3. Характер создания и поддержания членства в группе:
? активная и пассивная вербовка, включающая в себя разнообразные виды обмана, в том числе агитацию и сбор средств при скрываемых целях и без полного раскрытия техник контроля сознания, использование «фасадных групп» (своего рода «потемкинских деревень»);
? использование манипуляции, включая сюда: создание атмосферы секретности и элитарности (элитарная ментальность), проведение ритуалов посвящения (включающих меры предосторожности), поддержание чувства исключительности, манипуляции посредством чувств страха и вины;
? использование техник контроля сознания: провоцирование у личности эмоциональных пиков и спадов, создание ситуации отчуждения (отделение от семьи, друзей и общества), изменение в ценностях и замещение их культом как новой «семьей», феномены постепенных или резких личностных изменений, которые нельзя объяснить только самостоятельной активностью данного человека;
? внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, инстинктивные ощущения, интуиция и тому подобные рассматриваются как заслуживающие большего доверия, чем рациональные умозаключения), постоянное манипулирование чувствами рядовых участников со стороны лидера и других членов;
? разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, целями, интересами), изменения в целом во временной ориентации (счастье обещается только через хорошее внешнее поведение, которое навязывается группой);
? постоянная клевета на критическое мышление, характеризующая ум, рациональное мышление и умственную деятельность как нечто чуждое или пагубное для культиста;
? ограничение свободы выхода из культа с помощью индоктринации различных фобий (фобия на выход из культа, боязнь «внешнего» мира, боязнь сверхъестественных санкций за отступничество) и психологической, а иногда и физической изоляции члена группы, желающего выйти из культа;
? внушение взгляда на мир с позиции поляризованности (культ – хороший, мир вне культа – плохой);
? создание прямой и скрытой зависимости (психологической, физической, финансовой) и эксплуатация адептов культа его лидерами;
? отсутствие у адептов возможности задавать вопросы и получать на них полные и точные ответы.
Другими словами, деструктивные культы – это группы, которые систематически подрывают свободу выбора своих членов и заставляют их войти в зависимые отношения с группой или ее лидером, изолируя их от предшествующего социального окружения. Индивидуальностью манипулируют с целью беспрекословного ее подчинения правилам группы, часто к ущербу для человека, его семьи и общества. Следовательно, характерными признаками культовых групп, согласно Сингер и др. (Singer et al., 1990), являются:
1) чрезмерное усердие членов, беспрекословное подчинение группе и ее руководству;
2) внушение зависимости путем использования манипулятивных и эксплуататорских техник убеждения и контроля;
3) тенденция к причинению вреда своим членам, их семьям и/или обществу.
Втягивание человека в секту и закрепление в ней проходит в три этапа (Осипова, 2005):
? индоктринация;
? контроль сознания;
? консолидация выработанного поведения и невозможность выйти из секты.
Первый этап – это фаза индоктринации.
Вербовка в секту происходит без особых затруднений при наличии у человека исходного стремления к такого рода «спасению». В секте эксплуатируется неудовлетворенная потребность в коллективной защите и стремление к соучастию в проявлении божественной силы (Короленко, Дмитриева 1999). Большая часть людей попадают в секты в кризисных ситуациях. Секты реализуют стремление человека заполнить имеющийся у него психологический дефицит и преодолеть тревогу. Экзистенциальный страх, появляющийся у человека, делает его идеальной жертвой различных тоталитарных групп, в которых он освобождается от беспокоящих его мыслей.
Индоктринация является психологическим средством влияния на индивидуума или группу с целью внедрения мнения, идеи, системы взглядов, отношения к происходящим событиям и др. Наибольшее значение имеет внедрение стереотипа мышления в рамках определенной парадигмы под воздействием массивного психологического давления. В результате индоктринации члены секты попадают в многостороннюю зависимость от группы. Опасность динамики, имеющей место в секте, заключается в том, что психологическая манипуляция происходит незаметно и членами секты не распознается. Поэтому члены группы лишены возможности развить стратегии психологической защиты. У вновь прибывших в секту складывается впечатление о спонтанности своих эмоций, добровольности поведения.
Л. Штамм выделяет следующие фазы насильственной индоктринации членов сект:
1. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена секты. На этой фазе человек теряет эмоциональную стабильность и запутывается в противоречиях;
2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является создание психологической зависимости вербуемого с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечения может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр видеокассет, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего. Индоктринация приводит к появлению у людей новой идентичности, новой личности, думающей, чувствующей в иных категориях, в иной системе ценностей. Формируется новая аддиктивная личность;
3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;
4. Отчуждение от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь секты;
5. Укрепление приверженности к учению секты, характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.
Следующий этап – контроль сознания.
Контроль сознания – это практическое применение хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления. Контроль сознания (или «незаконное влияние», как его иногда называют зарубежные специалисты) – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют (Волков, 2001).
Существует несколько моделей контроля сознания, применяемых сектами. Согласно модели Маргарет Т. Сингер, существует шесть условий для контроля сознания (Singer, 1997):
1. Завоевание контроля над временем человека, особенно временем для размышления.
2. Создание у новичка ощущения беспомощности, при одновременном обеспечении его моделями, демонстрирующими новое поведение, которое хочет выработать руководство (лидеры).
3. Манипулирование сознанием путем вознаграждений и наказаний, чтобы подавить обычное социальное поведение новичка. Использование измененного состояния сознания, чтобы манипулировать жизненным опытом.
4. Манипулирование наградами, наказаниями и жизненным опытом, чтобы добиться того поведения, которое требуется руководству (лидерам).
5. Создание плотно контролируемой системы, в которой тех, кто отступает от взглядов группы, заставляют чувствовать себя так, словно у них имеются врожденные отступления от нормы.
6. Содержание новичков в состоянии неведения и неспособности отдавать себе отчет в происходящем (руководство секты не может выполнять программу реформирования мышления при полной компетенции и информированном согласии личности).
Выделяют следующие техники контроля сознания.
1. Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Термин «бомбежка любовью» применяется не только внешними критиками деструктивных культов, но и самими адептами культов, например мунитами. Цель методики – вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он – это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно. Новичка не выпускают из-под опеки ни на минуту. Рекомендованная специальными наставлениями мунитов процедура называется «сандвич» и требует, чтобы новичок постоянно находился в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним и вовлекать его.
2. Изоляция (отделение) ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.
4. Страх и вину вызывают извлечением признаний (исповедь) под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград.
5. Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
7. Сенсорная (чувственная) перегрузка навязывает принятие комплекса, состоящего из новой доктрины, целей и определений, чтобы заменить прежние ценности новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с крайне ограниченной возможностью критической проверки.
Р. Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих, при одновременном и систематическом их использовании, к катастрофическому изменению сознания (Lifton, 1961).
1. Контроль над окружающей обстановкой – жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
2. Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, нужного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняется «нисхождением святого духа».
3. Требование чистоты – резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта – «хорошая» и «чистая», все остальное – «плохое» и «грязное».
4. Культ исповеди – требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.
5. «Святая наука» – объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6. Нагруженный культовым смыслом язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7. Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8. Разделение существования – члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, т. е. «цель оправдывает любые средства».
Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью «удвоения личности» (Lifton, 1986). Удвоение заключается в разделении системы собственного Я на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым Я. Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от старого Я, что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т. п.) для жизненного функционирования недостаточно. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное Я, которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти (психологически) невыносимых условиях.
Ставшая уже классической модель К. Левина хорошо описывает процесс трансформации личности в процессе психологической обработки человека в секте. С точки зрения психического здоровья происходят как бы расщепления психики человека, которые впоследствии складываются в новую личность. К. Левин условно разбил свою модель на три части: размораживание – процесс разрушения личности; изменение – процесс идеологической обработки и формирования новой личности; замораживание – процесс укрепления новой личности.
1. Размораживание (психологическое растормаживание, доведение до состояния психологической аморфности и хаотического состояния сознания):
1) дезориентация;
2) сенсорная депривация и сенсорная перегрузка (существенная недогрузка или перегрузка тех или иных органов чувств);
3) физиологическая манипуляция: лишение сна, приватности (возможности побыть одному), изменение диеты (которое иногда может сопровождаться серьезными физиологическими и психическими изменениями);
4) гипноз (используются визуализации, притчи и метафоры, двусмысленности, медитации, монотонное произнесение молитв, пение);
5) новообращенного принуждают поставить под вопрос свою идентичность («потерять себя прежнего»).
2. Изменение:
1) постепенное создание и навязывание новой идентичности (формально – в ходе индоктринальных занятий; неформально – другими адептами, с помощью аудио– и видеозаписей, книг и т. п.);
2) использование техник модификации поведения (награды и наказания, техника остановки мышления, контроль среды);
3) мистическая манипуляция (приписывание тем или иным событиям и ощущениям в жизни «обрабатываемой» личности тех смыслов и значений, которые выгодны лидерам и группе);
4) использование гипноза;
5) использование исповедей и доносов.
3. Замораживание (консервация новых стереотипов):
1) укрепление новой идентичности и отказ от старой (отделение от прошлого, передача собственности, переход к культовой деятельности и сближению с другими адептами);
2) новое имя, новый язык, новая «семья»;
3) сближение с новыми ролевыми моделями: система «приятельства»;
4) продолжение индоктринации (семинары, учеба, усвоение групповых норм).
Стив Хассен (Hassan, 1988) пишет о том, что контроль сознания можно понять в свете четырех основных сфер:
? поведения;
? информации;
? мышления;
? эмоций.
Контроль поведения
1. Регуляция среды: где и с кем живет последователь культа; какую одежду, прически он носит, какие цвета предпочитает, какую пищу ест, сколько спит, финансовая зависимость.
2. Большая часть времени обязательно посвящается индоктринации и групповым ритуалам.
3. Необходимость спрашивать разрешение для важных решений.
4. Награды и наказания.
5. Отбивается охота к индивидуализму. Превалирует групповая мысль.
6. Жесткие правила и предписания.
7. Необходимость покорности и зависимости.
Контроль информации
1. Использование обмана (лжи): умышленное сокрытие информации; искажение информации, ради того чтобы сделать ее приемлемой; открытый обман.
2. Доступ к некультовым источникам информации сводится к минимуму или устраняется приверженность к ним: газеты, журналы, ТВ, радио; устраняется критическая информация, информация от бывших участников группы; неофитов загружают культовой деятельностью настолько, чтобы они не имеют времени думать.
3. Информация варьируется на различных уровнях и подразделениях внутри пирамиды; лидер решает, кто что «должен знать».
4. Поощряется слежка за другими участниками: объединение по парам по системе «приятельства» для наблюдения и контроля; доносительство лидеру об отклоняющихся от культовых доктрин мыслях, чувствах и действиях.
5. Широкое использование созданной в рамках культа пропаганды: бюллетени, журналы, газеты, аудиозаписи, видеозаписи и т. п.; неправильные цитаты, формулировки из некультовых источников, взятые вне контекста.
6. Использование исповеди: информация о «грехах» используется, чтобы уничтожить границы личности; прошлые грехи используются, чтобы манипулировать и контролировать участника культовой группы.
Контроль мышления
1. Необходимость интернализации (понуждение к восприятию) групповой доктрины как истины: схема = реальность; черное или белое; добро против зла; Мы против Них (групповое против внешнего мира).
2. Принятие «нагруженного» языка (характеризующегося мыслительными клише).
3. Поощряются только «хорошие» и «правильные» мысли.
4. Техники прекращения мышления: отрицание, рационализация, оправдание, принятие желаемого за действительность; монотонное говорение; медитация; произнесение молитв; общение на «языках»; пение.
5. Запрет на критические вопросы о лидере, доктрине или политике, признаваемой единственно правильной.
6. Запрет на альтернативные системы убеждений.
Контроль эмоций
1. Манипулирование и сужение спектра чувств.
2. Людей заставляют чувствовать себя таким образом, как будто в любых проблемах всегда имеется их вина.
3. Использование вины: вина идентичности: кто ты (не живешь в соответствии со своим потенциалом), откуда ты, твоя семья, прошлое, привязанности, мысли, чувства, поступки; социальная вина; историческая вина.
4. Использование страха: боязнь независимо мыслить; боязнь «внешнего» мира; боязнь врагов; боязнь потерять свое «спасение»; боязнь природных бедствий.
5. Крайности эмоциональных пиков и спадов.
6. Ритуальное, часто публичное, признание в «грехах».
7. Индоктринация фобии (внедрение в сознание страха): нет счастья или полноценности «вовне»; наступят страшные последствия, если вы уйдете; не существует оправданных причин для выхода из культа.
Могут индоктринироваться следующие фобии:
1) боязнь мыслить независимо, критически в отношении культа;
2) боязнь внегруппового социума («внешнего мира»);
3) фобия на выход из культа;
4) боязнь врагов;
5) боязнь потерять свое «спасение»;
6) боязнь природных бедствий.
После контроля сознания наступает третья фаза – это консолидация выработанного, нового поведения и невозможность возврата к прошлому за счет жестких связей внутри секты, установление жесткого контроля, коллективных исповедей, прекращение не санкционированных сектантами социальных контактов, требование преданности. Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут отступиться, если не подвергаются интенсивной и постоянной обработке. Поэтому много времени и усилий вкладывается в поддержание верности обращенных путем использования тактик, подобных описанным ниже (Волков, 1996).
? От обращенного требуют придерживаться сурового стиля жизни, который отражает культовые ценности. Строгое следование культовому стилю жизни служит подчинению и усилению преданности обращенного верованиям культа.
? Использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитва, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.
? Публичное заявление о верности обращенного. Например, новых обращенных призывают вербовать других (некоторые культы предлагают приписывать высокий статус и дают другие награды преуспевающим вербовщикам), делать торжественные заявления на публичных встречах, подписывать заявления о верности. Публичное заявление усиливает преданность культу.
? Повторяющиеся угрозы относительно ухода, такие, как: «если ты уйдешь, твоя жизнь развалится на куски»; «твоя душа сгниет»; «ты отправишься в ад»; «пострадают твои родственники»; «твоя жизнь будет в опасности». Обращенные боятся покинуть культ.
? Обещание немедленного спасения, например обращенным говорят, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя», они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Обращенные постоянно стремятся достичь утопических идеалов и обвиняют себя самих за то, что стараются недостаточно усердно.
? Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие. Отсутствие противоположных точек зрения, чтобы стимулировать критическое мышление о культе. Укрепление представления о том, что сомнения относительно группы отражают недостатки сомневающегося, но не группы.
? Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
? Обращенные становятся зависимыми от дружбы, близости и эмоциональной поддержки культовой группы; чувства отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира усиливаются.
? Контроль над сексуальной близостью внутри культа; например, лидер может диктовать, стоит ли жениться, когда и на ком, нужно ли иметь сексуальные отношения, детей, проводить стерилизацию, аборты.
? Постоянная исповедь. Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».
? Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио– и видеотехники и т. п.).
Факторы, предрасполагающие к вовлечению в культ. Хотя, казалось бы, люди всех положений и психологических типов могут попасть в ловушку культовой группы, есть определенные факторы, которые могут сделать человека более уязвимым к вовлечению в культ. Американские исследователи Джоан Росс и Майкл Лангоуни выделили такие факторы. К ним относятся: период развития человека, ситуация, личная биография и психологическая предрасположенность.
Чем младше человек, тем в большей мере он подвержен индоктринации, поскольку воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активным поиском адаптации к малой группе, то есть ориентирован на восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым паттернам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение проективных символических родительских фигур, которые разыскиваются вовне.
Второй возраст повышенной чувствительности – юношество, 17–19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию Я-образа через отвержение каких-то моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности от наблюдаемых примеров и моделей жизни. Именно на этом строится психополитика индоктринации, когда незрелому человеку предлагают ролевые модели, заведомо отличающиеся от общепринятых. Зрелость личности позволяет адекватно воспринимать тот образа жизни, который не созревшему человеку представляется формальным, банальным, устарелым, скучным и серым.
После 60-ти лет наступает следующая стадия жизненного цикла, представляющая наибольшую опасность вовлечения в секту, что непосредственно связано с возрастным кризисом – кризисом пожилого возраста (Малкина-Пых, 2004 б).
К ситуационным факторам относятся все неустойчивые состояния перехода, связанного со сменой социального статуса и групповой роли. Это может быть окончание средней школы, первый год жизни вне семьи, тюремное заключение, первый или последний год обучения в вузе, потеря или смена работы, развод, путешествия, переезды, болезнь, смерть близкого, смена образа жизни, эмиграция.
Изучение биографий членов секты показывает, что дети из семей с высоким и низким доходом по-разному реагируют на действия вербовщиков. Дети из более обеспеченных семей, как более инфантильные, склонны больше доверять красивым речам. Выходцы же из бедных семей, прошедшие дворовую школу выживания, имеют иммунитет против манипуляций, но одновременно эти дети могут искать чистоту, добро и смысл жизни.
Среди психологических факторов, способствующих вовлечению в секту, отмечается застенчивость, доверчивость, терпимость к идеологической и смысловой неопределенности, тревожность. Потенциальной жертвой сектантов является каждый человек в состоянии разочарования, наивности, безнадежности, хотя бы кратковременной дезадаптации или даже в состоянии авитаминоза. Люди, которые испытывают чувство зависимости и страха, находят в секте спасение, четкие, ясные отношения, пропитанные любовью, подчинением старшим, избавление от чувства ответственности и вины, что, в свою очередь, воспринимается как проявления благодати и духовная гармония.
Большинство будущих сектантов страдают от сильного чувства одиночества. Для многих людей, попавших в секту, характерны серьезные неудачи в семейной жизни. Такие люди стремятся к поддержке, защите и отношениям, которые напоминают семейные. Уязвимость таких людей определяется их эмоциональной ранимостью. С другой стороны, участие в секте разрушает уже созданные семьи. Человек уходит в секту с неразрешенными проблемами, комплексами, нереализованными мотивами, но так и не начинают их решать во внешнем, реальном мире.
Следующие характерологические типы людей менее устойчивы относительно индоктринации: истероиды, люди с паранойяльными тенденциями, психастеники, зависимый тип личности, дети из семей с гиперопекой, из неполных или асоциальных семей, люди с ограниченными физическими возможностями, люди, пережившие тяжелые психотравмы, люди с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву), люди, склонные к конфабуляциям (разновидность «ложных воспоминаний», «галлюцинации-воспоминания»), дети, внуки и родственники культистов.
МакГовек (1991) замечает, что интрапсихическая динамика личности может способствовать вовлечению в культ. Жертвы культа имеют когнитивные потребности, такие как чувство цели и направленности в жизни. Это мнение подтверждают выводы, сделанные ранее Ашем (1985), о том, что есть определенные факторы, которые делают человека особенно уязвимым к культовым манипуляциям: высокий уровень текущих переживаний, разочарование в поисках, отсутствие религиозной веры либо собственной устойчивой системы ценностей и склонность к персональной зависимости как показатель отсутствия внутренней направленности, адекватного самоконтроля (неуверенность в себе, неумение защитить себя), низкая толерантность к двусмысленности (неясности) и восприимчивость к трансовым состояниям.
С точки зрения Энроса (1977), главным предрасполагающим фактором для людей, присоединившихся к культам, был недостаток общения между родителями и детьми, с одной стороны, и сильное у молодых людей стремление обрести духовную истину, которое культы с их готовыми ответами сразу удовлетворяют. Другой фактор, на который указывает Энрос, – это «эмоциональная недостаточность», это жажда любви, испытываемая молодыми людьми, часто как результат дисфункциональных семейных отношений.
В работе Е. Емельяновой (2004) систематизированы данные о том, какие люди и за счет каких личностных особенностей легче других вовлекаются в секты:
1. Молодые люди, которые не очень хорошо представляют, кто они, какие они, у которых не сформировалась вполне определенная Я-концепция.
2. Молодые люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлениями о том, чего они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие «по воле волн».
3. Люди, по разным причинам испытывающие страх перед ответственностью за свою жизнь.
4. Люди, чувствующие себя ничтожными, незначительными, обесцененными.
5. Люди, бунтующие, противостоящие желанию родителей влиять на них, не принимающие навязываемую систему ценностей своих близких.
Описанные особенности совпадают с причинами склонности к формированию психологии жертвы: смутными представлениями о себе, низкой самооценкой (или компенсаторным высокомерием), отсутствием смысла жизни и т. д. Для того чтобы описание было полным, необходимо добавить еще несколько особенностей людей, которые становятся заложниками секты.
6. Люди, которые стремятся быть максимально «правильными», максимально «совершенными», максимально «духовными», чтобы соответствовать собственному идеальному Я.
7. Люди, разочарованные в своих прежних убеждениях, которые утратили веру в свое прежнее мировоззрение, представлении о себе и окружающих людях.
8. Люди, не имеющие возможности самореализоваться.
Таким образом, в секты уходят в основном два типа людей, имеющих разную мотивацию: амбициозные, ищущие признания, авторитета, власти, и люди психастенического склада, с семейно-бытовыми проблемами, с невротическими расстройствами, одинокие, социально дезадаптированные, личностно незащищенные.
Благодаря массивной манипуляции при вовлечении в культ, это вызывает разнообразные психологические последствия от изменения идентичности до травматических реакций, подобных тем, которые испытывают люди, оказавшиеся заложниками (см. раздел 3.2 главы 3). Психиатрические симптомы, являющиеся следствием вовлечения в культ, часто подходят под критерии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Согласно МакГовеку (1992), последствиями вовлечения в культ могут быть рассеянная тревожность и расстройства личности. Автор подчеркивает, что диагностические критерии DSM-III-R можно использовать для оценки расстройств, связанных с пребыванием в культе. DSM-III (APA, 1986) характеризует последствия культового ущерба как «атипичное диссоциативное расстройство», которое включает трансоподобные состояния, снижение понимания, не сопровождаемое деперсонализацией, и те более продолжительные диссоциативные состояния, которые могут встречаться у лиц, бывших объектами периодического или длительного и интенсивного насильственного убеждения (промывание мозгов, реформа мышления, индоктринация).
В DSM-IV (APA, 1994), вслед за изменением термина, который стал звучать так: «диссоциативное расстройство, не специфицированное иначе», эта часть определения была слегка изменена: «Состояния расщепления личности (диссоциации), которые бывают у людей, ставших объектами длительного и интенсивного насильственного убеждения (т. е. промывание мозгов, реформа мышления или индоктринация)».
Некоторые данные (Мартин, 1992) опровергают гипотезу о том, что послекультовые психологические трудности отражают длительно существовавшие докультовые проблемы или черты личности.
Основные проблемы тех, кто оказался под «железной пятой» культов, можно разделить на четыре группы: психические, психосоматические, соматические и социальные (Волков, 1996).
Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем:
1) выраженное нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности);
2) диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни;
3) приступы паники и тревожности;
4) депрессия;
5) расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР);
6) замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы;
7) чувство вины;
8) страх;
9) потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством;
10) потеря свободной воли и контроля над своей жизнью;
11) развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность);
12) потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора;
13) неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими контактами с людьми;
14) потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения;
15) задержка достижения зрелости;
16) психические расстройства: галлюцинации, искаженное восприятие реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления);
17) ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовым прошлым: семьей, традициями, друзьями, ценностями, целями;
18) культисты могут стараться существовать в узком одномерном настоящем, отвергая прошлое и будущее;
19) отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.
Психосоматическиепроблемы:
1) расстройства сна: кошмары;
2) пищеварительные расстройства;
3) сексуальные проблемы;
4) психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, раздражение кожи).
Соматические проблемы:
1) ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным случаям, болезням и общему утомлению;
2) неполноценность питания;
3) в культах, где нормой являются беспорядочные половые связи или проституция, увеличивается риск заболеваний, передаваемых половым путем;
4) избиения, в том числе детей;
5) сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей;
6) преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.
Социальные проблемы:
1) преследование и угрозы со стороны культа;
2) огорчающая потеря друзей, семьи;
3) финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае срочной необходимости (например, заболевание). Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передают культам огромные суммы для управления по доверенности.
Кроме того, психологическая травма из-за вовлечения в культ связана не только с психологической манипуляцией и злоупотреблениями, но с тем, как человек покидает культовую группу. Как отметил Хассен (1990), нужно различать людей:
а) ушедших из группы осознанно, по собственной воле и самостоятельно;
б) ушедших из группы после консультирования;
в) исключенных или изгнанных из группы.
Добровольный уход часто оставляет мучения на многие годы, связанные с последствиями культового контроля сознания, так как человек не получает профессиональной помощи. Это трудности адаптации к обществу из-за фобий, которые были индоктринированы, или из-за культовых верований, все еще владеющих человеком. По мнению Хассена, лучший случай – это уход в результате консультирования, хотя и тут сохраняется груз проблем, особенно если человек был «депрограммирован», то есть подвергся консультированию не по собственному желанию. Наиболее тяжелая ситуации для бывших членов культа – это изгнание. В этом случае человек чувствуют себя отвергнутым не только группой, но и самим богом (Хассен, 1990). В основном из культовой группы изгоняют по двум причинам: либо человек сопротивлялся власти, авторитетам (выступал против, задавал слишком много вопросов), либо в результате злоупотреблений человек уже просто «сгорел» и не является более ценным для группы.
- Глава 1 Общие вопросы виктимологии
- 1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы
- 1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий
- 1.3. Насилие: виды и формы
- Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)
- 1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность
- 1.5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
- 1. Эмоциональный/проблемный:
- 2. Когнитивный/поведенческий:
- 3. Успешный/неуспешный:
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Организация поведения
- 1.6. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
- 1.7. Формирование виктимности: теории и модели
- 1.8. Диагностика виктимности
- Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого
- Текст опросника
- Ключи для подсчета первичных баллов
- Порядок работы
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Глава 2 Психотерапия виктимности
- 2.1. Транзактный анализ
- Рис, 2.9. Сценарная матрица
- Драйверы и типы сценариев
- Матрица игнорирования
- Игры и анализ игр
- Игра «Алкоголик»
- Игра «Пьяный и гордый»
- Игра «Пьяница»
- Игра «Алкаш»
- Техники
- Техника 1. Определение эго-состояний
- Техника 2. Определение транзакций
- Техника 3. Поглаживания
- Индивидуальный профиль поглаживания
- Техника 4. Структурирование времени
- Техника 5. Определение жизненного сценария
- Сценарный вопросник
- Терапевтический вопросник
- Техника 6. Работа с игнорированием
- Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением
- Техника 8. Работа с симбиозом
- Техника 9. Работа с системой рэкета
- Техника 10. Игры и анализ игр
- Техника 11. Контракты на изменение
- 2.2. Индивидуальная психология а. Адлера
- Техники терапии Техника 1. Первичное интервью
- Техника 2. Получение раннего воспоминания
- Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
- Техника 4. История жизни
- Техника 5. Анализ сновидений
- Техника 8. Негативная практика
- Техника 9. Ловить самого себя
- Техника 10. Метод пусковой кнопки
- Техника 11. «Ага-переживание»
- Реориентационный тренинг
- Техника 1. Встреча с самим собой
- Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения
- Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения
- Техника 4. Метафорическое взаимодействие
- Техника 5. Гештальттерапевтическая техника отождествления с объектом
- Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адлерианской терапии
- Техника 7. Метафорические упражнения
- 2.3. Психосинтез
- Техники Техника 1. Работа с субличностями
- Техника 2. Постижение своего истинного я
- Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)
- 2.4 Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Техники
- Метод 1. Формула авс Техника 1. Обучение основной формуле abc
- Техника 2. Мышление и эмоции
- Метод 2. Определение убеждений Техника 1. «Определение ожиданий»
- Техника 2. Определение собственной эффективности
- Техника 3. Определение я-концепции
- Техника 4. Определение внимания
- Техника 5. Избирательность памяти
- Техника 6. Определение атрибуции
- Техника 7. Определение оценки
- Техника 8. Определение самоинструктирования
- Техника 9. Определение скрытого убеждения
- Техника 10. Объяснение проблем
- Метод 3. Группы убеждений Техника 1. Определение центральных убеждений
- Техника 2. Определение жизненных ориентиров
- Техника 3. Когнитивные карты
- Метод 4. Жесткие техники опровержения Техника 1. Контратака
- Техника 2. Контрутверждения
- Техника 3. Диспут и оспаривание
- Техника 4. Форсированный выбор
- Метод 5. Мягкие техники опровержения Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации
- Техника 2. Антикатастрофизирующая практика
- Метод 6. «Объективные техники опровержения»
- Техника 1. Альтернативная интерпретация
- Техника 2. Рациональные убеждения
- Техника 3. Утилитарные доводы
- Техника 4. Деперсонализация я
- Метод 6. Ресинтез прошлого Техника 1. Ресинтез критических жизненных событий
- Техника 2. Ресинтез жизненных ориентиров
- Техника 3. Ресинтез ранних воспоминаний
- Техника 4. Ресинтез семейных убеждений
- 3.1.1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью
- 3.1.2. Хулиганство
- 3.1.3. Кражи
- 3.1.4. Мошенничество
- 3.1.5. Разбой, грабеж, вымогательство
- 3.2. Виктимология терроризма
- 3.2.1. Психология террористов
- 3.2.2. Психология взаимодействия террористов с заложниками
- 3.2.3. Психология заложников
- 3.2.4. Психология ведения переговоров с террористами
- 3.3. Кризисное консультирование и психотерапия
- 3.3.1. Экстренная психологическая помощь
- 3.3.2. Кризисная интервенция
- Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг
- Часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 3.3.3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (птср)
- 3.3.3.1. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (дпдг)
- 3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (оти)
- Процедура оти
- 3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)
- Техники
- Техники «нс – жс»
- Техники якорения
- Техники работы с субмодальностями
- Техники рефрейминга
- Базовая техника «Линия времени»
- Рефрейминг
- Универсальные техники
- Глава 4 Виктимология насилия
- 4.1. Насилие над детьми
- Эмоциональное насилие
- Психологическое насилие
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Последствия насилия у детей
- 4.2. Домашнее (семейное) насилие
- 4.3. Изнасилование
- 4.4. Насилие в школе
- 4.5. Моббинг
- 4.6. Консультирование и психотерапия жертв насилия
- 4.6.1. Консультирование детей – жертв насилия
- 4.6.2. Консультирование жертв сексуального насилия
- Тест на склонность быть жертвой изнасилования
- 4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия
- Техника «Письмо»
- Техника «Телефонный разговор»
- Техника «Пустой стул»
- Техника «Возврат во времени»
- Техника «Шаг в будущее»
- 4.6.4. Групповая терапия с женщинами – жертвами насилия
- Техника «Моя жизнь»
- Техника «Автопортрет»
- Техника «Мой герб»
- 4.6.5. Тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения
- Блок 1. Право уважительного отношения к себе
- Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их
- Блок 3. Право быть выслушанной и воспринятой всерьез
- Блок 4. Право устанавливать свои приоритеты
- Блок 5. Право сказать «нет» без чувства вины
- Блок 6. Право просить, чего ты хочешь
- Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила
- Блок 8. Право получать информацию
- Блок 9. Право делать ошибки
- Блок 10. Право не пользоваться биллем о правах
- 4.6.6. Групповая терапия с детьми
- 4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)
- Занятие 1. «Куда же нам плыть?»
- Занятие 2. «Знакомство»
- II часть
- III часть
- IV часть
- V часть
- Занятие 3. «Что такое эмоции»
- Занятие 4. «о пользе и вреде эмоций»
- Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»
- Занятие 6. «в поисках достойных путей выражения чувств»
- Занятие 7. «Трудности взаимопонимания»
- Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
- Эмоциональный термометр Занятие 9. «Во мне живут семь я»
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- 4.6.8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)
- Занятия 1 и 2
- Окно Джогари
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятия 7 и 8
- 4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга
- Глава 5 Виктимология аддиктивного поведения
- 5.1. Аддиктивное поведение: концепции и модели
- 5.2. Деструктивные культы
- 1. Характер лидерства:
- 2. Характер и структура доктрины:
- 3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- 5.3. Наркомания
- 5.4. Алкогольная зависимость
- 5.5. Компьютерная зависимость
- 5.6. Игровая зависимость
- 5.7. Нарушения пищевого поведения
- 5.8. Созависимость
- 5.9. Консультирование и психотерапия зависимостей
- 5.9.1. Консультирование участника деструктивного культа
- 5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
- 5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
- 5.9.4. Консультирование при компьютерной зависимости
- 5.9.5. Консультирование при игровой зависимости
- 5.9.6. Консультирование при нарушениях пищевого поведения
- 5.9.7. Консультирование и психотерапия при созависимости
- 5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
- Некоторые вспомогательные техники
- Примеры психотерапевтических сказок
- Список использованной и рекомендуемой литературы