1.7 Отчаяние и одиночество - в работе Сёрена Кьеркегора
Вся значимость данного исследования, как сказал бы Сёрен Кьеркегор, заключается в акцентуации на таком чувстве, испытываемом при одиночестве, как отчаяние. В своей работе "Болезнь к смерти" автор говорит о том, что отчаяние - это смертельная болезнь.
"Отчаяться в чем-то, отчаяться в себе, отчаявшись в желании избавиться от себя, - такова формула всякого отчаяния; второе же правило состоит в том, что отчаиваются, отчаявшись в желании быть собою самим, - и оно приводит нас к тому же, к отчаянию, где стремятся быть собою, так же как прежде к этому нас приводило отчаяние, где собою быть отказываются. Тот, кто отчаивается, в своем отчаянии стремится быть самим собою. Но что же, разве это значит, что он не стремится избавиться от своего Я? Однако, поступая так, человек всегда стремится избавиться от своего Я от этого Я, которым он является, - для того, чтобы стать неким Я, которое он сам изобрел".
И далее "… А когда опустеют песочные часы, песочные часы земного времени, когда утихнут все шумы столетий и прекратится наше одержимое и бесплодное беспокойство, когда вокруг тебя всё станет молчанием, как в вечности, - вот тогда, будь ты мужчина или женщина, богач или бедняк, подчиненный или хозяин, счастливый или несчастливый, - важно лишь, будет ли твоя голова увенчана сиянием короны, или же погибший среди жалких, ты получишь лишь тяготы и пот твоих дней. Превзойдет ли великолепие, которое тебя покроет, человеческое воображение, или же люди поразят тебя суровейшим из всех суждений, самым унизительным. Кем бы ты ни был, тебя, как и каждого из миллиона тебе подобных вечность будет спрашивать лишь об одном: была или нет твоя жизнь причастна к отчаянию, верно ли, что будучи отчаявшимся, ты вовсе не подозревал об этом, или же что ты бежал от этого отчаяния в себе, как от тайной томительной тоски, или же будучи отчаявшимся в ужасе избегая других ты кричал от ярости".
В данной работе Кьеркегор видит осознанное нежелание человека принять себя таким, каким он является в действительности: его больше устраивают другие Я, обладающие, с его точки зрения, каким - либо преимуществом. Такие люди в своем воображении подменяют свое действительное Я другим, и некоторое время пребывают в этом. Стремление к самосовершенствованию побуждает человека наслаждаться самим собою как произведением собственного сознательного творчества, а у окружающих - вызывать восхищение его самообладанием, последовательностью. Кьеркегор называет такого человека "постановщиком опытов" с собственным я, - опытов, печальным результатом которых оказывается одиночество.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.1 Модель когнитивного диссонанса Энн Пепло
- 1.2 Система измерения одиночества Даниела Рассела
- 1.4 «Прототип одинокой личности» М. Хоровица
- 1.5 Типология одиночества в работе Дженни де Джонс-Гирвельд
- 1.6 Факторный анализ причин одиночества Карин Рубинстайн
- 1.7 Отчаяние и одиночество - в работе Сёрена Кьеркегора
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЯ ФРУСТРАЦИИ
- 2.1 Фрустрация как состояние
- 2.2 Проявления фрустрации
- 2.3 Фрустрация и агрессия
- 2.4 Фрустрация и стресс
- 2.5 Толерантность
- 3.1 Цель
- 3.2 Задачи
- 3.3 Гипотезы
- Бланк методики «Уровень социальной фрустрированности»
- 3.2.4.Результаты исследования по «Методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества»
- УровЕнЬ субъективного ощущения одиночества (усоо)
- Результаты по диагностики уровня субъективного ощущения одиночества ( Группа молодежи с ограниченными возможностями )
- Методика изучения субъективного ощущения одиночества (д. Рассел, л. Пепло, м.Фергюсон)
- 1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности (л. И.
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности 11
- 1.1.9. Экспресс-диагностика уровня социальной фрустрированности
- Методика диагностики уровня социальной фрустрированности л.И. Вассермана (модификация в.В.Бойко)
- 2.14.3. Диагностика уровня субъективного ощущения одиночества