logo
Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста

1.4 Влияние родительского отношения на уровень тревожности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Одним из факторов, влияющих на появление тревожности у детей, как указывают А. И. Захаров, А. М. Прихожан, являются родительские отношения. Анализ исследований других авторов по данной проблеме позволил обнаружить неоднозначную картину.

И. М. Балинский (русский психиатр, основатель петербургской школы психиаторов) считал, что строгое несправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у них болезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение - причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмерная требовательность - причиной душевной слабости ребёнка.

В. Н. Мясищев (отечественный психолог, исследователь проблем человеческих отношений и способностей) Е. К. Яковлева, Р. А. Зачепицкий (сотрудники кафедры «клинической психологии» при ЛНИПИ им. Бехтерева В. М. под руководством Мясищева В. Н.), говорили о том, что воспитание в условиях строгих, но противоречивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающего фактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка - к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностью и отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований - как этиологический фактор неврастении.

Е. Г. Сухарева (советский психолог, изучала вопросы клинической психиатрии в детском возрасте) делает следующие выводы: противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типу поведения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическое воспитание - к пассивно - защитному типу поведения с тормозимостью, робостью, неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение - к инфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.

Эти авторы обращают внимание на то, что родители порой строят свои отношения, с ребёнком не осознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей.

Исследования В. С. Мухиной, М. С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношения родителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка. (8, с. 456)

Внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Таким образом, семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребёнка, важнейшие из которых - интенсивность и богатство общения со взрослыми, интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами, родительская, и прежде всего материнская любовь, внимание, забота. Обладая особыми возможностями в формировании эмоциональной культуры личности, семья тем самым создает предпосылки для развития семейной индивидуальности, и ничто в такой мере не выражает её субъективный мир, как чувство. Иначе обстоит дело, когда ребёнок чувствует себя некомфортно в семье, ему не хватает родительского внимания, нежности, ласки. Это в свою очередь является основанием для возникновения детской тревожности.

Тревога у ребёнка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе двух противоречащих друг другу устремлений, когда что-то важное для него одновременно и притягивает, и отталкивает. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребёнку, исходящие из разных источников (или даже одного источника - бывает, что родители противоречат сами себе то, разрешая то, грубо запрещая то же самое); требования не по силам, не по детским возможностям, требования, ранящие ребёнка, ставящие его в униженное, зависимое положение. В первом случае он мечется между двумя полюсами, пытаясь совместить в своём поведении несовместимые правила и идеалы. Во втором - страдает от жгучего чувства невозможности достичь тех высоких «жизненных стандартов», которые сам считает для себя обязательными. В третьем любовь и привязанность к близкому человеку вступают в конфликт с ощущением холода и отвержения, идущего от человека. Такой внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во внешних отношениях - между родителями, между ребёнком и сверстниками. Ребёнок не может полноценно жить и душевно развиваться, если его отношение с миром обеднены. Когда, например, единственной значимой фигурой для ребёнка оказывается мать, то самые незначительные трения в их отношениях могут превратиться в душевную трагедию.

Чаще силой, смягчающей возникающие вокруг ребёнка напряжения, оказывает семья. В семье ребёнок, прежде всего, получает признание своего человеческого «Я» утверждается как личность, находит круг людей, с которыми может поделиться своими переживаниями. Семья, не дающая ребёнку этого эмоционального фундамента, оставляет его, не защищённым перед трудностями и противоречиями окружающего его большого мира. Тревога проникает в душу ребёнка, лишь, когда конфликт пронизывает всю жизнь, препятствуя реализации его важнейших потребностей.

К этим важнейшим потребностям, относятся: потребность в физическом существовании - пище, воде. Свободе от физической угрозы. Потребность в близости, привязанности к человеку или группе людей. Потребность в независимости, в самостоятельности, в признании права на собственное «я»; потребность в самореализации, в раскрытие своих способностей, своих скрытых сил; потребность в цели, смысле своей жизни.

Очень часто взрослые заставляют ребёнка заниматься музыкой, танцами, плаванием, фигурным катанием, отлично учиться. Навязывают мальчику образ «настоящего мужчины» - сильного, ловкого, смелого, не знающего поражений, несоответствие которому (а соответствовать этому образу невозможно!) больно бьёт по мальчишескому самолюбию. Конечно, ни спортивные, ни музыкальные, ни какие либо другие увлечения сами по себе вреда не приносят. Однако ребёнок должен иметь право свободно и самостоятельно выбирать их! Свои склонности, интересы, способности он, право же, оценит лучше кого бы то ни было.

В основе подобных родительских требований лежит представление, будто ребёнок непременно должен добиваться каких-то внешне заметных успехов, быть лучше. И любить, и ценить его следует в соответствии с этими достижениями.

Ценить ребёнка исключительно по его достижениям - значит, обречь его на постоянный внутренний конфликт. Никакие достижения не являются абсолютными. Всегда рядом может найтись другой, кто достигнет больших результатов. Освобождение от тревожности возможно, если взрослые поймут: любой ребёнок подвижный или медлительный, атлет или рохля - заслуживает любви и уважения; ценность человека - в нём самом, прежде всего в его моральных качествах, а не в наградах, медалях, оценках.

Тревогу у детей вызывает эмоциональное отвержение именно от близкого человека. Все знают: детей принято любить; телесные наказания вредны; ребёнок должен быть сыт, одет, обут и обласкан. Возникающие у нас порой отрицательные чувства мы не подвергаем анализу. А ребёнок не в состоянии

понять, откуда эта внезапная злость в голосе матери, которая ещё полчаса назад была так добра с ним…

Вот где один из важнейших корней детской тревожности! Не открытое пренебрежение интересами ребёнка, а неустойчивая, неуверенная, а порой и просто самообманная любовь порождает в нем внутренний конфликт. Как же иначе - он то близок, то далек, то одарён всеми милостями, то отвергнут и наказан - и сам не знает за что. Суть тревоги - внутренние противоречия детской души - в этой ситуации выступает особенно ясно. Ребёнок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет к родителям, другая отталкивает от них. Он ощущает их любовь, но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в её надежность: вот его любят сейчас, сию минуту; но вдруг через миг на смену этому придут холод и отчуждение. Ребёнок нуждается в искренности, откровенности своих близких людей. Он ищет ясности, устойчивости отношений. Чем меньше лжи мы будем допускать по отношению к близким и к самим себе, чем проще и искренне станут наши отношения с людьми, тем устойчивей будет мир наших детей, тем меньше у них останется оснований для тревоги.

Анализ психолого-педагогической литературы показал: что родительское отношение оказывает существенное влияние на психическое развитие и эмоциональное состояние детей. Тревожность выступает серьезным эмоциональным барьером, осложняющим психологическое состояние ребенка.

На основании теоретического анализа психологической и педагогической литературы установлено:

- Родительское отношение многообразно в своих проявлениях и типах;

- Психологические особенности развития детей дошкольного возраста заключаются в интенсивном развитии эмоциональной сферы, формировании самосознания;

- Родительское отношение оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние и психологический климат детей;