logo
Идея развития личности в истории психологии

2.1 Абрахам Маслоу

А. Маслоу считал, что точная и жизнеспособная теория личности должна рассматривать не только глубины поведения личности, но и высоты, которых может достичь каждый индивид.

«Мы никогда не разберемся в человеке, если будем по-прежнему игнорировать его высшие устремления. Такие термины как "личностный рост", "самоактуализация", "стремление к здоровью", "поиск себя и своего места в мире", "потребность в совершенстве" (и другие, обозначающие устремление человека "ввысь") следует принять и широко употреблять уже потому, что они описывают общие, а, быть может, даже универсальные человеческие тенденции.

Принадлежность к роду человеческому дает человеку право дочеловечиваться, то есть воплощать в действительность все потенциально присущие ему человеческие возможности. Человечность как принадлежность к человечеству должна определяться не только в терминах бытия, но и в терминах становления. Мало родиться человеком, нужно стать им. В этом смысле младенец - не более чем возможный человек, ему еще предстоит дорасти до человечности, и в этом ему должны помочь семья, общество и культура

Это понимание, в свою очередь, поставит перед нами весьма деликатную задачу поиска и раскрытия характера, конституции, скрытых наклонностей каждого индивидуума, с тем, чтобы индивидуум мог расти и развиваться в своем стиле, индивидуальном и неповторимом.» Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 293

Понятие высот, развития и человеческого роста А.Маслоу связывал, прежде всего, с понятием самоактуализации.

В основу теории «иерархии потребностей» А. Маслоу (рис 1) легли следующие утверждения:

· Все человеческие потребности можно условно разделить на 5 групп: физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении и потребность в самоактуализации.

· Все группы потребностей находятся в отношениях иерархии. То есть существуют потребности пяти уровней: от самого низкого до самого высокого.

· В процессе удовлетворения потребностей человек движется от базовых (физиологических) до высших (в самоактуализации), что соответствует движению от основания пирамиды к её вершине.

· Потребности каждой ступени могут быть удовлетворены только при условии удовлетворения всех потребностей более низких уровней.

·

Рис 1 - иерархия потребностей по А.Маслоу

Физиологические потребности включают в себя потребность в пище, питье, кислороде, сне и сексе. Однако если биологические потребности не удовлетворяются соответствующим образом, то индивид почти полностью посвящает себя поискам возможностей для их удовлетворения. Некоторые психологические потребности тоже следует удовлетворять, чтобы сохранить здоровье. К основным психологическим потребностям А. Маслоу относит: потребность в безопасности, защите, потребность стабильности; потребность любви и чувства принадлежности, а также потребность в самоуважении и оценке. Дополнительно каждый индивид имеет потребности роста: потребность развивать свои потенциальные возможности и способности, а также потребность самоактуализации. Однако стремление к самоактуализации не может проявиться, пока у индивида доминируют потребности более низкого уровня, такие, как потребность в безопасности или потребность в уважении. Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. - СПб.: Питер , 2003 - стр 115

Маслоу в общих чертах определял понятие самоактуализации как «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.»

Самоактуализация -- не застывшее состояние. Это действующий процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно.

Обычно самоактуализирующиеся люди смотрят на жизнь более свободно. Они не слишком эмоциональны и более объективны, они не позволят надеждам, страхам, а также попыткам защитить свое «я» разрушить те представления, которые они вынесли из своих наблюдений. Маслоу обнаружил, что все они без исключения полностью отдают себя своей работе или делу. Для личностного роста важны два требования: посвящение себя чему-то более высокому, чем собственное «я», и успешное выполнение поставленной задачи. Креативность, непосредственность, смелость и упорная работа -- это основные характерные черты самоактуализирующихся людей.

2.1.1Факторы, способствующие психологическому развитию.

В своей последней книге «Новые измерения человеческой природы» (1970) Маслоу описывает восемь способов, по которым индивиды самоактуализируются, или восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации:

1. Концентрация. Обычно мы не очень осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Ясное воспиятие, внимательное отношение к жизни, к людям и к себе.

2. Выбор роста. Если мы себе представляем жизнь как цепь, состоящую из выборов, тогда самоактуализация -- это процесс, при котором принимается решение о выборе для дальнейшего роста. Часто нам приходится выбирать между продвижением и безопасностью, между движением вперед и движением назад. В каждом выборе есть и положительные, и отрицательные стороны. Выбрав безопасность, мы остаемся с тем, что знали и к чему привыкли, но рискуем свести на нет результаты работы и утратить новизну. Выбор роста означает, что вам открывается новый и привлекательный опыт, но есть риск встретиться с чем-то незнакомым и возможным провалом.

3. Самопознание. При самоактуализации мы больше узнаем о своей внутренней природе и действуем в соответствии с этим. Это означает, что мы решаем для себя, какие нам нравятся фильмы, книги или идеи, независимо от мнения других.

4. Честность. Честность и ответственность за свои действия являются важными элементами в самоактуализации. Вместо того чтобы делать вид и давать ответы, рассчитанные на то, чтобы доставить кому-то удовольствие или самому произвести хорошее впечатление, нам следовало бы поискать ответы в себе. Каждый раз, когда мы так поступаем, мы прикасаемся к своему внутреннему «я».

5. Суждение. Мы учимся доверять собственному суждению и нашим инстинктам и действовать соответственно. Маслоу уверен, что следование нашим инстинктам ведет к более точным решениям о том, что наиболее правильно для каждого из нас -- лучшие произведения живописи, лучшее в музыке, лучшая пища, а также что лучше в крупных жизненных решениях, таких как женитьба и карьера.

6. Саморазвитие. Самоактуализация является также непрекращающимся процессом развития потенциальных возможностей человека. Это значит, что человеку следует использовать свои способности и интеллект и «хорошо делать то избранное дело, которое хочется делать» Самоактуализация заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. В работу по самоактуализации входит способность выбрать достойную, требующую творческих усилий цель.

7. Вершинные переживания. Особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого человека. Это моменты, когда мы наиболее увлечены , взволнованы и захвачены жизнью (чувство прекрасного, чувство сильной любви, чувство восторга…)

8. Отсутствие защиты для собственного «я». Дальнейшим шагом в самоактуализации будет необходимость распознать защиты нашего «я» и бороться с ними в соответствующий момент. Для этого нам надо лучше знать пути, по которым происходит искажение представления о самих себе и образах внешнего мира -- путем подавления, проецирования и других средств такой защиты. Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - стр501

Говоря о влиянии возраста на самоактуализацию имндивида А.Маслоу утверждал: «Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи. Молодые люди, по крайней мере в нашей культуре, не успевают вполне сформировать представление о себе и обрести самостоятельность: в силу недостатка опыта они не в состоянии постичь тихую постромантическую любовь и преданность; они, как правило, еще не нашли свое место в этой жизни, не нашли свое призвание, не выстроили тот алтарь, на который могли бы положить все свои способности и таланты. У них нет пока собственной системы ценностей, нет жизненного опыта, который предполагает не только переживание успеха, но и переживание неудачи, трагедии, поражения, равно как и чувство ответственности за близких людей; они не освободились от перфекционистских иллюзий и не стали реалистами, они не примирились со смертью, не научились терпению: они не успели познать свои пороки и потому не умеют сострадать порокам других; они пока не умеют быть снисходительными к родителям и взрослым, уважать власть и авторитеты; они не получили достаточного образования и не открыли для себя пути, ведущие к мудрости; им недостает мужества, чтобы достойно принять безвестность, отсутствие признания, они стесняются быть хорошими, добродетельными людьми, и т.д. и т.п.» Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 301

2.1.2 Факторы, препятствующие психологическому развитию.

«Хотя, в принципе, самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения)» Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 234

Поскольку самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей, она является слабейшей потребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрации основных потребностей. Кроме того, многие люди не стремятся к. самопознанию, занимающему центральное место в процессе самоактуализации. Они боятся изменений в привычном уровне самоуважения и в оценке собственного имиджа, которые приносит самопознание.

«Приходится признать, что многие люди предпочитают хорошему плохое, что личностный рост, часто будучи болезненным процессом, пугает человека, что мы не обязательно любим то лучшее, что даровала нам природа, нередко мы просто боимся его; приходится признать, что большинство из нас испытывает двойственное чувство к таким ценностям как правда, красота, добродетель, восхищаясь ими, и, в то же самое время, остерегаясь их проявлений» Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 242

Процессу самоактуализации могут препятствовать:

1) негативное влияние прошлого опыта и возникшие в результате этого опыта вредные привычки, мешающие нам изменить непродуктивное поведение;

Вредные привычки часто препятствуют личностному росту. Согласно Маслоу, в список таких привычек входит привыкание к наркотикам или алкоголю, неправильное питание и тому подобные особенности поведения, отрицательно влияющие на здоровье и работоспособность. Неблагополучное окружение или слишком жесткое, авторитарное воспитание также способствуют появлению непродуктивных привычек, в основе которых лежит неправильная жизненная ориентация. Кроме того, любые глубоко внедрившиеся вредные привычки со временем начинают препятствовать личностному росту, уменьшая эмоциональную гибкость и способность воспринимать все новое, то есть качества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных ситуациях.

2) влияние социума и давление группы, которые зачастую противоречат нашим собственным вкусам и суждениям;

Давление группы и социальная пропаганда, как правило, тоже ограничивают возможности развития личности. Они мешают индивиду проявлять самостоятельность, душат способность к независимым суждениям, принуждая человека заменить собственные суждения и вкусы на общепринятые стандарты. Общество может внушать индивиду искаженные представления о человеческой природе. Например, по западным представлениям, многие наши инстинкты изначально греховны и должны находиться под постоянным контролем или вообще подавляться. Маслоу доказывал, что это негативное отношение может препятствовать развитию и что как раз противоположное мнение является правильным, то есть наши инстинкты в основном хороши, а присущее человеку стремление к развитию является основным источником мотивации его действий.

«Человеческая природа чрезвычайно податлива, податлива в том смысле, что культура и среда с легкой небрежностью угнетают или даже убивают в нас присущий нам генетический потенциал, но они не в состоянии породить его или усилить плохое общество угнетает развитие врожденных возможностей человека.» Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 133

3) внутренние «защиты», мешающие человеку понять самого себя.

«Защита эго», по мнению Маслоу, является внутренним препятствием развитию личности. Для того чтобы разрешить проблемы с «защитами», прежде всего необходимо понять их сущность, против чего они направлены, и механизм их действия. Затем индивид должен попытаться свести к минимуму деформации, создаваемые «защитами» в собственной психике. Маслоу добавляет к традиционному психоаналитическому списку защиты еще две -- десакрализацию и комплекс Ионы.

Десакрализация

Термин десакрализация (desacralization) относится к акту обеднения психической жизни из-за того, что индивид отказывается серьезно и заинтересованно относиться к жизни. Сегодня лишь немногие культурные и религиозные символы удостаиваются того внимания и уважения, которым некогда пользовались, и, соответственно, они потеряли власть потрясать, вдохновлять и даже мотивировать наши поступки. Маслоу часто обращал внимание на то, как изменилось отношение к основным человеческим ценностям. Он рассматривал отношение к любви и сексу как характерный пример десакрализации. Конечно, более легкое отношение к сексу облегчает душевные страдания, вызванные неудачами на этом фронте. Но при этом, по мнению Маслоу, любовные переживания потеряли былую власть, уже не вдохновляют художников и писателей, и вряд ли в наши дни появятся новые Ромео и Джульетта.

Комплекс Ионы

Комплексом Ионы (Jonah complex) Маслоу называет нежелание индивида реализовать свои природные способности. Подобно тому как библейский персонаж Иона пытался избежать ответственности пророка, многие люди тоже избегают ответственности, опасаясь в полную меру использовать свои возможности. Они предпочитают ставить перед собой незначительные цели, не стремятся добиться успеха в карьере и проявить себя. Такое отношение к жизни распространено среди студентов, которые живут себе помаленьку, используя только часть своих талантов.

Этот «страх величия», возможно, является наиболее опасным барьером для самоактуализации. Насыщенная, деятельная жизнь многим представляется невыносимо трудной. В моменты большого счастья и радости люди часто говорят: «Это слишком много для меня» или «Мне этого не выдержать». Корни комплекса Ионы можно увидеть в том, что люди боятся изменить свое неинтересное, ограниченное, но налаженное существование, боятся оторваться от всего привычного, потерять контроль над тем, что уже есть.

2.2 Карл Роджерс

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация -- это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма

Роджерс считает, что стремление к полной самореализации является врожденным для каждого из нас. Так же, как растения развиваются, чтобы вырасти здоровыми, как семя содержит в себе стремление стать деревом, так и человек склоняется к тому, чтобы обрести целостность и наиболее полно реализовать себя. Хотя Роджерс не включал в свои формулировки никаких религиозных или духовных аспектов, другие ученые развили его теории и внесли в них понятия о трансцендентных.

Стремление к здоровому развитию не является подавляющей силой, которая сметает в сторону любые препятствия на своем пути. К.Роджерс видит ее просто как преобладающую и мотивирующую силу в человеке, действующем свободно, силу, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. Утверждение о том, что рост возможен и является главной целью организма -- один из главных постулатов Роджерса.

Для Роджерса тенденция к самоактуализации является не просто каким-то одним побуждением среди множества других, а центром, на котором сфокусированы все остальные стремления. Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. - 452 стр.