Секс-терапия.
Курс современной секс-терапии занимает небольшой промежуток времени, это обучающая терапия, которая, как правило, длится от 15 до 20 занятий. Как пояснил секс-терапевт и исследователь Джозеф Лопикколо (LoPiccolo, 1997, 1995), она концентрируется на специфических сексуальных проблемах, а не на проблемах личности вообще. Уже знакомый нам Карлос Домера, аргентинец с расстройством эрекции, с успехом реагировал на многочисленные техники современной секс-терапии.
В конце встречи, на которой оценивалась ситуация семейной пары, психиатр заверил, что у мистера Домера была «обратимая психологическая» сексуальная проблема, обусловленная несколькими факторами, в том числе и депрессией, но в последнее время его тревожность и застенчивость, его высокие требования к самому себе и некоторые проблемы, связанные с культурой и самими взаимоотношениями, затруднили ему общение и не дают возможности по-настоящему расслабиться. Этой семейной паре сказали, что краткий курс терапии, сосредоточенный главным образом на сексуальных проблемах, скорее всего приведет к значительным улучшениям за 10-15 занятий. Их уверили, что происхождение этой проблемы почти наверняка не физиологическое, а психогенное, и прогноз оказался точен.
Мистер Домера был шокирован и сперва скептически воспринял слова терапевта, однако пара согласилась приступить к лечению и встречаться с терапевтами каждую неделю. Им дали типичное «первое задание» для выполнения дома: они должны были попробовать ласкать друг друга, следуя особой инструкции, но при этом не надо было стимулировать гениталии или заниматься сексом, даже если у мистера Домера и появилась бы эрекция.
Неудивительно, что во время второй встречи с терапевтом мистер Домера сообщил, смущенно улыбаясь, что они «жульничали» и занимались сексом «против правил». Это было их первое удачное занятие любовью более чем за год. Терапевт оценил их успех, но строго предупредил, что зачастую сначала наступает быстрое улучшение, после которого в течение нескольких недель тревога, связанная с исполнением полового акта, усиливается, и они снова могут вернуться к первоначальной проблеме...
На второй и четвертой неделе мистер Домера не достиг состояния эрекции во время любовной игры. На терапевтических сеансах ему помогали принимать себя таким, какой он есть — с эрекцией или без, и учили просто наслаждаться чувственным контактом, не занимаясь сексом. Супруга старалась убедить мужа, что он мог доставить ей удовольствие при помощи ручной или оральной стимуляции и что, несмотря на то что она получала удовольствие от совокупления, ей нравились и другие стимуляции, когда он находился в расслабленном состоянии.
Мистер Домера пытался побороть свое представление о том, что должен делать «настоящий мужчина», и вынужден был согласиться, что ему тоже понравилась техника ласки без совокупления. Терапевт ободрял его и побуждал рассматривать свои новые навыки в занятиях любовью как «успех», мистер Домера должен был признать, что во многом превзошел других любовников и мужей, так как слушал свою жену и отвечал на ее просьбы.
К пятой неделе пациент с успехом занимался сексом, чувствуя спокойную уверенность, а на девятой сессии он регулярно ощущал эрекцию. Супруги по взаимному согласию или занимались сексом или выбирали другую сексуальную технику для достижения оргазма. Через десять сеансов терапия подошла к концу... (Spitzer et al., 1983, р. 106-107).
<Мастерс и Джонсон. Обширное исследование, теории и клинические доклады Уильяма Мастерса и Вирджинии Джонсон резко изменили понимание и лечение сексуального функционирования и дисфункций.>
Как видно из лечения мистера Домера, современная секс-терапия располагает различными методами и техниками. Следующие методы и техники применяются почти во всех случаях, независимо от дисфункции.
1. Оценка и концептуализация проблемы: пациентов осматривает врач, у них берут интервью и пациенты рассказывают свою «сексуальную историю» (Warren & Sampson, 1995) (рис. 11.6). Во время первых интервью терапевт старается понять события прошлой жизни пациента и в особенности факторы настоящего, влияющие на дисфункцию. Порой, чтобы прийти к правильному заключению, нужна целая команда специалистов, в том числе психолог, уролог и невропатолог.
2. Взаимная ответственность: терапевт подчеркивает принцип взаимной ответственности. Партнеры решают сексуальную проблему, возникшую в их взаимоотношениях, независимо от того, кто из них в действительности страдает от дисфункции, и лечение будет более успешным, если терапию проходят оба (Heiman et al., 1981).
3. Образование и сексуальность: многие пациенты, страдающие от сексуальных дисфункций, знают очень мало о физиологии и технике секса. Так что секс-терапевты могут предложить им дискуссии, образовательные фильмы, учебные книги и видеозаписи.
4. Смена установок: терапевты помогают пациентам проанализировать и изменить представления о сексуальности, мешающие получению сексуального возбуждения и удовольствия (Rosen, Leiblum & Spector, 1994). Событие после травмы, семейные установки или культурные идеалы могут создать негативные представления, препятствующие естественному возбуждению и удовольствию.
5. Борьба с тревогой, связанной с выполнением полового акта, и ролью наблюдателя: терапевты часто учат пары сосредоточиваться на своих чувствах и спокойно получать удовольствие, они дают пациентам серию сексуальных заданий, иногда называя их заданиями «по петтингу», в которых партнеры сосредоточиваются на получении сексуального удовольствия. Это удовольствие можно получить, исследуя и лаская тело друг друга дома, при этом не обязательно заниматься сексом или испытывать оргазм. Парам рекомендуют сперва воздерживаться от коитуса и ограничить свою сексуальную активность поцелуями, объятиями и чувственным массажем различных частей тела, за исключением груди и гениталий. Со временем партнеры научатся лучше доставлять друг другу и, соответственно, получать сексуальное удовольствие, и снова восстанавливают свою сексуальную активность.
6. Укрепление навыков сексуальной коммуникации: парам рекомендуют дома использовать сеансы сосредоточения на своих чувствах, попробовать позы, при которых партнер, которого ласкают, может направлять руку другого и контролировать скорость, давление и место на теле. Пары также учат давать друг другу указания в позитивной информативной манере («Лучше вот тут, чуть меньше дави»), а не угрожать туманно («Твои прикосновения меня не заводят».).
7. Изменение деструктивного жизненного стиля и взаимодействия: терапевт может посоветовать паре сменить стиль жизни или улучшить ситуацию, оказывающую деструктивное воздействие на их отношения — например, отдалиться от родственников жены или мужа или бросить работу, требующую слишком много времени. Точно так же, если в паре часто возникают конфликты, терапевт попытается помочь справиться с ними.
8. Учет физических и медицинских факторов: когда сексуальные дисфункции связаны с медицинскими проблемами, например с болезнью, увечьем, нежелательным эффектом лекарственных препаратов или злоупотреблением алкоголем, терапевты пытаются решить эту проблему. Если, скажем, антидепрессанты вызывают у мужчины расстройство эрекции, то клиницист может снизить дозу лекарства, изменить время дня, когда принимают препарат, или испробовать другое лекарственное средство. (Segraves, 1988, 1995; Shrivastava et al., 1995)
Сосредоточенность на чувственности — лечение сексуальных расстройств, при котором пары обучают не сосредоточиваться на оргазме или совокуплении, а вместо этого проводить время, концентрируясь на удовольствии, получаемом от таких действий, как взаимный массаж, поцелуи и объятия. Также этот метод называют расслабленным удовольствием.
<Вопросы для размышления. При использовании одной из основных техник секс-терапии паре рекомендуют исследовать и ласкать тело друг друга (сосредоточенность на чувственности), не доходя до оргазма и не занимаясь совокуплением. Почему люди могут испытывать более сильное возбуждение во время сексуальных ласк, если им запрещают достигать оргазма или совокупляться?>
Крупным планом
Некоторые мифы, связанные с сексуальными ролями
Мифы о мужской сексуальности
— Мужчина берет на себя ответственность и руководит сексом. Мужчины, которые так думают, не позволяют женщинам направлять их и не делают того, что она хотела бы и что доставило бы ей удовольствие. Эта установка вынуждает мужчину сосредоточиться па том, что он делает с женщиной, а не учиться принимать удовольствие от того, что она делает с ним.
— Мужчина всегда хочет и готов заниматься сексом. Этот миф побуждает мужчину заниматься сексом в ситуации, когда он чувствует себя некомфортно или не испытывает влечения, а такие попытки заведомо обречены на неприятные ощущения или неудачи.
— Всякий физический контакт должен приводить к сексу. Это представление не позволяет мужчинам просто наслаждаться поцелуями, объятиями, ласками, поскольку такие занятия кажутся им только прелюдией к «самому главному».
— Хороший секс — линейная прогрессия постоянно растущего возбуждения, заканчивающегося только оргазмом. Принятие такого мифа исключает удовольствие от игривого секса на отдыхе, включающего перерывы, чтобы поговорить, отдохнуть и полностью насладиться друг другом как люди, а не просто как половые органы.
— Секс должен быть естественным и спонтанным. Этот миф мешает парам учить друг друга тому, что им нравится делать во время занятий сексом. В типичной современной семейной паре оба партнера работают и делят между собой обязанности по воспитанию детей, их жизнь наполнена стрессом, поэтому им часто необходимо заранее планировать занятия сексом, назначать время, когда оба партнера расслабятся, не чувствуют себя чересчур уставшими и способны реагировать сексуально.
(Zilbergeld, 1978).
Мифы о женской сексуальности
— Секс воздействует только на женщин до 30 лет. В действительности пик сексуальности многих женщин наступает после 30 лет, и потом их сексуальность не ослабляется.
— Все женщины могут достигать нескольких оргазмов. Исследование показывает, что лишь 20% женщин испытывают несколько оргазмов подряд. Нет взаимосвязи между сексуальной приспособленностью или удовлетворением и количеством оргазмов, переживаемых каждый раз, когда женщина занимается сексом.
— Беременность и рождение ребенка снижают сексуальную чувствительность женщин. Дискомфорт последних месяцев беременности и периода сразу после рождения ребенка на время может воспрепятствовать сексу, однако усиленный приток крови к тазу, возникающий во время беременности, порой, наоборот, усиливает сексуальную реакцию.
— Партнер всегда может возбудить сексуально отзывчивую женщину. Усталость, гнев, тревога и многие другие эмоции подавляют сексуальность даже у самых чувствительных женщин.
— Эротические книги или фильмы не действуют на порядочных женщин. Исследование показывает, что женщины, точно так же как и мужчины, возбуждаются от эротики.
— Вы фригидны, если не любите экзотические формы секса. Многие очень сексуальные женщины не интересуются оральным или анальным сексом, сексуальными игрушками, например вибраторами, или групповым сексом.
— Если вы не можете быстро и легко испытать оргазм, то с вами что-то не в порядке. У разных женщин порог оргазма варьируется. Так же как некоторые женщины могут бегать быстрее других, некоторые из них быстрее достигают оргазма.
(Heiman & LoPiccolo, 1988).
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru
- Предисловие.
- Основные особенности и преимущества.
- Конкретные особенности и преимущества.
- Благодарности.
- Предисловие научного редактора русского издания.
- Глава 1. Патологическая психология: прошлое и настоящее.
- Выявление психической патологии и ее лечение.
- Отклонение.
- Страдание.
- Дисфункция.
- Опасность.
- Психическая патология: ускользающая концепция.
- Определение лечения.
- Взгляд из прошлого на патологию и лечение.
- Воззрения древних.
- Взгляды на данную проблему и лечение психической патологии в античности.
- Европа в средние века: Демонология возвращается.
- Ренессанс и создание приютов.
- Девятнадцатый век: моральное лечение.
- Современные направления.
- Тяжелые психические нарушения и их лечение.
- Менее серьезные нарушения и их лечение.
- Сегодняшние перспективы и специалисты.
- Методы клинического исследования.
- Исследование отдельных случаев болезни.
- Корреляционный метод.
- Экспериментальный метод.
- Подводя итоги.
- Глава 2. Модели патологии.
- Биологическая модель.
- Биологические объяснения.
- Биологические методы терапии.
- Оценка биологической модели.
- Психодинамическая модель.
- Теория Фрейда.
- Другие психодинамические объяснения.
- Оценка психодинамической модели.
- Поведенческая модель.
- Поведенческие объяснения.
- Поведенческие методы терапии.
- Оценка поведенческой модели.
- Когнитивная модель.
- Когнитивные объяснения.
- Когнитивные методы терапии.
- Оценка когнитивной модели.
- Экзистенциально-гуманистическая опытная модель.
- Гуманистическая теория и терапия Роджерса.
- Гештальт-теория и терапия.
- Экзистенциальные теории и терапия.
- Оценка экзистенциально-гуманистической модели.
- Социокультурная модель.
- Социокультурные объяснения.
- Социокультурные методы терапии.
- Оценка социокультурной модели.
- Подводя итоги.
- Глава 3. Клиническая оценка, диагностика и лечение.
- Клиническая оценка.
- Свойства оценочных средств.
- Клинические интервью.
- Клинические тесты.
- Клинические наблюдения.
- Диагностика.
- Системы классификации.
- Надежность и валидность классификации.
- Опасность ошибочных диагнозов и диагностических ярлыков.
- Лечение.
- Выбор лечения.
- Эффективность лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 4. Генерализованное тревожное расстройство и фобии.
- Стресс, адаптация и тревожное реагирование.
- Генерализованное тревожное расстройство.
- Социокультурная модель.
- Психодинамическая модель.
- Гуманистическая и экзистенциальная модели.
- Когнитивная модель.
- Биологическая модель.
- Типы фобий.
- Теории возникновения фобий.
- Терапия фобий.
- Подводя итоги.
- Глава 5. Паническое, обсессивно-компульсивное и стрессовые расстройства.
- Паническое расстройство.
- Биологическая модель.
- Когнитивная модель.
- Обсессивно-компульсивное расстройство.
- Навязчивые идеи (обсессии).
- Навязчивые действия (компульсии).
- Навязчивые идеи и навязчивые действия.
- Теории возникновения и методы лечения.
- Стрессовые расстройства.
- Военные действия.
- Катастрофы.
- Насилие и жестокое обращение.
- Теории формирования стрессовых расстройств.
- Методы терапии стрессовых расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 6. Расстройства настроения.
- Монополярная депрессия.
- Клиническая картина депрессии.
- Диагностика монополярной депрессии.
- Монополярная депрессия: возможные причины и методы лечения.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Биполярные расстройства.
- Клиническая картина мании.
- Диагностика биполярных аффективных расстройств.
- Возможные причины биполярных аффективных расстройств.
- Методы лечения биполярных аффективных расстройств.
- Подводя итоги.
- Глава 7. Самоубийство.
- Что такое самоубийство.
- Изучение суицида.
- Паттерны и статистика.
- Факторы, способствующие возникновению суицидных намерений.
- Стрессовые события и ситуации.
- Изменение настроения и образа мыслей.
- Алкоголь и наркотики.
- Психические расстройства.
- Моделирование.
- Объяснения суицида.
- Психодинамическая точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Самоубийства в разных возрастных группах.
- Подростки и молодежь.
- Пожилые.
- Терапия и суицид.
- Терапия после совершения попытки самоубийства.
- Предупреждение суицида.
- Эффективность предупреждения самоубийств.
- Подводя итоги.
- Глава 8. Психологические факторы и физические болезни.
- Симулятивные расстройства.
- Соматоформные расстройства.
- Истерические соматоформные расстройства.
- Ипохондрические соматоформные расстройства.
- Объяснения соматоформных расстройств.
- Лечение соматоформных расстройств.
- Психофизиологические расстройства.
- Традиционные психофизиологические (психосоматические) расстройства.
- Новые психофизиологические расстройства.
- Психологические средства лечения физических болезней.
- Релаксационные тренировки.
- Установление биологической обратной связи.
- Медитация.
- Гипноз.
- Когнитивное вмешательство.
- Терапия инсайта и группы поддержки.
- Комбинированный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 9. Расстройства питания.
- Нервная анорексия.
- Клиническая картина.
- Проблемы со здоровьем.
- Нервная булимия.
- Обжорство.
- Компенсирующие действия.
- Сравнение нервной булимии с нервной анорексией.
- Причины появления расстройств питания.
- Социальное давление.
- Семейная обстановка.
- Эго и когнитивные расстройства.
- Расстройства настроения.
- Биологические факторы.
- Лечение расстройств питания.
- Лечение нервной анорексии.
- Лечение нервной булимии.
- Подводя итоги.
- Глава 10. Расстройства, вызванные использованием психоактивных веществ.
- Депрессанты.
- Алкоголь.
- Седативно-снотворные лекарственные средства.
- Опиаты.
- Стимуляторы.
- Кокаин.
- Амфетамины.
- Галлюциногены, каннабис (конопля) и комбинации психоактивных веществ.
- Галлюциногены.
- Каннабис (конопля).
- Комбинации психоактивных веществ.
- Объяснения причин расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ.
- Социокультурная точка зрения.
- Психодинамическая точка зрения.
- Бихевиористская точка зрения.
- Биологическая точка зрения.
- Методы лечения расстройств, вызванных использованием психоактивных веществ.
- Психодинамические методы лечения.
- Поведенческая терапия.
- Когнитивно-поведенческая терапия.
- Биологические методы лечения.
- Социокультурные методы лечения.
- Подводя итоги.
- Глава 11. Сексуальные расстройства и расстройства половой идентификации.
- Сексуальные дисфункции.
- Расстройство фазы влечения.
- Расстройства фазы возбуждения.
- Расстройства фазы оргазма.
- Болевые ощущения во время занятий сексом.
- Лечение сексуальных дисфункций.
- Секс-терапия.
- Терапия, ориентированная на проблемы.
- Новые направления в секс-терапии.
- Парафилии.
- Фетишизм.
- Эксгибиционизм.
- Вуайеризм.
- Фроттеризм.
- Педофилия.
- Сексуальный мазохизм.
- Сексуальный садизм.
- Общественные нормы и сексуальные ярлыки.
- Расстройство половой идентификации.
- Подводя итоги.
- Глава 12. Шизофрения.
- Клиническая картина шизофрении.
- Симптомы шизофрении.
- Дифференциальная диагностика.
- Теории возникновения шизофрении.
- Биологический подход.
- Психологический подход.
- Социокультурный подход.
- Методы лечения шизофрении.
- Лечение в условиях стационара в прошлом.
- Усовершенствованное лечение в условиях стационара.
- Антипсихотические препараты.
- Психотерапия.
- Общественный подход.
- Подводя итоги.
- Глава 13. Расстройства памяти и других когнитивных функций.
- Диссоциативные расстройства.
- Диссоциативная амнезия.
- Диссоциативная фуга.
- Расстройство множественной личности (диссоциативное расстройство личности).
- Возможные причины диссоциативных расстройств.
- Психодинамический подход.
- Поведенческий подход.
- Научение, зависимое от состояния.
- Аутогипноз.
- Методы лечения диссоциативных расстройств.
- Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.
- Методы лечения диссоциативного расстройства личности.
- Органические расстройства памяти.
- Биология памяти.
- Амнестические расстройства.
- Деменции.
- Методы лечения органических расстройств памяти.
- Подводя итоги.
- Глава 14. Расстройства личности.
- «Странные» расстройства личности.
- Параноидное расстройство личности.
- Шизоидное расстройство личности.
- Шизотипическое расстройство личности.
- «Драматические» расстройства личности.
- Антисоциальное расстройство личности.
- Пограничное расстройство личности.
- Гистрионное расстройство личности.
- Нарциссическое расстройство личности.
- «Тревожные» расстройства личности.
- Избегающее расстройство личности.
- Зависимое расстройство личности.
- Обсессивно-компульсивное расстройство личности.
- Растройства личности: дилеммы и сомнения.
- Подводя итоги.
- Глава 15. Расстройства детского и пожилого возраста.
- Расстройства детского и подросткового возраста.
- Детские тревожные расстройства.
- Депрессия у детей.
- Расстройства, выражающиеся в разрушительном поведении.
- Расстройство, связанное с дефицитом внимания и гиперактивностью.
- Расстройства выделительных функций.
- Длительные расстройства, начинающиеся в детстве.
- Аутизм.
- Умственная отсталость.
- Расстройства пожилого возраста.
- Расстройства настроения, тревожные расстройства и расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивными веществами.
- Делирий и деменция.
- Ключевые факторы, влияющие на психическое здоровье пожилых людей.
- Подводя итоги.
- Глава 16. Закон, общество и профессия психиатра.
- Влияние клиницистов на систему уголовного права.
- Принудительное лечение преступников и некомпетентность на суде.
- Влияние законодательства на систему психиатрических клиник.
- Принудительное лечение в гражданском порядке.
- Защита прав пациентов.
- Другие виды взаимодействия между клиницистами и законодательными органами.
- Саморегуляция: этика и система охраны психического здоровья.
- Психическое здоровье, бизнес и экономика.
- Бизнес и психическое здоровье.
- Экономика и психическое здоровье.
- Человек и профессия.
- Подводя итоги.
- Приложение. Диагностическая таблица dsm-IV.
- Глоссарий.
- Список литературы.
- Текст взят с психологического сайта http://www.Myword.Ru