1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
Развитие агрессии в детском возрасте связано с блокированием желаний ребенка в результате применения воспитательных воздействий. Подобное обращение может приводить к состоянию фрустрации и беспомощности, что в свою очередь вызывает агрессивные действия, упрямство, негативизм, драчливость.(Овчарова Р.В., 2000)
На становление агрессивного поведения подростков в значительной степени влияют различные семейные факторы. К таким факторам исследователи относят неадекватный стиль воспитания, семейное насилие в различных формах, недостаток заботы и привязанности со стороны одного или обоих родителей. Те установки и способы поведения, которые ребенок усвоил в родительской семье, автоматически переносятся в другие сферы его социальных отношений.
Алексеева И.А, Новосельский И.Г. (2005) указывают, что обращение родителей с ребенком, их реакция на плохое поведение, характер взаимодействия между родителями и другими детьми, отношения между сиблингами являются основными факторами формирования агрессивного поведения. В соответствии с теорией привязанности дети с ненадежной привязанностью воспринимают мир как опасный, враждебный, подвержены гневу, вследствие чего часто проявляют агрессию.
Отвержение родителями ребенка, связанное как с особенностями самого ребенка (нежеланный, импульсивный, чрезмерно чувствительный или активный, не оправдывающий ожидания), так и с особенностями самих родителей (эмоциональная незрелость, высокая тревожность, наличие психических заболеваний и расстройств поведения и др.) считается также фактором, способствующим формированию агрессивного поведения. Отвержение ребенка родителями может выказываться различным образом: физическим пренебрежением, отрицанием любви и привязанности, отсутствием интереса к делам и достижениям ребенка, неспособностью проводить с ними время и неуважением прав и чувств ребенка. Последствия отвержения и депривации Балардом были описаны как «синдром неспособности к преуспеванию» (Карсон Р. и др., 2004).
На формирование агрессивного поведения как устойчивой модели поведения влияет также вознаграждение такового поведения со стороны родителей. При этом вознаграждением является похвала ребенка за демонстрацию «мужского» или «сильного» поведения. Родители могут также поощрять агрессию детей, особенно мальчиков, т.к. это соответствует традиционному образу мужественности. (Алексеева И.А, Новосельский И.Г. , 2005)
В работах Патерсона и др. описываются незрелые модели управления родителей. Незрелые модели управления проявляются в том, что родители в одних случаях игнорируют нежелательное поведение ребенка, а в других – наказывают его. Подобная непоследовательность, непредсказуемость и зависимость реакции родителей от их собственного состояния приводит к увеличению негативных реакций. Ольвеус выделяет четыре фактора, способствующих формированию агрессивного поведения у детей:
негативизм матери (враждебность, холодность, равнодушие к ребенку);
терпимость матери к агрессивным действиям ребенка;
применение родителями силовых методов воспитания;
темперамент ребенка (Алексеева И.А, Новосельский И.Г. , 2005).
В дисфункциональных семьях для психологического выживания дети вынуждены формировать дисфункциональные семейные роли (роли выживания). Подробно эти роли описаны В.Сатир: Блэймер, Плакатор, Дистрактор, Компьютер. Эти стили работают как паттерны поведения и как средства защиты. Усвоенные роли переносятся в другие сферы жизни ребенка, причем затрудняют взаимодействие с другими людьми.
Не существует достаточно доказанной прямой зависимости влияния семейных факторов на становление агрессивного поведения, т.к. влияние семьи на ребенка опосредовано его собственными переживаниями, особенностями, характеристиками. К таким переменным относят:
1. возраст ребенка (чем младше ребенок, тем сильнее на него воздействуют семейные факторы);
2. длительности и сила психотравмирующего фактора (хроническое воздействие фактора усиливает негативные последствия);
3. биологические и конституциональные предпосылки;
4. негативная оценка ребенком происходящего;
5. наличие протективных или компенсаторных факторов (наличие поддерживающих взрослых или безопасного пространства) ( Агрессия у детей и подростков, 2006).
Агрессивное поведение детей в семье формируется по трем механизмам:
Подражание и идентификация с агрессором;
Защитная реакция;
Протестная реакция на фрустрацию базовых потребностей личности. (Агрессия у детей и подростков, 2006).
С.Л. Сибиряков описывает основные парадигмы, присущие семейным отношениям с детьми, совершившими правонарушения:
1. парадигма игнорирования: пренебрежение, заброшенность,
2. парадигма конфликта: взаимное непонимание детей и родителей, переходящее во временный или постоянный конфликт
3. парадигма девиантных проявлений со стороны родителей или лиц, их заменяющих.
4. парадигма разрушения семейного очага – развод или болезнь, смерть одного или обоих родителей (Петрова А.Б., 2008).
В работе «Агрессия у детей и подростков» под редакцией Н.М. Платоновой приводится типология семейных факторов агрессивного поведения детей:
1. Фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей, что, в свою очередь, вызывает ранние травматические переживания ребенка;
2. Фрустрация других базовых потребностей ребенка, игнорирование его интересов;
3. Жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, запугивания, грубость, оскорбления, аффектация, доминирование негативных оценок, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение активности ребенка);
4. Физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку;
5. Хронические конфликты в семье;
6. Научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрируемая власть или «успешное» агрессивное поведение (избиение отцом матери ребенка);
7. Острая травма или утрата (болезнь, смерть родителей, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;
8. Слабость родителей, их неспособность постоять за себя и за ребенка;
9. Недостаточное влияние отца, затрудняющее развитие морального сознания;
10. Негативное влияние сиблингов (непринятие, ревность, жестокость с их стороны), поощрение родителями сиблинговой конкуренции;
11. Потворствование ребенку родителями в выполнении его желаний, недостаточная требовательность родителей, их неспособность выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;
12. Гиперпротекция, особенно потворствующая – отсутствие критичного отношения к поступкам ребенка, чрезмерное внимание и забота до навязчивости;
13. Чрезмерная стимуляция ребенка – слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам;
14. Несогласованность требований к ребенку со стороны различных членов семьи, что приводит к затруднению усвоения норм и правил и четких границ поведения у ребенка;
15. Личностные особенности родителей (выраженные раздражительность, эмоциональная неустойчивость, наличие поведенческих или эмоциональных расстройств);
16. Скученность проживания, невозможность уединиться, что приводит к выраженному желанию приобрести и отстаивать личностное пространство;
17. Скука, недостаток стимулов.
Таким образом, семья оказывает значительное влияние на формирование агрессивного поведения у детей и подростков. Причем, невозможно выделить однозначно наиболее важные факторы подобного влияния, поскольку в каждом конкретном случае они комбинируются и взаимоопределяют друг друга.
- Агрессивное поведение подростков
- 1.1. Понятие агрессии и агрессивного поведения
- 1.2. Основные психологические концепции агрессии
- 1.3. Факторы формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 1.3.1. Особенности личности как предпосылки агрессивного поведения
- 1.3.2. Семейное влияние как фактор агрессивного поведения подростков
- 1.3.3. Агрессивное поведение как реакция на психотравмирующие ситуации
- 1.4. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
- 2. Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков
- 2.1. Установление контакта с подростком и создание у него доверия к специалисту
- 2.2. Эмоциональное отреагирование негативных эмоций
- Упражнение «Рисование собственного гнева»
- Объявляем всеобщую эмоциональную амнистию
- 2.3. Изменение стереотипов поведения, формирование позитивной самооценки и самопринятия.
- Портреты того, что внутри и снаружи.
- Ларец счастья
- Портрет в полный рост