1.2 Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей
агрессивность дети семья
Влияние семьи на становление агрессивного поведения уже является общепризнанным. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать подкрепление (например, наказания как уроки агрессии в качестве метода решения проблем). Установлено влияние на агрессивность уровня семейной гармонии или дисгармонии, степень сплоченности семьи, стиля семейного руководства, характера отношений между родителями и детьми, взаимоотношений с братьями и сестрами, реакции родителей на неправильное поведение ребенка, методов наказания. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению.
Влияние семьи проявляется также в тех культурах и семьях, где отец играет минимальную роль. Выяснено, что в Республике Беларусь каждый третий подросток-правонарушитель воспитывался в неполной семье. Установлено, что взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно отца) и агрессией сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и местожительства. Дети, выросшие без отцов, не обязательно становятся преступниками (при наличии расширенной семьи большинство детей, оставшихся без отцов, не совершают правонарушений), но риск в подобных ситуациях возрастает.
В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве оцениваемый как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего, будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследования.
В процессе возрастного развития в результате взаимодействия с окружающим миром происходит трансформация и социализация агрессивных и тревожных переживаний.
При изучении агрессивности в дошкольном возрасте было установлено, что проявление агрессивных тенденций более характерно для мальчиков. Связано это с тем, что девочки чаще всего боятся проявить агрессию из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков относятся более благосклонно. Агрессия входит в мужской стереотип, и агрессивное поведение у мальчиков часто ожидается и поощряется. Почти всем детям присуща определенная агрессивность. Она подвергает тяжелому испытанию наше терпение и создает напряженность в отношениях с ребенком. Так или иначе, крайне редко удается освободить ребенка от его агрессивности. Но она имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, в дальнейшем агрессивность может проявиться в предприимчивости и активности или, напротив, в непослушании и сопротивлении. Поэтому очень важно поощрять развитие положительных сторон агрессивности и препятствовать ее отрицательным чертам .
Причинами проявления агрессии могут быть: нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной сферах, особенности стиля воспитания, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений.
Именно в лоне семьи ребенок проходит первичную социализацию. На примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений . Реакция родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми , уровень семейной гармонии или дисгармонии , характер отношений с родными братьями и сестрами--вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Прежде чем обратиться непосредственно к семейным взаимоотношениям, следует отметить, что такая характеристика семьи, как «полная или неполная», представляется связанной с агрессивностью детей. Эта характеристика квалифицирует как раз те самые составляющие семейной обстановки, которые связываются со становлением агрессивности-- один или оба родителя живут с ребенком под одной крышей и каков характер отношений между ними.
Взаимосвязь между отсутствием одного из родителей (обычно в последнее время отца) и насилием сохраняется независимо от расы, уровня дохода, образования и места жительства.
Отношения «родители -- ребенок»
Несколько исследований продемонстрировали зависимость между негативными взаимоотношениями в паре «родители -- ребенок» и агрессивными реакциями со стороны ребенка. Если у детей (независимо от того, к какой возрастной группе они принадлежат ) плохие отношения с одним или обоими родителями, если дети чувствуют , что их считают никуда не годными , или не ощущают родительской поддержки , они будут ополчаться на других детей , сверстники будут отзываться о них как об агрессивных .
Изучение зависимости между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителей за поведением детей. В общем и целом выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, как и недостаточный контроль и присмотр за детьми . Взаимодействия наказаний представляется довольно длительным . Последующие эксперименты с теми же самыми детьми выявили, что суровость наказаний , применявшихся к детям , когда им было 5-6 лет связана с агрессивностью их поведения в 18-летнем возрасте .
Существует три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение. Во-первых, это материальное поощрения и наказания. Во-вторых, агрессия регулируется викарным опытом: например, путем предоставления возможности наблюдать, как вознаграждают, или наказывают других. И, в-третьих, человек может сам назначать себе поощрения и наказания.
В этих случаях агрессия направлена на получение определенного вознаграждения, является инструментом. Дети, чьи родители часто применяют наказания, обычно используют сходные агрессивные формы поведения в отношении с другими. Родители добивались от них послушания с помощью окриков, шлепков и таким образом давали им уроки агрессии как метода решения проблем. Таких родителей часто подвергали физическим наказаниям со стороны их собственных родителей. Значит, дети, подвергавшиеся оскорбительным наказаниям, будут злоупотреблять наказаниями в отношении своих детей: они наказывают их вчетверо чаще, чем в целом по национальной статистике. Насилие в семье часто ведет к насилию в дальнейшей жизни.
Когда родители слишком сурово или снисходительно относятся к агрессивности своих детей, эти дети в позднем подростковом возрасте склонны быть более агрессивными.
Таким образом, обзор взаимосвязи между стилем семейного руководства и агрессивным поведением позволяет прийти к заключению, что и вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка), и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности у ребенка. Хотя существуют свидетельства о связи между различными характеристиками семьи и возможностью развития агрессивного поведения, ее причинно-следственная направленность неясна.
Так родители , в ответ на агрессивное , вспыльчивое поведение ребенка , могут применять суровые наказания или мать может начать холодно относиться к нему . С другой стороны , ребенок может быть агрессивным и вспыльчивым , потому что мать его игнорирует , а применения родителями физических наказаний научило его вести себя агрессивно , чтобы суметь отстоять свои интересы .
- Введение
- Глава 1. Обзор литературы по проблеме возникновения агрессии
- 1.1 Проблема агрессии и агрессивности в отечественной и зарубежной психологии
- 1.2 Влияние семьи на становление агрессивного поведения у детей
- Глава 2. Практическое изучение агрессии у детей дошкольного возраста
- 2.1 Выявление наличия и уровня агрессивности у детей
- Заключение
- Глава 1. Агрессия детей дошкольного возраста………….………….……6
- 2.2. Коррекция воспитателем агрессивного поведения детей дошкольного возраста
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследования агрессивного поведения и его коррекции у детей дошкольного возраста…………………………….14
- 1.2.Особенности агрессии в дошкольном возрасте
- 1.2.Особенности агрессии в дошкольном возрасте
- 7.3.Патопсихологическое изучение детей дошкольного возраста
- 3.1 Анализ показателей проявления агрессии детьми старшего дошкольного возраста
- Изучение детей дошкольного возраста
- Методика изучения речи детей дошкольного возраста
- 4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста