечно, в них уже не было описаний древних штампов и зубовного скрежета, они даже разбирали "правила естественности", но, по существу, правила эти сводились к требованию не обнаруживать перед зрителем внутренней пустоты. О тренинге же – ни слова. Любопытствующих можно отослать к таким, например, книгам, как руководство Е. Воронова "Как надо учиться драматическому искусству" (СПб., 1883) или Н. Сведенцева "Руководство к изучению сценического искусства" (СПб., 1874).
Большое влияние на сценическую педагогику конца XIX – начала XX века оказала теория Франсуа дель Сарте, парижского профессора пения и декламации (1811 – 1874), с которой знакомился и Станиславский.
Перед нами – тяжелый желтый фолиант, изданный в Париже в 1895 году, за три года до основания МХАТа. Его длинное заглавие на титульном листе переведем дословно:
"Мимика. Характер. Жесты. Практическое руководство. По системе Ф. дель Сарте. В помощь выражению чувств. Составлено А. Жироде, преподавателем музыки и декламации национальной консерватории и Оперы. С 34 гравюрами вне текста, содержащими 250 изображений, оригинальных рисунков, гравированных по меди Гастоном ле Ду и портретом автора, сделанным Е. Дуэзом".
Мимика, характер и жесты – что же об этих важных актерских средствах выражения чувств сообщает нам теория дель Сарте?
Оглавление книги – внушительно. Разделы такие: "Теория метода (Философия системы. Определение эстетики. Определение сущности: жизнь, разум и душа и т. д.). Язык мимики (Перечень мимических факторов). О жесте (Порядок очередности упражнений). Семиотика (Воплощение мимических факторов: Глаз. Веко. Взгляд. Бровь. Рот. Нос и т. д.). Статика. Динамика".
Видно, что внешние обозначения внутренних состояний зафиксированы в своих типических выражениях. А внутренние позывы и оправдания? О них в книге не говорится.
А о чем говорится?
Прежде всего о самом дель Сарте.
Как пишет составитель, Сарте стремился связать искусство с наиболее возвышенными свойствами человеческой души и в следующих кратких словах сформулировал задачи предмета своего преподавания:
"Искусство – есть материализация Идеала и Идеализация материи".
Составитель уточняет: "Человек чувствует, размышляет, вожделеет в силу принципов или сущностей, именуемых: Жизнь, Разум, Душа. Жизнь – это олицетворение душевной чувственной силы. Разум – это олицетворение отражающих возможностей бытия. Душа – это олицетворение впечатлительных житейских добродетелей. Эти три принципа, хоть они и различны, не могут существовать один без другого, формируя в своем единстве наше Я".
После этого теоретического кредо идут наукообразные формулы, чертежи и выводы, из которых приведем лишь некоторые:
"Синоптическая таблица. Состояния бытия по жанрам: интеллектуальному (а/ чисто рассудочному, б/ воодушевленно-рассудочному), воодушевленному (следуют те же подразделения) и жизненному (снова те же подразделения).
Формы и органические выражения состояния бытия по жанрам: концентрическому, нормальному и эксцентрическому (в которых отмечаются нормально-концентрические, эксцентро-нормальные, концентро-эксцентрические и прочие жанры)".
Такова теория. А вот практика – рисунки, гравированные на меди:
Первый лист. "Выражение глаз". Презрение. Вялость. Напряжение ума. Безразличие. Угрюмость. Удивление. Восхищение. Стыд. Решительность. Жестокость.
Есть и вариации:
Второй лист. "Дополнительные выражения глаз". Презрение с вызовом. Вялость с сопротивлением. Угрюмость с любопытством. Удивление с воодушевлением…".
Девятнадцатый лист. "Положения кистей рук". Судорожное состояние. Властность. Борьба. Обладание. Бессилие. Ожесточение. Восторженность ".
Двадцать пятый лист. "Положения ног". Вызов. Раздумье. Безразличие. Нерешительность. Бодрость. Пылкость. Возбуждение. Готовность".
Тут есть все – положения скрещенных рук, основные положения тела, образцы страстных жестов, гармоническая динамика движений и многое другое.
Газеты тех лет пестрели объявлениями о приеме в театральные школы и студии "по Дельсарту".
Тренинг Ф. дель Сарте обобщил многовековую актерскую практику выражения среднеарифметических "душевных состояний". Потом появилось много других инструктивных трактатов (не стоит их перечислять), говорящих даже о пользе "истинных чувств, необходимых для выражения актерского искусства", но ни в одном из них не выяснялось, что же это такое – эти чувства. Сохранялась традиция рассматривать чувства и эмоции обобщенно, независимо от характера данного образа роли, от данных предлагаемых обстоятельств жизни в конкретной пьесе.
Со схематическим отображением душевных состояний и повел решительную борьбу Станиславский.
Его тренинг должен быть основан – он был убежден в этом – на совершенно иных принципах, нежели среднеарифметические "тренинги состояний".
Происхождение тренинга и муштры Станиславского неразрывно связано с возникновением его системы в 1907 г. и с его мало удачными попытками провести систему в жизнь своего театра в 1911 г.
В эти годы он начал искать технические пути для создания такого самочувствия актера на сцене, которое, по его словам, создает благоприятную почву для прихода вдохновения, а само не является случайным, но создается по произволу самого артиста, по его "заказу".
- Часть I. Упражнения
- 1. Смотреть – и видеть!
- СтраницыНа три буквы
- Рычажок переключения
- Три точки
- Далекие точки
- Три круга внимания
- Вот пример:
- Глаза товарищей
- Рассмотрите людей!
- Биография спичечного коробка
- Биография попутчика или прохожего
- Биография по портрету
- Биография по походке
- Биография по взглядам
- Как он это делает?
- А как он смеется?
- События на улице
- Антисобытия
- 2. Экран внутреннего видения. Мысленное действие
- Ассоциация на привязи
- Видеоскоп
- Усложненный видеоскоп
- Математическая задача
- Логическая задача
- Задача эйнштейна
- Путешествия
- Повтори! Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
- Сегодня – вчера
- Событие в картине
- Собрать картину
- Остановись, мгновенье!
- А что потом?
- Три картины
- Знакомый город
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Маршруты
- Вертушка
- Еще одна вертушка
- Сантиметр
- Страницы три слова
- Живые образы
- Перевертыши
- Антимир
- Вспомнить лицо!
- Воображаемый круг
- Мысленные действия
- Как я это делал?
- Двигаться – не двигаясь
- Пояснение к следующему разделу
- 3. Сценическое внимание
- С чего начнем?
- Исходное положение
- Кто внимателен?
- Переходы
- Семафор
- Переходы со стульями
- Передвижки – перебежки
- Творческая площадка
- Фигуры перестановок
- Лучшие места
- Отвечай!
- Двойные хлопки
- Теннисные мячи
- Страницы мячи и числа
- Мячи и слова
- Земля, воздух, вода
- Держи свою мелодию
- Координация движений
- Игра с носорогом
- Координация движений с помощью песни
- Пишущая машинка
- Два шрифта
- Испорченная пишущая машинка
- Линотип
- Арифмометр
- Задается:
- Отстающее зеркало
- Комбинированное упражнение
- Юлий цезарь
- Пересеченность
- Чистая перемена
- Сервировка
- Страницы ходить по сцене
- 4. Слушать – и слышать! рождение слова
- Телевизор
- Магнитофон
- Круговая магнитная лента
- Наши задачи:
- Учитесь слушать
- Соноскоп предметов
- Где кошка?
- Соноскоп событий
- Другие события
- Что происходит?
- Варианты этого упражнения:
- Слышать только одного!
- Три докладчика
- Шумовой квадрат
- Позвони мне по барабану!
- Действуй словом!
- Оправдание слова
- 5. Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции
- Переставить стул
- Цель действия
- Предлагаемые обстоятельства времени и места
- Встать и сесть
- Отношение к предмету Задание:
- Отношение к месту Задание:
- Войти в дверь
- Элементарные действия
- Повторные действия
- Суфлер-правда
- Каждый раз впервые!
- Отыскивать правду!
- Страницы неправда
- Больно!
- Инстинктивные реакции
- 6. Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность
- Готовность
- Странные позы
- А при чем тут дон кихот?
- В комнате – привидение
- Внезапные "кабы да если бы"
- Небывалое
- Обычное в необычном
- Оправдание крика
- Толстый и тонкий
- Старики
- Внешняя характерность
- Оркестр
- Еще один оркестр
- Живые руки
- Детские игры
- Играем в куклы
- Играем в "кошки-мышки"
- Гуси-лебеди
- Игрушки
- Игры игрушек
- Игрушки оправдывают позы
- Испорченные игрушки
- Парные игры
- Я – это он!
- Братья по разуму
- Животные
- Птицеферма
- Цирковые номера
- Цирковое представление
- Отвинченная голова
- Обыкновенные чудеса
- 7. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение
- Разведка мышц
- Норма напряжения
- Мускульная энергия
- Ртуть в пальце
- Волшебный шарик
- Укажи вдаль!
- Переливаем энергию
- Круговое переливание
- Сорви персик!
- Страницы
- Оправдание движений
- По дороге домой
- 8. Беспредметные действия
- Одеваться
- Внутренняя пристройка
- Снимать пальто
- Чтобы одеты были не гнусно!
- Заколитесь!
- Чиркните спичкой!
- Повара и поварята!
- Конвейер
- Это не книга!
- Коробка с бисером
- Подготовка стола
- Белая рубашка
- Перед зеркалом
- Гаммы для актеров
- 9. Память ощущений и физических самочувствий
- Видящие пальцы
- Беру вещь
- Угадай предмет!
- Вспомни осязание!
- Узнай товарища!
- Память пальцев
- Кассир и покупатель
- Контролер
- Палочка-узнавалочка
- Кто подошел?
- Зима – лето
- Слушать-смотреть-вспоминать-осязать
- Волшебный тазик
- Волшебный тазик партнера
- Стакан чая
- Ощутите запах! Задание:
- Вспомните запах!
- Цветочный магазин
- Флаконы
- Волшебный графин
- СтраницыЛимон
- Вспомните вкус!
- Настроение
- Физическое самочувствие
- Память пяти органов чувств
- Условия урока
- 10. Темпоритмы
- Градации темпоритмов
- Переключение темпоритмов
- Коробка скоростей
- Сложение темпоритмов
- Люди и темпоритмы
- Действие в двух темпоритмах
- Наблюдения за темпоритмами Индивидуальные упражнения:
- Оправдание движений в темпоритмах
- 11. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров
- Подарок
- Лови кастрюлю!
- Страницы тень
- Сиамские близнецы
- Зеркало
- Клубок ниток
- Парное оправдание поз
- Перехват
- Двойной перехват
- Парное действие
- Пилим дрова
- Перетягивание каната
- Озвученные действия
- Лучеиспускание и лучевосприятие
- Физическая природа общения
- Через окно
- Что-то случилось!
- Словесное воздействие
- В эфире
- Разговор по телефону
- Переговорный пункт
- 12. Мимика. Жест. Интонация
- Часть II. История, теория и психофизиология творческого тренинга
- 1. "В начале было слово"
- 2. Преграды. "вредность" теории
- 3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
- Страницы
- 4. Открытие "давно известных истин"
- 5. Йога, т.Рибо, традиции русского реализма
- 6. Михаил чехов и евгений вахтангов о тренинге
- 7. Поучительный тренинг леонардо да винчи
- 8. Делать себя! тренинги станиславского
- 9. Задачи тренинга
- 10. Как классифицировать упражнения?
- 11. Тренинг в программах актерского обучения
- Содержание
- Страницы
- Этапы первого года обучения:
- 12. Действование сценическое и жизненное
- 13. Психофизическая структура действия
- 14. Разные чувствительности. Сенситивность
- Страницы Основные признаки сенситивности:
- 15. Действенный анализ жизни роли
- 16. Удивительные особенности человеческой памяти
- Страницы17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 20. Сенситивное воспитание. Наследственность и одаренность
- Тема 2. Внимание
- Тема 3. Ритм. Пространство
- Тема 4. Гимнастика чувств
- Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
- Тема 6. Взаимодействие