Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
Место психологии в системе наук о человеке и обществе.
Объект и предмет психологии.
Психология и ее связь с другими науками.
Структура современной психологии.
Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
Представления о предмете психологии в основных ее направлениях.
Сравнительный анализ отечественных школ в психологии: С.Л. Рубинштейн и Б.Г. Ананьев.
Школа С.Л. Выготского и школа А.Н. Леонтьева в психологии.
Содержание понятий «психологический факт» и «психическое явление»: классификации.
Специфичность проблемы целостности в психологии.
Роль сознания и бессознательного в психике человека: анализ различных психологических подходов.
Проблема метода в психологии и методы современной психологии.
Классификации методов психологии.
Онтогенез речи.
Филогенез речи.
Физиологические основы речи: периферические и центральные речевые центры (норма и патология).
Мышление и речь.
Виды и функции речи.
Основные психологические характеристики понятий «деятельность», «поведение», «активность».
Внутренние и внешние компоненты деятельности.
Структура психической деятельности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Образ как основа действий.
Психологические условия эффективного формирования навыков и умений.
Поступок как форма деятельности.
Проблема переноса и интерференции навыков.
Сравнительный анализ психологических понятий: умения, навыки, привычки.
Роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн).
Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия» (П.К. Анохин).
Понятие о психомоторике.
Виды человеческой деятельности, их психологический анализ.
Человеческий субъект как личность.
Методологические предпосылки современных представлений о личности.
Многозначность понимания личности в современной психологии.
Личность как продукт онто- и филогенеза.
Анализ понятий «мотивация» и «структура мотивации» личности.
Разновидности человеческих мотивов.
Основные подходы к исследованию мотивации.
Личность как индивидуальный и социальный субъект.
Особенности личностных проявлений в экстремальных ситуациях.
Роль социализации в развитии личности.
Вопросы к экзамену.
Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4), Раздел 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5), Раздел 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6), Раздел 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
Понимание современного объекта и предмета психологии.
Структура современной психологической науки.
Место психологии в системе наук.
Краткий анализ истории становления научной психологии.
Основные направления развития зарубежной психологии: представления о предмете науки.
Анализ основных идей психологической школы Л.С. Выготского.
Сравнительный анализ отечественных школ в психологии: А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейна.
Развитие понимания предмета психологии в школе Б.Г. Ананьева.
Вклад и развитие психологии А.Р. Лурия.
Понятие о психических явлениях и психологических фактах. Классификация.
Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества.
Проблема метода в психологии и характеристика методов современной психологии.
Взгляды различных психологических подходов на понимание сознания и бессознательного в психике человека.
Специфичность проблемы целостности в психологии.
Развитие речи в онтогенезе, формирование речевых умений и навыков, развитие значения и смысла слова, речевой рефлексии.
Филогенез речи.
Физиологические основы речи: периферические и центральные речевые центры (норма и патология).
Мышление и речь – связь психических явлений.
Анализ исследований разных видов человеческой речи, функции речи.
Основные виды человеческой деятельности.
Теории П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна как основа понимания функции обратной связи в сложной деятельности человека.
Неосознаваемые мотивы в структуре личности.
Теории психической деятельности А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского: анализ структуры деятельности и ее компонент.
Анализ психологических условий эффективного формирования навыков и умений.
Образ как основа действий с точки зрения С.Л. Рубинштейна.
Основные подходы к исследованию мотивации. Общая характеристика мотивации личности.
Человеческий субъект как личность.
Методологические предпосылки современных представлений о личности.
Проблема личности в системе психоаналитического направления в психологии.
Особенности гуманистического подхода к личности в современной психологии.
Возможности гештальт-психологического анализа личности.
Понимание личности в бихевиоризме и когнитивной психологии.
Общее понятие о психологической культуре и психологической компетентности.
Психологические особенности проявлений личности в экстремальных ситуациях.
Дифференциация понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Характеристики индивида. Межиндивидные отношения.
Понятие индивидуальности в отечественной психологии (В.С. Мерлин, В.В. Белоус, В.М. Русалов, Э.А. Голубева, О.А. Ахвердова, Н.Н. Волоскова, Т.В. Белых).
Индивидуальность как интегральное свойство, обьединяющее общее. типичное и единичное .Структура индивидуальности и ее уровни: индивидный, личностный. Индивидуально-психологические свойства личности.
Понятие темперамента, основные компоненты. Физиологические и психологические показатели темперамента.
Теории темперамента: гуморальная (Гален, Гиппократ), конституциональные (Э. Кречмер, С.С. Стивенс, У.Шелдон), физиологические (Г. Айзенк, В.Д Небылицин, И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.М. Русалов, Я. Стреляу и др.)
Проблема парциальности проявлений общих и частных свойств нервной системы в структуре темперамента. (Работы Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова).
Проблема типологии темперамента. Соотнесение типов ВНД с типом темперамента по И.П.Павлову. Психологическая характеристика типов темперамента по И.П.Павлову и Я. Стреляу.
Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. Характеристики динамики психической деятельности и их связь с основными свойствами нервных процессов.
Значимость методов обучения, воспитания и жизненных условий на свойства темперамента в деятельности и поведении. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Общее представление о характере как о совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности. Структура характера. Понятие – «черта характера», «привычки», «поступки». Общие свойства характера
Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности. Характер и психология саморазвития личности.
Проблема типологии характера. Обоснования классификации характерологических типов К.Г. Юнга.
Понятие «акцентуация характера» «психопатия». Классификация акцентуаций. Сравнительная характеристика акцентуаций характера по А.Е. Личко и по К. Леонгарду.
Понятие и структура способностей. Классификация способностей: Качественная и количественная характеристика способностей.
Задатки (свойства процессов нервной системы) как условия для развития способностей. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей.
Понятие «одаренность», «талант», «гениальность». Возрастной и личностный подход к детской одаренности (Е.А. Голубева, Н.С. Лейтес). Виды и типология одаренных детей.
Психические состояния человека: определение, структура, функции, общие характеристики, детерминанты состояния. Классификация психических состояний.
Место психических состояний в системе психических явлений. Соотношение понятий: развитие личности, психические состояния, свойства личности.
Определение функциональной системы и функционального состояния человека
Классификация функциональных состояний.
Функциональные состояния, как характеристика эффективной стороны деятельности.
Функциональное состояние адекватной мобилизации и состояние динамического рассогласования. Понятие утомление и переутомление как показатели снижения уровня работоспособности организма.
Монотония как состояние процесса рабочей деятельности и монотония жизненных условий. Количественные и качественные проявления монотонии.
Состояние сознания - бодрствование. Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активации. Закон Йеркса-Додсона, Хебба. Характеристика бодрствующего состояния сознания. Критерии сознания. Состояние отрешения, экстаза, ясновидения. Понятие континуума сознания.
Сон как состояние сознания, механизмы сна, фазы сна. Роль сновидений в жизни человека.
Трансперсональная психология: Измененные состояния сознания (гипноз, медитация, ребефинг).
Патологические состояния сознания, вызванные приемом лекарственных и наркотических веществ.
Классические теории внимания, ресурсная концепция внимания Д. Каннемана, У. Найсер. Теории внимания в работах Ю.Б. Гиппенрейтер, П.Я. Гальперина, Ю.Б. Дормашева, А.Р. Лурия, В.Я. Романова, Е.Н. Соколова.
Определение внимания как психического процесса, его виды, характеристики); свойства.
Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания; состояние рассеянности, его физиологические механизмы).
Особенности эмоциональных явлений в структуре психики и их классификация.
Психологические теории эмоций: Г. Бреслава, В. Вундта, В.К. Вилюнаса, Джеймса-Ланге, Кеннона-Барда, П.В. Симонова, Л. Фестингера.
Эмоциональные реакции. Понятие эмоций, психологические функции, классификация и модальность эмоций. Физиологический механизм эмоций и функциональная роль правого и левого полушария в проявлении эмоций.
Определение эмоциональных состояний. Виды эмоциональных состояний и их психологический анализ.
Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Определение чувств, классификация. Различия в понятиях эмоций и чувств.
Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека. Понятие о высших чувствах человека и их классификация. Психологические условия развития и проявлений высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.
Стресс как общий адаптационный синдром (Г. Селье). Стадии стресса. Основные теории и модели стресса.
Понятие стресса в современной научной литературе В.А. Бодров, Е.В. Руденский и др. Общие черты психологического стресса. Психофизиология стресса (стрессреализующая и стресслимитирующая системы). Понятия «стресс», «дистресс», «эустресс», «стрессоры».
Регуляция психических состояний. Понятие саморегуляции и самоуправления, структура саморегуляции, уровни регуляции. Физиологические нейрогуморальные механизмы саморегуляции.
Методы регуляции и саморегуляция психических состояний: самовнушение, самоубеждение, самоприказ, аутогенная тренировка, библиотерапия, саморегуляция дыханием, самогипноз, медитация. Волевая саморегуляция как процесс сознательного контроля психическими состояниями.
Вопросы к экзамену
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)