logo search
shpory_psihologia (4)

49. Конформность как групповой феномен.

Каждая малая группа вырабатывает систему групповых норм – совокупность правил и требований, выполняющих роль средства регуляции поведения. В зависимости от реакции на групповое давление различают конформистов, нонконформистов и коллективистов.

Конформность – склонность присоединяться к мнению группы; податливость человека давлению группы. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.

При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.

51.Межличн-е отношения и общение.Аффилиацион-е потребности. Общение-это процесс взаимодействия м\у людьми,в ходе кот-го возникают,проявл-ся и формир-ся межлич-е отношения.Чел  с рождения испытывает потреб-ть в общении.Вне общения немыслимо чел-е общ-во.Общение выступает как способ развития индивидов. Каждый ряд отношений реализ-ся в специфич-х формах общения.Общение как реализация межлич-х отношений-процесс более изученный в соц-й пс\х.Иногда отождествляют общение и межлич-ми отношеними.При анализе предмета общения в литературе разводятся понятия "ролевого" и "личностного" общения.Учитывая сложность общения,нужно обозначить его структуру,с тем,чтоб затем возможен был анализ кажд элемента.Выдел в нем 3 взаимосвяз-х сторон:коммуника тивн,интерактивн и перцептивн.Коммуник-я сторона общения состоит в обмене информац м\у общающимися индивида ми.Интерактивная сторона заключ-ся в организации взаимодей ствия м\у общающимися индивидами,т.е. в обмене не только знаниями,идеями,но и действиями.Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по об щению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона общения-обозначает характер-ку компонентов в структуре общения,кот связаны со взаимодействием людей,с непосредственной организацией их совместной деят-ти.Выделяют такие компоненты ед-го акта взаимодействия как позиции участников,ситуация и стиль действий.Наиболее распростран-м явл дихотомич-е деление всех возможных видов взаимодействий на 2 противоположных вида:кооперация и конкуренция.Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д Кооперация означает координацию един-х сил участников.Кооперация-необходимый элемент совместной деят-ти,порожденный ее особой природой.Что касается другого типа взаимодействий-конкуренции,то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме,а именно на конфликте.Она должна охватить как минимум четыре основных характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Аффилиация-потребность чел в установлении,сохр-нии и упрочнении эмоц-но +-х: друж-х,товарищ-х,прият-х отношений с окружающ людьми.

53.Общение как коммуникация. Структура коммуникативного акта. Коммуникативные барьеры. Человек  с рождения испытывает потребность в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – особый вид человеческой деятельности, целью которого является установление контакта и взаимодействия людей, что является основой для совместной деятельности. Выделяются три аспекта общения:

1. Социальная коммуникация – обмен информации в процессе общения; направленный процесс движения информации от коммуникатора к реципиенту.

2. Интерактивная сторона – организация совместной деятельности в процессе общения.

3. Социальное восприятие (перцепция) – процесс восприятия; признание человека или группы своим партнёром; понимание самого себя через общение.

Социальная коммуникация возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой системой кодификации и декодификации. Никогда нельзя выразить свои мысли на 100%. В процессе коммуникации информация утеривается. Именно для уменьшения этих потерь каждая наука пользуется терминами.

Социальная кодификация содержит в себе: коммуникатора, сообщение, канал сообщения и реципиента.

Во время коммуникации может возникнуть множества барьеров (фильтры): коммуникатор не может выразить свою мысль; незаинтересованность реципиента в информации; неспособность реципиента понять информацию; не владение реципиента языком кода; неуместность сообщения; полевой барьер (обстановка).