logo search
shpory_psihologia (4)

56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)

Человек  с рождения испытывает потребность в общении. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение – особый вид человеческой деятельности, целью которого является установление контакта и взаимодействия людей, что является основой для совместной деятельности. Выделяются три аспекта общения:

1. Социальная коммуникация – обмен информации в процессе общения; направленный процесс движения информации от коммуникатора к реципиенту.

2. Интерактивная сторона (межличностное взаимодействие) – организация совместной деятельности в процессе общения.

3. Социальное восприятие (перцепция) – процесс восприятия; признание человека или группы своим партнёром; понимание самого себя через общение.

Интерактивная сторона общения – условный термин, связанный со взаимодействием людей, с организацией их совместной деятельности. Наиболее распространённым является явление всех возможных видов взаимодействий на кооперацию (координация единичных сил) и конкуренцию (сформировано на конфликте) (конфликт бывает деструктивный и продуктивный), приспособление и оппозицию.

Э.Берн отмечает, что у каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. Репертуар этих состояний мы пытались разбить на следующие категории: 1)состояния Эго, сходные с образами родителей; 2) состояния Эго, автономно направленные на объективную оценку реальности; 3) состояния Эго, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Эго называются Родитель, Взрослый и Ребенок."