logo search
shpory_psihologia (4)

54.Вербал и невербальная коммуникация.

Раз­личают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы). Соответственно возникает и много­образие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Невербальная коммуникация. Сегодня описаны и исследованы многочисленные формы невербальных знаковых систем. Из них главные: кинесика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение.

Кинесика - включает в себя жесты, мимику, пантомимику. было установлено, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы - 80, французы -120, мексиканцы - 180.

Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, темп речи.

Проксемика - специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

55. Социальная перцепция (восприятие). Механизмы и эффекты социальногов осприятия. Социальная перцепция является одним из аспектов общения. Человек с рождения испытывает потребность в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – особый вид человеческой деятельности, целью которого является установление контакта и взаимодействия людей, что является основой для совместной деятельности. Выделяются три аспекта общения:

1. Социальная коммуникация – обмен информации в процессе общения; направленный процесс движения информации от коммуникатора к реципиенту. 2. Интерактивная сторона – организация совместной деятельности в процессе общения. 3. Социальное восприятие (перцепция) – процесс восприятия; признание человека или группы своим партнёром; понимание самого себя через общение.

По словам Рубинштейна мы как бы «читаем» другого человека. Мы приписываем ему определённые свойства на основе его некоторых данных (атрибуция): внешние данные, национальность, пол, возраст и т д. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о человеке. Он возникает для того, чтобы можно было спрогнозировать ситуацию. Так же к приписыванию относятся:

1. Эффект ореола – когда старая информация не позволяет видеть реальные черты; наиболее явно проявляется, когда воспринимающий имеет мало информации об объекте восприятия (пример с бухгалтером);

2. Эффект первичности - с незнакомцем (пример со студентами) и новизны - со знакомым человеком – новая информация оказывается более значимой;

3. Стереотипизация – устойчивый образ.