Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена

курсовая работа

Глава 1. Теоретические основы изучения феномена агрессии, причин ее возникновения и проявлений

1.1 Понятие об агрессии

Теории и концепции, объясняющие механизм ее возникновения.

Агрессия - психологическая характеристика, присущая в настоящее время практически всем людям. Прогресс в науке и технике, привнесший в нашу жизнь огромное разнообразие диковинных аппаратов, механизмов, в общем нововведений, свидетельствует не только о все более увеличивающихся способностях человеческого мышления, но и о том, что этот самый прогресс со своими новшествами поспособствовал и прогрессу агрессии и насилия. Подобное явление можно наблюдать повсюду. И, если прислушаться к себе, к своему внутреннему, то осознаешь, что все-таки есть в тебе некоторый процент непонятной злости на окружающих и, вследствие этого, на самого себя. Это очень существенная проблема, к которой необходимо серьезно подойти и пытаться всеми силами разрешить. В связи с этим мы обратимся к тому, как понимали и понимают феномен агрессии с точки зрения научной психологии.

Безусловно, причины возникновения и проявления агрессии не все видят с одной стороны и сходятся в едином мнении. В психологии и других науках существует множество различных концепций и теорий по данной проблематике. А. Реан предпринял попытку объединить их всех и , таким образом, сформулировал два полярных подхода, названные им этико-гуманистический и эволюционно-генетический. Однако, прежде чем перейти к их рассмотрению, для обеспечения адекватности изложения и восприятия определим основные понятия.

Под агрессией, несколько сужая Э. Фромма, будем понимать любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.[7] Если говорить о внутривидовой агрессии, то определение становится еще более кратким и должно связываться с причинением ущерба другому человеку или группе людей. Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны. Под агрессивностью в дальнейшем будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии по отношению к другому. Различие понятий агрессия и агрессивность ведет к важным следствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В случаях агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности во взаимодействии трансситуативных и ситуационных факторов примат принадлежит личностным качествам.[19] Т. е. агрессия - это процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, это специфическая форма поведения. Агрессивность же есть свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений[4].

Другие авторы, например, Л. Бендер, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Алан описывает ее как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. А. Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Н. Д. Левитов описал состояние агрессивности как стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля.[1]

Этико-гуманистический подход. Идеи различных концепций, входящих в этот подход, так или иначе восходят к этическим традициям христианского учения. С точки зрения христианства, агрессия как действие, причиняющее вред другому, однозначно оценивается как зло. Уже основные заповеди провозглашают: не убий, не укради, не судите, да не судимы будете. Они же запрещают действия, реально оказывающие вред, или направленные на причинение физического или психического (морального) ущерба. Неприемлемой оказывается и агрессивность как свойство личности: возлюби ближнего своего, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас. Готовность к агрессии осуждается не только на поведенческом (практическом) уровне, но и на когнитивном: и что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазу не чувствуешь.

В психологии, в рассматриваемый этико-гуманистический подход к проблемам агрессии, наиболее последовательно вписывается гуманистическая психология (А. Маслоу, Дж. Роджерс, В. Франкл). Сам дух ее проникнут позитивным отношением к человеку, стремящегося к наиболее полной самоактуализации, верой в его силу и позитивность личностного потенциала. Конечно, представители гуманистической психологии не настолько наивны, чтобы идеализировать человека, представлять его себе свободным от всяких негативных влечений. Человеку присущи разные, в том числе и негативные импульсы. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им (В. Франкл). Иначе говоря, необходимо не отрицать наличие агрессивных импульсов, но необходимо видеть принципиальную разницу между агрессивными импульсами(1), агрессивным импульсивным поведением (2) и свободным (зрелым) поведением личности. Отсутствие такого разграничения, игнорирование относительной свободы личности, ее поведения о собственных же импульсивных влечений ведет к фатальной агрессии. Ибо в этом случае агрессивные импульсы оправдывают агрессивное поведение, превращаясь в своеобразное алиби. Однако, как справедливо замечает Франкл, «человек не перестает ненавидеть, пока его учат, что ненависть создается импульсами и механизмами. Но это он сам ненавидит!».[11]

Таким образом, представители гуманистической направленности агрессию и агрессивность рассматривают в качестве фактора, блокирующего самоосуществление и развитие человека, но они не являются внутренней сущностью человека, а лишь провоцируются ситуацией.

Эволюционно-генетический подход. В рамках этого подхода агрессия и агрессивность считаются условиями выживания и адаптации человека. Внутривидовая агрессия рассматривается как целесообразный инстинкт, выработанный и закрепленный в процессе эволюции. Агрессия - это инстинкт борьбы, направленный против собратьев по виду, и у животных, и у человека. Агрессия, кроме того, является инстинктом не смерти, а сохранения жизни и вида.[5]

Однако представление о высокой степени целесообразности агрессии для человеческого существа вступает в серьезное противоречие с наблюдаемыми нами поистине катастрофическими последствиями проявления агрессивного поведения на межличностном, межгрупповом, межнациональном и межгосударственных уровнях. Это противоречие не может быть проигнорировано представителями эволюционно-генетического подхода. К. Лоренц (индивидуальное название его подхода к проблеме - этологический), преодолевая это противоречие, выдвинул новую дополнительную предпосылку, которая, по его мнению, снимает несоответствие.

Утверждается, что агрессивный инстинкт «хорош» и служит в естественных условиях сохранению жизни индивида и вида в целом. Ныне естественный порядок вещей нарушен следующим образом. Человек есть слабое животное (не хищник). У него, в связи с этим, достаточно ограниченные естественные возможности для убийства. По крайней мере, они никак не сравнимы с потенциалом настоящих хищников (лев, тигр, волк). Именно поэтому у человека эволюционным образом сформировались и закрепились лишь слабые инстинктивные запреты внутривидовой агрессии. Последняя должна иметь сильные инстинктивные запреты лишь у сильных хищников, так как только при их возможностях убийства агрессия становится угрозой выживания вида. Изобретения современного искусственного оружия привело к нарушению равновесия между слабыми возможностями убийства и слабыми же запретами на агрессию. Возможности убивать возросли, а запреты остались теми же, то есть слабыми.[5] Однако эта попытка «облагородить» рассматриваемый подход и сама его модель имеют немало уязвимых мест.

Почему, например, сразу отбрасывается мысль о том, что с изменением одного меняется и другое? А именно, что с ростом возможностей убийства растет и возможность регуляции агрессии и поведения человека вообще. Или в более широком контексте этот вопрос можно ставить как проблему одновременной эволюции (а) социальных условий, в которых живет человек, и (б) эволюции самого человека как социального существа. Современный человек в значительной мере сам создает условия, в которых он живет, но в немалой степени он создает себя и сам. Социальная эволюция человека с какого-то периода его развития обусловлена не только экзогенными факторами, средовыми воздействиями, но и эндогенными факторами саморазвития.[16]

Кроме того, существует и некоторое взаимодействие между этими механизмами эволюции. Оно может выражаться, например, в намеренном, целенаправленном моделировании и создании человеком таких социальных условий, при которых среда стимулировала бы эволюцию человека в определенном направлении. Иначе говоря, среда перестала быть независимой переменной, автономным фактором эволюции. Она в значительной степени теперь сама зависит от человека и эволюционирует под его воздействием.

Это обстоятельство одновременной и, что даже более важно, взаимообусловленной эволюции человека и среды никак не учитывается в эволюционных построениях К. Лоренца. При этом предполагается: (1) человек не меняется, и регуляция поведения, общения современного человека остается на уровне инстинктов; (2) социальная среда эволюционирует, но как бы автономным, независимым от человечества образом, причем в направлении, враждебном человеку, - от рождения человек не так уж плох, он только недостаточно хорош для требований жизни современного общества. Враждебность, ненормальность среды с точки зрения эволюционно-генетического подхода к агрессии выражается в блокировании, или депривации естественного социального поведения человека (т. е. инстинктивно-агрессивного) и в навязывании ему таких «неестественных форм поведения», как дружеское обращение с «ближними», любовь к ним.[19]

Фрустрация агрессивного инстинкта заставляет страдать каждого человека цивилизации, делает всех в той или иной мере психопатами; не находящая выхода во вне агрессия, будучи вытесненной, ведет к тяжелым повреждениям и невротизации.[12]

Понятно, что здесь эволюционно-генетическая концепция агрессии вступает в острое противоречие с этико-гуманистическим подходом. Однако хотелось обратить внимание и на другое обстоятельство. Вызывает значительные сомнения вообще обоснованность представлений о том, что цивилизация, современное общество блокирует проявление «естественно-агрессивных» склонностей человека (так ли?), и что такая фрустрация, заставляя страдать индивида, ведет к болезням цивилизованного человека - неврозам и психосоматическим расстройствам. Можно найти немало доказательств тому, что современная цивилизация не только не подавляет, но, напротив, стимулирует проявление агрессии и культивирует насилие. Агрессивно-конкурентное взаимодействие как стратегия жизни характерно как раз для обществ, продвинутых по пути цивилизации. Не случайно именно в наше время описана личность типа А, паттерн которой образуют выраженное стремление к успеху, мотивация первенства, конкурентная доминанта, напористость, агрессивность. Распространенность этого типа в популяции варьирует в широких границах (от 45 до 76%), достигая максимума как раз в наиболее цивилизованных странах. [17]

Представления о том, что фрустрация агрессивных инстинктов заставляет страдать индивида и является причиной неврозов, логичным образом приводят к идее катарсиса, отреагирования. Не нашедшая выхода агрессия - это плохо, потому что грозит индивиду тяжелыми разрушениями.[12] Но сегодняшний человек потому и страдает от недостаточной разрядки агрессивных инстинктов, что цивилизационный уклад не дает возможности для нормальных проявлений естественных наклонностей и разрядки агрессивных побуждений.[5] Так как вытеснение агрессии не решает проблемы, то в известной мере нужно разрушить другое и других, чтобы не разрушить самого себя. Однако цивилизованный порядок и этика не очень-то одобряют идею и реальные попытки разрушения других.

Наряду с теорией Лоренца, направленной на поиск истинной природы агрессии, в рамках эволюционно-генетической концепции можно выделить социобиологический подход, в котором основной аспект в изучении агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены «приспособлены» до такой степени, что вносят свой вклад в успешность репродукции, благодаря чему гарантируется их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т. е. родственников), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или не состоит в родстве, т. е. у кого наименее вероятно наличие общих генов. [1]

Строго говоря, из общей идеи эволюционно-генетического подхода к агрессии не обязательно следует, что агрессия носит не реактивный, а спонтанный характер. Агрессия, скажем, вполне могла бы эволюционно закрепляться как целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих действий. Однако если исходить не только из эволюционного закрепления агрессивности, но и из непрерывного эволюционного отбора особо агрессивных индивидов, то вполне логичным следствием становится представление о спонтанной природе агрессивности человека.

Мы видим, что наряду с изучением природы агрессии делаются попытки и оценить этот феномен в парадигме плохо - хорошо, хотя психология как наука естественная могла и отказаться от подобных размышлений. Но психология как наука гуманитарная не может игнорировать проблему оценки агрессии. Тем более она не может этого сделать потому, что это наука о человеке. [19]

В вопросе об оценке агрессии, как уже было показано, эволюционно-генетический и этико-гуманистический подходы занимают прямо противоположные позиции. В целом, отдавая предпочтение этико-гуманистической концепции, нельзя не признать, хотя бы в определенной мере, обоснованности представлений об адаптивной функции агрессии. Преодоление этого противоречия невозможно в рамках рассмотрения агрессии вообще, вне выделения ее структуры и видов. Однако здесь возникают новые проблемы, связанные с выбором основания структурирования. Возможным подходом может быть, например, выделение уровневой структуры агрессии, где основанием различения является количественный критерий силы агрессивных действий или степени агрессивности личности.

Логика такого подхода является вполне очевидной. По существу, это известная психометрическая логика выделения нормы и отклонений от нее влево (заниженные показатели) или вправо (завышенные показатели). Однако на пути такого подхода имеются серьезные трудности, теоретические «подводные камни», которые незаметны на первый взгляд. Главная трудность состоит в ответе на вопрос, что считать нормой. Казалось бы, ответ может быть найден в рамках распространенной в психологии парадигмы статистической нормы. Однако применительно к проблеме агрессии это не лучший путь. Социоонтогенетическая детерминация агрессивности накладывает серьезные ограничения на использование статистической нормы, ибо в определенных социумах , или в определенные периоды их существования «нормальной агрессивностью» может быть признан такой ее уровень, который является функционально деструктивным, а то и разрушительным для самой личности-носителя. Кроме того, как в рамках статистической парадигмы интерпретировать неизбежно возникающие понятие «недостаточный уровень агрессивности»? «Ненормальная агрессивность» (гипо- или гипервыраженная), в конце концов, требует разработки психокоррекционных и воспитательных программ, направленных на ее доведение (понижения или повышения) до нормального уровня. [19]

Другим основанием уровневого структурирования агрессии может быть выделение структуры агрессии соответственно уровням психологической организации (анализа) человека: от индивидного до личностного. Так, опираясь на представления Б. Ананьева, предприняты попытки выделить индивидный, субъектно-деятельностный и личностный уровни агрессии.[18] Индивидный уровень агрессии при этом связывается с природной основой человека и состоит в защите себя, потомства, имущества. Субъектно-деятельностный уровень проявляется в привычном стиле поведения и связан со стремлением к достижению успеха, цели и ответной реакцией на угрозу. Личностный уровень сопряжен с мотивационной сферой, самосознанием, и проявляется в предпочтении насильственных средств для реализации своих целей. [18]

В качестве мощного прорыва вперед в решении проблемы оценки агрессии можно рассматривать фроммовскую структуру агрессии. В ней предлагается два вида агрессии: доброкачественную и злокачественную.[13] Доброкачественная агрессия является биологически адаптивной, способствует поддержанию жизни и связана с защитой витальных интересов, представляя собой реакцию на угрозу этим интересам.[19] К ней относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.[1] Любая творческая деятельность подразумевает отрицание сложившегося порядка и установления новых правил, теорий, законов. Злокачественная же агрессия не связана с сохранением жизни. Она рассматривается как вредная, а ее синонимом является «деструктивность и жестокость».

Классификация Э. Фромма не уровневая, так как иерархия этих видов агрессии не задается. В основе ее лежит функциональный подход. В данном случае он связан с дифференцирующим критерием: необходимо (полезно) - не нужно (вредно).

А. Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинит зло. Под инструментальной агрессией, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. [15]

Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо.[14]

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой ее делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.[20,21]

Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Так, в состоянии физиологического аффекта сознание сужается, резко снижается самоконтроль, и личность может совершить опасные агрессивные действия, не отдавая себе полного отчета в происходящем. Отдельно следует упомянуть о патологической агрессии, которая может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства. Иррациональные убеждения, внутренние голоса, параноидальная подозрительность, идеи о божественных посланиях, мания величия - все это может выступать как субъективно воспринимаемое средство самозащиты, воплощение идеи мессианства, проявления героизма и т. д.[1]

А. Басс и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии: 1.Физическая агрессия - физические действия против кого-либо; 2.Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 3. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); 4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье); 5. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.[9]

В противоположность эволюционно-генетическому подходу, выступает также психоаналитический подход. Агрессия здесь считается инстинктом смерти, разрушения. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно.[1,12]

К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. Позднее это положение расширил Н. Е. Миллер, предположивший, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: (1) силой побуждения к агрессии; (2) силой факторов, тормозящих данное поведение и (3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Теория социального научения агрессии А. Бандуры постулирует. Что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующих длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы, встречать поощрение при их демонстрации и внутренне одобрять собственные «успехи» в причинении ущерба другим людям. Поощрение и наказание являются регуляторами агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных действий. [1]

Когнитивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе агрессивного поведения. Согласно этим теориям, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.[4]

Таким образом, мы выяснили, что существует многообразие концепций и теорий, посвященных поиску причин происхождения феномена агрессии, сделали попытку рассмотреть наиболее знаменитые из них. Анализ этих подходов показал, что агрессия может проявляться в виде форм и реакций, разных по сложности и степени выраженности, что она может быть как практически неопасной для индивидуума и окружающих его людей, так и обладать разрушительной силой, которая может причинить непоправимый вред другим. Также стало ясным, что агрессия имеет некоторое животное происхождение, на уровне генов, и возможно, есть ни что иное, как инстинкт, вполне положительный, так как служит адаптации в окружающей среде и сохранению особи и вида. Необходимо также различать понятия «агрессия» и «агрессивность», где первое характеризуется как акт поведения, второе же является свойством личности.

Мы же в последующей нашей работе будем понимать агрессию и агрессивность как социально-психологический феномен, то есть как специфическую реакцию людей, возникающую в связи с их положением в определенной «популяции» - социуме, на различного рода действия (часто интерпретирующиеся как угрожающие) со стороны других «особей» - родных и близких, друзей, коллег по работе, неприятелей и врагов.

Делись добром ;)