Глава 3 Эго
Прежде всего вам надо ясно ощутить свое «я», потому что в нормальном состоянии мы если и можем ощутить его, то только как что-то очень неясное и расплывчатое, а чаще всего не можем вообще. Очень интересная получается картина: «я» вроде бы существует, но просто так его не почувствовать.
А теперь представьте себе, что вас только что оскорбили, обозвав так, что это вас проняло. В момент оскорбления вы можете очень четко ощутить это неуловимое «я» — вы чувствуете себя так, будто вам нанесли удар. В этот момент «я» как будто конденсируется, и вы можете ощутить обиду, боль от оскорбления или другие негативные чувства. «Я» приобретает ясные и четкие очертания. Когда же мы переживаем приятные чувства, «я» ощущается не так ясно, поэтому оскорбление в данном случае более функционально.
Дальнейший ход мыслей весьма прост. Раз «я» порождает все мысли и образы, раз оно порождает все оценки, раз именно из «я» вышли первая дуальная пара — «плохо — хорошо» — и первое деление на «это я, а это ты, это я, а это мир», — значит, в первую очередь следует иметь дело именно с «я», то есть с эго. Еще раз подчеркиваю, что «я» — это тот самый источник, который разделяет внешнее и внутреннее, как, кстати, левое и правое, верх и низ. Оно мешает их соединению, то есть сущность «я» — разделение, отделение от целого.
Как иметь дело с «я»? Убедиться в том, что «я» как такового не существует, что это иллюзия, просто очередная иллюзия, которыми морочит нас наш ум.
Конечно, первой реакцией на такие слова является страх: если «я» уничтожится, что останется? Будет ли человек продолжать существовать как личность? «Буду ли я существовать как личность, не перестану ли чувствовать, любить?» — спросите вы себя. Как вы думаете, откуда идет этот страх? Конечно же, от «я», которое таким образом защищает себя. И что же делать в этом случае? Положиться на себя и не суетиться. Понимание придет в свое время. Давайте посмотрим, что мы стремимся защитить и существует ли «я» на самом деле.
Возьмем такое понятие, как машина. Если мы посмотрим вокруг, то увидим множество машин. Они реальны, их можно потрогать, понюхать, ощутить на вкус — они существуют! Теперь давайте разберемся, существует ли машина в абсолютном, безусловном смысле этого слова.
Что такое машина? Это набор определенных деталей. Мы между собой условились называть машиной определенный набор деталей. То есть это всего лишь слово, звук, рождающий определенные ассоциации.
Странное дело, как только мы что-то называем, это принимает самостоятельное, независимое бытие. Но это же не так, это мы думаем, что предметы обладают самостоятельным бытием. Ничто не существует независимо друг от друга. Именно в этом смысле машины не существует, а существует набор компонентов, а «машина» — всего лишь слово, обозначающее набор деталей. И передвигается по дороге, если быть точными, не машина, а колеса. Вы понимаете, в какие игры играют с нами слова? Мы придумываем слово или определение для обозначения какого-то понятия, а потом имеем с ним дело как с абсолютно существующим, имеющим независимое бытие.
Так существует машина или нет? Ведь мы же ее видим, обоняем, осязаем! Да, она существует, но УСЛОВНО. Необходимо помнить, что это условное наименование для определенного набора деталей. Это всего лишь название, созданное нашим умом. Существует слово, и существует соответствующий объект снаружи. Внешнее отразило внутреннее. Мы видим снаружи машину.
Проделав тот же самый анализ относительно двигателя, колес и прочего, вы убедитесь, что все это также существует условно, но ни в коем случае не имеет самостоятельного бытия. Все это — лишь совокупность элементов, не более. Что бы мы ни рассматривали, какой бы мелкой ни была деталь, она также состоит из элементов. И так далее, до бесконечности, в сторону уменьшения объектов.
Если мы будем увеличивать фокус ума, мы тоже увидим, как генерируем и генерируем понятия, создавая очередные иллюзии-мысли, которые заслоняют от нас истинную природу вещей. То есть при создании мыслей, заслоняющих от нас реальность, наш ум работает в обе стороны. Это и имеется в виду, когда говорят, что все вокруг иллюзия.
Благодаря подобному мыслетворчеству, наши ум и чувства настраиваются в каждый момент времени только на один фокус. Это означает, что мы видим только ту мысль, которая возникает в данный момент, и теряем из виду все остальное! Мы привязываемся к тому, что у нас на уме; далее следует принцип: «Внешнее отражает внутреннее» — и все в порядке, мы в ловушке своего убеждения, которое отразилось вовне.
Глядя на машину, мы не видим ни деталей, из которых она состоит, ни того, что окружает ее. Мы зафиксировались на ней. Это и называется видеть, слышать и чувствовать то, что хочешь видеть, слышать и чувствовать. Это и есть иллюзия.
В некотором смысле это очень удобно. Наше «я» создает слова и определения и живет во вселенной, в которой чувствует себя безопасно. Это оно думает, что живет в безопасном мире. Но как вы можете видеть из своей жизни, подобная безопасность та же иллюзия, потому что такая тактика ни к чему не приводит, — вы продолжаете переживать неприятные моменты. Следовательно, необходимо менять тактику, переставать искать «безопасность» для себя. Потому что «я», ища безопасность, боится внутри. А раз оно боится, то будет притягивать к себе ситуации, связанные со страхами.
Но что означает «перестать искать безопасность»? Это означает быть здесь и сейчас, переживать ту ситуацию, в которую вы попали. Если же вы не можете этого сделать, тогда убегайте, но видьте, слышьте, чувствуйте, как вы делаете это.
Если в вас поднимается страх или боль, дайте им течь, отпустите их. Если же не можете этого сделать, видьте, как вы уходите, сбегаете. Тогда рано или поздно вы все-таки выйдете на них, и страх и боль покинут вас навсегда.
Весь фокус заключается в том, что, когда мы называем, определяем предметы, мы сразу же относим их к категории опасных или безопасных, полезных или бесполезных. Далее, когда мы видим уже знакомые предметы, мы знаем, как они ведут себя, как вести себя с ними, то есть эго создало безопасную для собственного существования вселенную. Именно поэтому эго так противится переменам. Оно не будет знать что делать, если встретится с предметом или ситуацией, под которые у него нет ассоциаций. Поэтому оно стремится к стабильности, но, стремясь как можно дольше сохранить окружение в неизменном порядке, оно провоцирует еще более резкие и жесткие перемены — маятник не может долго находиться в крайнем положении. Оно испытывает шок, еще больше закрывается, стремясь усилить контроль и не впускать никаких перемен, это опять приводит к срыву, и дальше круг начинается заново.
Теперь проанализируйте «я» так же, как недавно анализировали машину и ее детали. С самого начала можно увидеть, что «я» — это собирательное понятие, но здесь очень важно провести анализ самостоятельно, шаг за шагом, чтобы, в конце концов, убедиться, что никакого «я» нет, в абсолютном смысле. Его нет ни внутри, ни снаружи, ни слева, ни справа, ни сверху, ни снизу. Оно существует лишь УСЛОВНО. Мастера утверждают, что понимание того, что «я» не имеет субстанции, не обладает никакой материальной основой, означает достичь мудрости. Если вы поняли, о чем идет речь, тогда к вам вопрос:
Вы попадаете в ситуацию, где вас продвинули по службе, похвалили, признали лучшим, показали по телевизору или избили, обругали, оболгали, обманули, предали и т.п.
Кого продвинули, повысили, похвалили, признали, показали, избили, обругали, оболгали, обманули, предали и т.п.?
Если у вас есть ответ на этот вопрос, следовательно, ваше «я» существует, а раз существует, значит, все еще разделяет. Ни о каком единстве не может идти речи, потому что природа «я» — это обособляться, отделять себя от всех и вся.
Вообще, начав работать со своим «я», вы удивитесь, насколько оно хитро и изобретательно в вопросах выживания. Практически каждый ваш шаг оно может обратить себе на пользу, на укрепление себя. Например, оно может подкидывать вам такие мысли, как: я правильно иду по пути; я духовно развиваюсь; я готов предстать перед Богом/услышать глас Божий, потому что сделал много добра людям; я заслуживаю хорошей кармы; если буду следовать этому учению, то духовно разовьюсь. Так оно может водить вас за нос, а вы ничего не будете знать об этом. Наблюдайте, как оно генерирует понятия, связанные с безопасностью, пользой, выигрышем, продвижением по пути, духовным ростом и опасностью, вредом, проигрышем, деградацией.
Однажды один Учитель сказал: «Если у вас есть хоть малейшее различие между высшим и низшим, это может низвергнуть вас в самые пучины ада».
Как вы думаете, что он имел в виду?
Хотите ли вы быть выше или думаете о себе в уничижительном смысле? Чем выше стремится подняться человек, тем больше у него ощущение собственной слабости, неудовлетворенности, нереализованности.
Кстати, как вы смотрите на бомжей, алкоголиков, неудачников, которых каждый день видите на улицах? Отметьте характер этого чувства. Оно носит оттенок превосходства и оценку-убеждение: «Я так не хочу проводить свою жизнь, я буду лучше» или «Уж я-то лучше».
Что имел в виду Учитель?
- Владимир Жикаренцев путь к свободе
- Часть I. Наша мысль — наша карма……………………………………………………………………. 10
- Часть II. Овладение психической энергией………………………………………………….………… 28
- Часть III. Сделайте свою жизнь такой, какой вы хотите ее видеть ……………………….………... 46
- Глава 1. Великая игра в дуальность………………………………………………………….…………. 104
- Глава 7. Коаны……………………………………………………………………………………. ……….. 159
- Глава 8. Медитация………………………………………………………………………………………... 163
- Часть I. Переживание реальности…………………………………………………………….………… 193
- Часть II. Психодинамика работы чакр……………………………………………………….………… 208
- Часть III. Множественное строение личности…………………………………………………………. 244
- Часть IV. Типы характеров человека…………………………………………………………………... 262
- Кармические причины
- Часть I Наша мысль — наша карма Когда вы соедините в себе внешнее и внутреннее
- Подобное притягивает подобное
- Безусловная любовь
- Три магических вопроса Почему?
- А что будет, если?..
- А как должно быть?
- Часть II Овладение психической энергией Метод Обретения Внутренней Силы
- 1. Работа с собственными страхами
- Личная ответственность
- Самооценка
- Вселенная
- Позитивное отношение
- Открытость переменам
- 2. Материализация мысли на физическом плане
- А. Создание мыслеобраза
- 1. Мыслеобраз должен вызывать у вас положительные чувства и эмоции.
- 2. Образ может быть похож на стоп кадр или на фильм.
- 3. Мыслеобраз должен включать в себя вас.
- 4. Мыслеобраз может быть символическим.
- 5. Чтобы помочь образу легче войти в жизнь, вы можете отыграть его физически.
- Б. Создание утверждений
- 1. Утверждение должно вызывать у вас положительные чувства и эмоции.
- 2. Утверждение должно быть позитивным.
- 3. Утверждение должно быть кратким и конкретным.
- 4. Утверждение должно быть составлено в настоящем времени.
- 5. Утверждение должно включать в себя вас.
- 6. Речь должна идти об изменении вас, а не других людей.
- 7. Утверждение должно быть на переднем рубеже роста.
- В. Метод Обретения Внутренней Силы
- Часть iiiСделайте жизнь такой, какой вы хотите ее видеть Сферы жизни
- Родители
- Метод Обретения Внутренней Силы
- Сексуальность
- Метод Обретения Внутренней Силы
- Взаимоотношения
- Метод Обретения Внутренней Силы
- Метод Обретения Внутренней Силы
- Метод Обретения Внутренней Силы
- Алгоритм поиска причин, порождающих проблемы
- Алгоритм n 1
- Алгоритм n 2
- Алгоритм создания того, что вы хотите иметь
- Вероятные причины болезней,
- Порождаемых определенными мыслями,
- И новые образцы мыслей,
- С помощью которых эти болезни могут быть излечены
- Нарушения в позвоночнике
- Добро и зло –
- Глава 1 Великая игра в дуальность
- Глава 2 Оценки, определения и привязанности ума
- Здесь и сейчас
- Глава 3 Эго
- Сравнение
- Я буду делать наоборот
- Свобода воли/свобода выбора
- Собственность
- Желания
- Быть собой
- Глава 4 Целостное видение
- Перекидывание монады
- Проявление противоположности
- Глава 5 Дуальные пары
- Решение дуальных пар
- Любовь — ненависть
- Сила — слабость
- Победа — поражение
- Ум — тело
- Мысль — действие
- Глава 6 Двойные узлы
- Двойные узлы и типы характеров
- Шизоидный характер
- Жизнь — смерть
- Опасность — безопасность
- Оральный характер
- Дарение — получение
- Ответственность — безответственность
- Психопатический характер
- Контроль — доверие/сопротивление — уступание
- Мазохистский характер
- Свобода — тюрьма/действие — бездействие
- Жесткий характер
- Вера — безверие/открытость — закрытость
- Решение двойных узлов
- Глава 7 Коаны
- Глава 8 Медитация
- Ожидание
- Приложение I Работа с телом
- Отпускание
- Рубеж роста
- Новые мысли и утверждения
- Приложение II Множественные персональности
- Общий обзор
- Внутренние лица
- Исключительные способности
- Наказания и издевательства
- Условия зарождения мультиплета
- Как распознать мультиплетность
- Приложение III Ограничения и новые мысли Оценки
- Новые мысли
- Определения
- Новые мысли
- Привязанности
- Новые мысли
- Новые мысли
- Здесь и сейчас
- Новые мысли
- Новые мысли
- Сравнение
- Новые мысли
- Новые мысли
- Я буду делать наоборот
- Новые мысли
- Свобода воли/свобода выбора
- Новые мысли
- Собственность
- Новые мысли
- Желания
- Новые мысли
- Быть собой
- Новые мысли
- Целостное видение
- Новые мысли
- Взгляд в себя
- Часть I Переживание реальности Вступление
- Жертва-палач
- Дуальность истины
- Негативное намерение
- Наслаждение
- Боль и страдания
- Алгоритм избавления от боли
- Часть II Психодинамика работы чакр Вступление
- Общий обзор
- Первая чакра. — копчиковый центр
- Напряжения
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Вторая чакра. — сексуальный центр
- Напряжения
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Третья чакра. — солнечное сплетение
- Напряжения
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Центр печени
- Напряжения
- Работа с гневом
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Центр единения — сейка тандэн
- Упражнение на накопление Ки
- Неподвижный ум
- Положительное и отрицательное Ки
- Концентрация и медитация
- Концентрация
- Медитация
- Позиция
- Четвертая чакра —сердечная
- Контроль
- Препятствия
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Пятая чакра — горловой центр
- Напряжения
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Шестая чакра — третий глаз
- Ограничивающие убеждения
- Новые мысли
- Седьмая чакра
- Часть iiiМножественное строение личности Вступление
- Первичные «я» Защитник/контролер
- Немезида толкача — ничегонеделатель
- Внутренний критик
- Сравниватель
- Перфекционист
- Брокеры силы и власти
- Ублажитель
- Отрицаемые инстинктуальные энергии
- Беззащитный/уязвимый ребенок Уязвимые «я»
- Родительские «я»
- Добрая мама
- Злая мама
- Добрый папа
- Злой папа
- Рациональный родитель
- Пробуждение женщины
- Воительница и виноватая дочь
- Соревновательница и леди
- Безличное «я»
- Осознающее эго
- Новые мысли Защитник/контролер
- Ничегонеделатель
- Внутренний критик и перфекционист
- Сравниватель
- Брокеры силы и власти
- Ублажитель
- Внутренний ребенок
- Добрая мама/добрый папа
- Злая мама/злой папа
- Рациональный родитель
- Часть IV Типы характеров человека Вступление
- Шизоидный тип
- Сексуальность
- Энергии
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли
- Оральный характер
- Сексуальность
- Энергии
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли
- Психопатический характер
- Сексуальность
- Энергии
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я,
- Новые мысли
- Мазохистский характер
- Сексуальность
- Энергии
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли
- Жесткий характер
- Сексуальность
- Энергии
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли
- Фаллический тип
- Взаимоотношения
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли
- Истерический/цепляющийся тип характера
- Взаимоотношения
- Работа с собой
- Основные убеждения
- Высшее «я»
- Новые мысли