Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
Память. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере. Модели памяти: модель первичной и вторичной памяти (Во, Норманн), модель Клацки, модель Аткинсона и Шифрина, модель уровня воспроизведения (П.И. Зинченко), модель уровня обработки (Крейк, Локхарт) и эффект отнесения к себе (Роджерс, Куйпер, Киркер) как дополнительный аспект уровневой обработки информации; трехчастное строение системы памяти по Тульвингу – процедурная, семантическая и эпизодическая память.
Механизмы памяти: физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические.
Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, ее объема, способов переработки, значимости и др. Характеристика видов памяти в зависимости от времени сохранения информации: сенсорное хранение, кратковременная память (КВП), долговременная память (ДВП). Объем КВП., ДВП и единицы информации. Кодирование информации KBП. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память. Оперативная память.
Основные процессы памяти. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования (иконическое, кратковременное, долговременное) и их закономерности. Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти: пространственный, ассоциативный, иерархический. Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание. Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика. Виды кодирования и декодировки информации.
Забывание как особый процесс памяти. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание. Механизмы забывания. Забывание - следствие проактивного и ретроактивного торможения и явлений интерференции. "Закон края" в памяти, виды интерференции. Кривая забывания. Опыты Г. Эббингауза. Явление реминисценции. Психологические приемы "борьбы" с забыванием.
Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Психология структурирования. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти.
Воображение как преобразовательный процесс. Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении). Воображение как особый вид психических процессов. Общая характеристика воображения.
Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Теория организующих связей Бауэра (роль образов в научении и памяти). Концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти (Андерсон, Бауэр). Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.
Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.
Мышление как познавательно-преобразовательный процесс. Мышление как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память. Краткая история развития представлений о мышлении. Роль эмоциональных явлений в активации мышления.
Мышление как процесс формирования понятий: признаки и правила, по которым они связаны. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория формирования понятий. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия.
Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление и понятия формальной логики. Силлогизм и законы формальной силлогистической логики. Характеристика основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.
Мышление как процесс решения задач. Формальное мышление – влияние формы, содержания аргумента, а также индивидуальных различий на процесс мышления. Этапы решения задач.
Мышление как процесс принятия решений: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.
Эвристический подход к мышлению. Роль мышления в прогнозировании. Индивидуальные особенности мышления. Обучаемость и ее психологическая характеристика. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности. Речь и мышление. Психология билингвизма.
Мышление и творчество. Концепция редукции творчества к интеллекту. Творческий процесс: подготовка, инкубация, просветление, проверка. Анализ творчества. Обучение творчеству. Психологические особенности творческих личностей. Творческая личность и ее жизненный путь. Креативность и ее диагностика. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса; концепция М. Воллаха и Н. Когана; концепция С. Медника; теория инвестирования Р. Стернберга; подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой.
Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию. Человеческий интеллект. Проблема определения. Факторный анализ интеллекта. Когнитивные теории интеллекта. Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.
Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации. Теоретические истоки стилевого подхода: теория психологической дифференциации (Г. Уиткин); теория когнитивных контролей (Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Шлезингер и др); теория когнитивного темпа (Дж. Каган); когнитивные теории личности (О. Харви, Д. Хант, Х. Шродер, Дж. Келли). Когнитивные стили – психологическая характеристика. Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности.
Раздел 6.3. Регуляционные процессы. Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.
Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Потребности, мотивация и регуляция поведения. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения. Катарсис.
Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация. Влияние эмоций на восприятие и внимание. Влияние эмоций на память. Влияние эмоций на мышление.
Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. Оценочные суждения и точность отражения реальности: нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, эвристика доступности, эффект наглядности, якорный эффект, эффект стереотипизации, эффект ореола и др. Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния.
Внимание как процесс и как состояние. Понятие внимания. Внимание – динамическая характеристика протекания психических процессов. Функции внимания. Физиологические основы внимания. Основные свойства внимания. Виды внимания. Внимание и ресурсы психики. Патология внимания.
Воля как психический процесс, связанный с преодолением препятствий на пути к достижению цели. Дискуссионность развития представлений о воле: регуляционный подход к проблемам воли. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Волевая регуляция как произвольное изменение побуждения к деятельности.
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)