Изучение агрессивности студентов как социально-психологического феномена

курсовая работа

1.2 Специфика агрессивного поведения

Агрессия принимает самые разнообразные формы. По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий:

(1) Негативные - позитивные (деструктивные - конструктивные);

(2) Явные - латентные (внешне наблюдаемая реакция - скрытая агрессия);

(3) Вербальные - физические (словесное нападение - словесное нападение);

(4) Прямые - косвенные (непосредственно направленные на объект - смещенные на другие объекты); (5) Враждебные - инструментальные (с целью причинения вреда)/боли другому человеку - с иными целями; (6) Эго-синтонные (принимаемые личностью) - эго-дистонные (чуждые для «Я», осуждаемые самой личностью). [1]

Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются злословие, повышение тона и громкости голоса, аффектация, принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы. Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинения вреда себе и самоубийстве.[22]

В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденцией, или же оно зависит от каких-либо иных факторов. Анализ дополнительных личностных и ситуативных факторов, например значимость (в том числе и опасность) конкретной ситуации для человека, его способность осознавать свое поведение и контролировать свои чувства; а также целенаправленность поведения; степень причиняемого им вреда, дают возможность определить внутреннюю агрессивную тенденцию конкретной личности.[1]

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлеченности:

· Ситуативные агрессивные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию);

· Агрессивное состояние (в структуре посттравматического расстройства, на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации);

· Устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности:

· Пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего-либо);

· Активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий).

3. По эффективности:

· Конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);

· Деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый ущерб самой личности или окружающим ее людям).

4. По выраженности психопатологической составляющей:

· Нормальное агрессивное поведение;

· Агрессивное поведение в рамках патологических реакций;

· Агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение);

· Агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (например, нарциссического или пограничного расстройств личности);

· Агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов: эксплозивный, психоорганический, дементный, параноидальный, психический автоматизм, сумеречное расстройство сознания и др.

В содержательном плане ведущими признаками агрессивного поведения можно считать такие его проявления, как выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях, тенденцию к разрушению, направленность на причинение вреда окружающим людям, склонность к насилию (причинению боли).

В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:

· Поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);

· Аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например, гнев, злость, ярость);

· Когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);

· Мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления).

Агрессивное поведение можно отличит как по внешним признакам, так и по внутренним репрезентантам. Внутренними репрезентациями агрессивного поведения могут быть идеи, фантазии и аффекты. Например, человек может вынашивать идею насилия над кем-то, он может расправляться с обидчиком лишь в своих фантазиях или испытывать сильный аффект.[6]

Как правило, агрессивное поведение сопровождается различными аффектами (в порядке усиления интенсивности и глубины): раздражение, зависть, отвращение, злость, нетерпимость, неистовство, ярость, бешенство и ненависть. Интенсивность психологических аффектов коррелирует с их психологической функцией. Одним из наиболее интенсивных агрессивных аффектов, несомненно, выступает ненависть. Важнейшей целью человека, захваченного ненавистью, является уничтожение объекта агрессии при определенных условиях ненависть и желание мести могут неадекватно усиливаться. Если они становятся стабильной характерологической установкой, то можно говорить о достижении уровня психопатологии характера.

В более «легких» случаях психопатологии ненависть приобретает форму жестких моральных запретов и агрессивного утверждения собственных идеалов. Также ненависть может проявляться в страстной форме обладать властью, подчинять и унижать. Еще одним из выражений ненависти может служить самоубийство, например, когда «Я» идентифицируется с ненавидимым объектом и самоуничтожение становится единственным способом его устранения.[1]

Отношения с ненавистным объектом представляют особую ценность для личности агрессора. В глубине души он одновременно стремится и к разрушению объекта своей ненависти, и к сохранению отношений с ним. Ненависть, похоже, играет роль мстительного триумфа как над другим человеком, как и над той частью собственного «Я», которая внушает ужас в настоящее время и требует мести за прошлые страдания.

В качестве индивидуально-личностных характеристик, потенцирующих агрессивное поведение, обычно рассматривают такие черты, как боязнь общественного неодобрения, раздражительность, предрассудки (например, национальные), а также склонность испытывать чувство стыда вместо вины. Важную роль в поддержании склонности к насилию может играть убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином своей судьбы (а иногда и судеб других людей), а также его положительной отношение к агрессии (как полезному или нормальному явлению).[14]

Другой особенностью, влияющей на агрессивное поведение личности, является ее способность переносить фрустрацию. В целом фрустрация - весьма распространенное явление, и люди существенно различаются по способности справляться с ней. Если же агрессивное поведение успешно способствует устранению фрустрации, то оно с большей вероятностью усиливается в соответствии с законами научения. К тому же проблемы могут возникать в том случае, если человек имеет повышенную чувствительность к фрустрации, а также, если у него не выработаны социальноприемлемые способы преодоления фрустрации.[20]

Таким образом, при неблагоприятном воздействии внутренних и внешних факторов агрессивное влечение, действительно приобретает формы агрессивности и устойчивого разрушительного поведения вплоть до общественно опасных форм. Но агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Например, она может не только смещаться на все новые и новые объекты, но и замещаться, сублимироваться (своеобразный механизм психологической защиты у Фрейда) в различных формах деятельности - бизнесе, учебе, спорте, лидерстве и т. д.

Очевидно, что в норме агрессия носит оборонительный характер и служит выживанию. Она также выступает источником активности индивида, его творческого потенциала и стремления к достижениям. Личность может и должна распознавать различные проявления агрессии, выражать ее в социально приемлемых формах, наконец, уходить от насилия над другими и над собой. Агрессивное поведение - дело личного выбора каждого взрослого человека, задача же овладения своей агрессией - одна из труднейших психологических задач.1

Делись добром ;)