logo search
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИ

2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков

Выделяют несколько направлений коррекционной работы с агрессивными подростками:

- индивидуальная психокоррекция и психотерапия;

- групповая работа;

- поведенческая терапия;

- семейная терапия.

В практике чаще всего используется сочетание всех направлений, что дает более стойкий результат.

Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, как указывает Платонова Н.М., Бреслав Г.Э, Змановская Е.В. и другие, включает в себя несколько наиболее распространенных методов:

  1. коррекция агрессивного поведения через творческой выражение (технологии арт-терапии различной направленности);

  2. коррекция агрессивного поведения через участи в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т.д.);

  3. коррекция агрессивного поведения через модификацию поведения (поведенческий подход).

При психологической коррекции прежде всего необходимо выяснить причины и функции агрессивного поведения, динамику его проявления.

Овчарова Р.В. (2000) предлагает строить психокоррекционную работу агрессивного поведения с учетом уровней агрессии.

Первый уровень представляют переживания эмоционально-негативных состояний, эмоции гнева, ярости, раздражения. В связи с этим автор предлагает обучать агрессивных подростков различным формам саморегуляции.

Второй уровень связан с эмоционально-личностным отношением, изменением установок в о взаимодействии и общении. Для этого предлагается использовать планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей дистресс, дистанцирование от нее с последующей переоценкой, формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях.

На последнем этапе необходимо формирование осознанной необходимости изменения стиля поведения (Овчарова Р.В., 2000).

И.А. Фурманов предлагает осуществлять коррекцию агрессивного поведения на диагностической основе, выделяя четыре группы детей: дети, склонные к проявлению физической агрессии; дети, склонные к проявлению вербальной агрессии; дети, склонные к проявлению косвенной агрессии; дети склонные к проявлению негативизма. Автор представляет программу комплексной коррекции, включающей три блока «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренинг психологической компетентности родителей» (Фурманов И.А., 1996).

По нашему мнению, психокоррекционная работа с агрессивными подростками должна строится на дифференцированном подходе. В связи с этим представляется возможным выделить три блока модели психологической помощи подросткам с агрессивным поведением.

Первый блок - диагностический, цель этого блока – выявление агрессивных подростков, диагностика особенностей агрессивного поведения и его причин. Это осуществляется при помощи тестовых методик, наблюдения и беседы с подростком, его родителями и учителями. Наиболее доступными методами изучения особенностей агрессивного поведения являются: опросник Басса-Дарки, рисуночные методики (рисунок несуществующего животного, тест «Рука»), Фрустрационный тест Розенцвейга, карта наблюдений Стотта и др. Подробно эти и другие методики описаны в учебном пособии «Агрессия у детей и подростков»под редакцией Н.М. Платоновой..

На основании полученных данных определяется специфика агрессивного поведения и появляется возможность отнести подростка к одной из трех групп:

1. Подростки с расстройствами поведения. Психологическая коррекция таких подростков в условиях образовательных учреждений представляется бесперспективной, т.к. они нуждаются в медицинском лечении и длительной психотерапии в связи с выраженностью расстройства.

2. Подростки, агрессивное поведение которых вызвано психотравмирующими обстоятельствами и несет защитную функцию. К таким обстоятельствам относятся дидактогении, школьная травля, развод родителей, потеря близких, соматические заболевания. У подростков этой группы агрессия является реакцией на травму, однако может закрепляться как привычная стратегия поведения. Психокоррекционная работа с такими подростками, в основном, направлена на сопровождение процесса переживания травмы (горевания), отреагирование эмоций, обеспечение психологической поддержки и базируется на специфике ситуации подростка. В связи с этим не представляется возможным описать некую общую схему психокоррекционной работы с подростками этой группы.

3. Подростки, агрессивное поведение которых является стереотипной моделью разрешения проблемных ситуаций. В этом случае агрессия вызвана педагогической запущенностью, отсутствием социальных навыков, низкой эмпатией, заниженной самооценкой и когнитивной враждебной установкой. В связи с этим определяются основные мишени коррекционного воздействия: снижение уровня личностной тревожности, формирование адекватного контакта с собственными эмоциями и переживаниями, осознавания чувств других людей, развитие позитивной самооценки, развитие контроля над деструктивными эмоциями, обучение конструктивным поведенческим реакциям и проблемной ситуации.

Второй блок – оказание психокоррекционного воздействия. Оно может осуществляться в групповом варианте (психологический тренинг) или индивидуальном. Для обеспечения стойкого эффекта коррекционной работы необходимо оказывать психологическую помощь не только самому подростку, но и его окружению. Поскольку агрессивное поведение подростка чаще всего является следствием семейных нарушений, необходимо вовлекать в работу родителей подростка. Так, например Фурманов предагает прогармму комплексной коррекций, включающей три блока: «Тренинг модификации поведения», «Тренинг эффективности родителей», «Тренинг психологической компетентности учителя (Фурманов , 1996)

Третий блок – оценка эффективности психокоррекционного воздействия, которая осуществляется при помощи тестовых методик, наблюдения за поведением подростков и бесед с подростками и людьми, которые с ними взаимодействуют.

Т.П.Смирнова (2002) в своей работе представляет 6 ключевых блоков психологической коррекции агрессивного поведения:

  1. снижение уровня личностной тревожности;

  2. формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

  3. развитие позитивной самооценки;

  4. обучение отреагированию, выражению гнева приемлемым способом, безопасным для самого ребенка и для окружающих;

  5. обучение техникам и способам управления собственным гневом, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

  6. обучение конструктивным поведенческим реакциям и проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

Исследователи указывают, что психокоррекционная работа с агрессивными детьми и подростками должна проводиться по четкому алгоритму и включать в себя:

  1. контакт с ребенком и создание у него чувства доверия к специалисту;

  2. эмоциональное отреагирование агрессии и успокоение ;

  3. устранение патологических стереотипов реагирования, принятия себя;

  4. выработку и закрепление навыков адаптивного поведения.

На основании рассмотренных моделях психологической коррекции агрессивного поведения подростков представляется возможным определить три составные части психологической коррекции агрессивного поведения подростков: установление контакта, эмоциональное отреагирование негативных эмоций и обучение самоконтролю, изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия. Эти части определяются как логикой психокоррекционного процесса, так и его основными целями. Для достижения этих целей могут быть использованы различные методы и техники. Для максимальной эффективности работы с агрессивными подростками и учета их индивидуальных особенностей необходимо использовать мультимодальный подход: сочетание разнообразных способов и методов психокоррекции.