49. Конформность как групповой феномен.
Каждая малая группа вырабатывает систему групповых норм – совокупность правил и требований, выполняющих роль средства регуляции поведения. В зависимости от реакции на групповое давление различают конформистов, нонконформистов и коллективистов.
Конформность – склонность присоединяться к мнению группы; податливость человека давлению группы. Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформности. Первая представляет собой демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение или избежать порицания, вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собственная точка зрения.
При всех различиях обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является негативизм (нонконформизм) — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противоположную точку зрения.
51.Межличн-е отношения и общение.Аффилиацион-е потребности. Общение-это процесс взаимодействия м\у людьми,в ходе кот-го возникают,проявл-ся и формир-ся межлич-е отношения.Чел с рождения испытывает потреб-ть в общении.Вне общения немыслимо чел-е общ-во.Общение выступает как способ развития индивидов. Каждый ряд отношений реализ-ся в специфич-х формах общения.Общение как реализация межлич-х отношений-процесс более изученный в соц-й пс\х.Иногда отождествляют общение и межлич-ми отношеними.При анализе предмета общения в литературе разводятся понятия "ролевого" и "личностного" общения.Учитывая сложность общения,нужно обозначить его структуру,с тем,чтоб затем возможен был анализ кажд элемента.Выдел в нем 3 взаимосвяз-х сторон:коммуника тивн,интерактивн и перцептивн.Коммуник-я сторона общения состоит в обмене информац м\у общающимися индивида ми.Интерактивная сторона заключ-ся в организации взаимодей ствия м\у общающимися индивидами,т.е. в обмене не только знаниями,идеями,но и действиями.Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по об щению и установления на этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона общения-обозначает характер-ку компонентов в структуре общения,кот связаны со взаимодействием людей,с непосредственной организацией их совместной деят-ти.Выделяют такие компоненты ед-го акта взаимодействия как позиции участников,ситуация и стиль действий.Наиболее распростран-м явл дихотомич-е деление всех возможных видов взаимодействий на 2 противоположных вида:кооперация и конкуренция.Кроме кооперации и конкуренции говорят о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д Кооперация означает координацию един-х сил участников.Кооперация-необходимый элемент совместной деят-ти,порожденный ее особой природой.Что касается другого типа взаимодействий-конкуренции,то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме,а именно на конфликте.Она должна охватить как минимум четыре основных характеристики конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта. Аффилиация-потребность чел в установлении,сохр-нии и упрочнении эмоц-но +-х: друж-х,товарищ-х,прият-х отношений с окружающ людьми.
53.Общение как коммуникация. Структура коммуникативного акта. Коммуникативные барьеры. Человек с рождения испытывает потребность в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – особый вид человеческой деятельности, целью которого является установление контакта и взаимодействия людей, что является основой для совместной деятельности. Выделяются три аспекта общения:
1. Социальная коммуникация – обмен информации в процессе общения; направленный процесс движения информации от коммуникатора к реципиенту.
2. Интерактивная сторона – организация совместной деятельности в процессе общения.
3. Социальное восприятие (перцепция) – процесс восприятия; признание человека или группы своим партнёром; понимание самого себя через общение.
Социальная коммуникация возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой системой кодификации и декодификации. Никогда нельзя выразить свои мысли на 100%. В процессе коммуникации информация утеривается. Именно для уменьшения этих потерь каждая наука пользуется терминами.
Социальная кодификация содержит в себе: коммуникатора, сообщение, канал сообщения и реципиента.
Во время коммуникации может возникнуть множества барьеров (фильтры): коммуникатор не может выразить свою мысль; незаинтересованность реципиента в информации; неспособность реципиента понять информацию; не владение реципиента языком кода; неуместность сообщения; полевой барьер (обстановка).
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.