6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
Практическое занятие № 1.
Тема: Память: модели, механизмы и виды. (2часа)
Вопросы:
Место памяти в когнитивной сфере.
Модели памяти: модель Во и Норманна; модель Аткинсона и Шифрина; модель уровня воспроизведения (УВ); модель уровня обработки (УО) и др..
Физиологические, нейропсихологические и биохимические механизмы памяти.
Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, объему, способам переработки, значимости и др.
Характеристика видов памяти в зависимости от времени сохранения информации.
Объем КВП. КВП, ДВП и единицы информации. Кодирование информации КВП, ДВП, сенсорном регистре.
Литература:
Блонский П.П. Память и мышление. М , 1982.
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 19-39, 63-88.
Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 79-115.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 256-295.
Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:АСТ:Астрель,2008.-720с.-(Хрестоматия по психологии)
Практическое занятие № 2.
Тема: Процессы памяти. (2 часа)
Вопросы:
Запоминание как процесс кодирования информации.
Сохранение как процесс переработки информации.
Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации.
Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика.
Забывание: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание.
Кривая забывания. Явление реминисценции.
Психологические приемы «борьбы» с забыванием. Тренировка памяти, ее способы и организация.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 491-605.
Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 54-63, 88-112.
Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 79-115.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб., 1995.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М., 1993.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 203-236.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 273-290.
Смирнова В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. М.: Изд. Центр «Академия», 2004. С. 152-165.
Практическое занятие № 3.
Тема: Воображение как преобразовательный процесс. Виды, формы, приемы воображения. (2 часа)
Вопросы:
Воображение как особый вид психических процессов:
Основные теоретические подходы к воображению: гипотеза двойного кодирования информации в памяти; концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти; радикальная теория образов.
Характеристика основных видов воображения.
Особенности основных форм воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации.
Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др.
Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.
Литература:
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 115-145.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 155-176..
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 295-309.
Практическое занятие №4.
Тема: Мышление как познавательно-преобразовательный процесс. (2 часа)
Вопросы:
Мышление как познавательно-преобразовательный процесс, как высшая форма познания. Особенности мыслительной деятельности.
Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память.
Краткая история развития представлений о мышлении. Основные особенности мышления
Мышление как процесс формирования понятий: признаки и правила, по которым они связаны. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил.
Ассоциативная теория формирования понятий. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия.
Речь и мышление. Психология билингвизма.
Литература:
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 2000. С. 167-262.
Выготский Л.С. Мышление и речь: собр. соч. Т. 2. М., 1982.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности. М.: Гуманитарный Центр, 2005. – 632 с.
Карлоф Б. Деловая стратегия (концепция, содержание, символы). М , 1991.
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 171-225.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 355-408.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 309-321.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л. Д. Столяренко.- Изд. 19-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2008.- 671с.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Занятие 5.
Тема: Мышление как аналитико-синтетическая деятельность и как процесс решения задач. (2 часа)
Вопросы:
Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление и понятия формальной логики: понятие, суждение, умозаключение.
Силлогизм и законы формальной силлогистической логики.
Характеристика основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.
Формальное мышление: влияние формы, содержания аргумента а также индивидуальных различий на процесс мышления.
Мышление как процесс принятия решений: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность.
Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление.
Литература:
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 189-241.
Общая психология /под ред. А.В. Петровского. М., 1986.
Познавательные психические процессы / Сост. и общая редакция А.Г. Маклакова. СПб.: Питер, 2001. С. 415-420.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 321-343.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Спиридонов В.Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем. М.: Генезис, 2006. – 319 с.
Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л. Д. Столяренко.- Изд. 19-е.- Ростов н/Д : Феникс, 2008.- 671с.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
Занятие 6.
Тема: Творческое мышление. Интеллект. (2 часа)
Вопросы:
Эвристический подход к мышлению. Роль мышления в прогнозировании.
Вероятностное, творческое мышление. Анализ творчества.
Индивидуальные особенности мышления. Основные качества ума и особенности их проявления в познавательной деятельности.
.Креативность и ее диагностика. Концепции креативности
Интеллект: понятие, основные подходы к исследованию. Проблема определения.
Теории интеллекта: когнитивные теории интеллекта, факторный анализ интеллекта.
Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте.
Литература:
Батищев ГС. Диалектика творчества. М., 1984.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб., 2001
Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995. – 149с..
Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 189-241.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. Учебное пособие. М.: МПСИ, 2003. – 768 с.
Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М., 1988. С. 21-25.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 321-343.
Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 86-106.
Рудкевич Л.А., Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 1997. С. 86-106.
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002
Занятие 7.
Тема: Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации. (2 часа)
Вопросы:
Теоретические истоки стилевого подхода: теория психологической дифференциации (Г. Уиткин); теория когнитивных контролей (Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Шлезингер и др); теория когнитивного темпа (Дж. Каган); когнитивные теории личности (О. Харви, Д. Хант, Х. Шродер, Дж. Келли).
Когнитивные стили – психологическая характеристика.
Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности.
Литература:
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна Вита, 1995. – 149 с.
Когнитивная психология /Р.Солсо.-6-е изд.-СПб.: Питер,2006.-598с.:ил.-(Серия "Мастера психологии")
Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума: Учебное пособие. М.: Пер Сэ, 2002. – 304 с.
Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб., 2002
- Введение в умк
- Раздел 1. Введение в общую психологию.
- Требования к уровню освоения программы и формы контроля
- Формы контроля
- Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
- Учебно-тематический план курса для студентов заочного/вечернего отделения.
- Содержание программы (по разделам)
- Раздел 6. Психические процессы.
- Раздел 6.2. Интеллектуальные процессы. Интеллектуальные психические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.
- Содержание программы (по видам занятий) Лекции
- Раздел 1.Введение в общую психологию
- Тема 1. Введение в общую психологию. (10 часов)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Тема 9. Системный подход к психологии индивидуальности человека. (2 часа)
- Тема 10. Темперамент - индивидуально-психологическое свойство личности. (4 часа)
- Тема 11. Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека. (2 часа)
- Тема 12. Сущность и структура характера. Типология характера. (4 часа)
- Тема 13. Клинический подход к изучению характера. (2 часа)
- Тема 14. Способности - индивидуально- психологические особенности личности. (2 часа)
- Тема 15. Психология одаренности. (2 часа)
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Тема 16. Психические состояния человека. (2 часа)
- Тема 17. Функциональные состояния. (2 часа)
- Тема 18. Состояния сознания. (2 часа)
- Тема 19. Общая характеристика внимания как психического процесса и состояния. (4 часа)
- Тема 20. Психология эмоциональных явлений. (4 часа)
- Тема 21. Психология стресса. (2 часа)
- Тема 22. Проблема саморегуляции психических состояний. (2 часа)
- Раздел 5. Психология сознания
- Тема 41: Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов (2 часа)
- Тема 42: Основные свойства восприятия. Виды восприятия (2 часа)
- Тема 54: Сознание и регуляция, роль эмоций в регуляции познавательной деятельности (2 часа)
- Раздел 2.1. Психология речи.
- Раздел 3. Психология деятельности.
- Раздел 4.1. Общепсихологическая характеристика личности.
- Раздел 4.2. Психология индивидуальности.
- Раздел 4.3. Психические состояния.
- Раздел 5. Сознание и самосознание.
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10)
- Раздел 6.3. Регуляционные психические процессы.
- 2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Методические рекомендации преподавателю.
- Методические рекомендации студенту:
- Темы рефератов и творческих заданий, самостоятельной работы, контрольных работ (озо), уирс и нирс
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1)
- Раздел 2.
- 2.1.Психология речи (модуль 2)
- 2.2.Мозг и психика (модуль 3)
- Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4)
- Раздел 4.
- 4.1.Общепсихологическая характеристика личности (модуль 5)
- 4.2. Психология индивидуальности (модуль 6)
- 4.3. Психические состояния человека (модуль 7)
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Часть 1
- Часть 2
- Раздел 6.
- 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9)
- 6.2. Интеллектуально-регуляторные психические процессы (модуль 10)
- 6.3. Регуляционные психические процессы.
- Вопросы к зачетам и экзаменам
- Раздел 1. Введение в общую психологию (модуль 1), Раздел 2.1. Психология речи (модуль 2), Раздел 2.2. Мозг и психика (модуль 3), Раздел 3. Психология деятельности (модуль 4).
- Раздел 5. Психология сознания и самосознания (модуль 8)
- Раздел 6. 6.1.Сенсорно-перцептивные психические процессы (модуль 9), 6.2. Интеллектуальные психические процессы (модуль 10), 6.3. Регуляционные психические процессы (модуль 11)