Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте

реферат

Заключение

Наша работа была посвящена проблеме мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте.

Эта проблема очень актуальна в нашей жизни. Ее изучением занимались многие психологи (Божович Л. И., Эльконин Д.Б., Немов Р.С., Леонтьев А.Н. и т.д.), ставят перед собой такие задачи:

· необходимость внедрения в практику психологических исследований.

· выход к реальному поведению человека, к его регуляции требует сегодня познания закономерностей поведения человека и особенно в отношении побуждений и их реализации.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам сделать следующие выводы:

1. Под словом мотив мы можем понимать любое внутреннее побуждение к какому-либо виду деятельности для удовлетворения своих потребностей. Главное же определение мотивации - это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

2. Проанализировав литературу, мы выявили основные факторы и уровни мотивации учебной деятельности.

3. Мы изучили характеристику юношеского возраста, который является самым сложным периодом, так как в этот промежуток времени идет становление личности.

4. Было организовано и проведено практическое исследование, состоящее из двух методик (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг Ч.Д. , Методика изучения отношения к учебным предметам Г.Н. Казанцевой), направленное на определение целей учения старшеклассников и выявления уровней мотивации достижения на базе МБОУ СОШ № 2р.п.Тумботино.

5. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учебная мотивация меняется и зависит от возрастных особенностей.

Главными мотивами учения у них являются такие варианты ответов: хочу стать грамотным; хочу быть умным и эрудированным, для расширения умственного кругозора, хочу добиться полных и глубоких знаний, хочу научиться самостоятельно, работать, но процент выборов у учащихся 10 класса более высокий, чем у учащихся 9-х классов.

Средний уровень мотивации является ведущим во всех возрастных группах.

В 10 классе наблюдается рост мотивации высокого уровня. Приобретение знаний становится делом жизненной важности, поэтому старшеклассники проявляют значительный интерес к усвоению смысла приобретаемых знаний для реализации своих жизненных планов. Учебная мотивация у учащихся 10 класса характеризуется, как правило, направленностью на продолжение образования после окончания средней школы.

психологический мотивация учебный школьный

Список литературы

1. Абульханова-Славянская К.Д. Деятельность и психология личности.-М.,1980.

2. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие. - Пятигорск,1990.

3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.,1972.

4. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка// Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под.ред.Л.И. Божович, Л.В.Благонадеженой. - М.: Педагогика, 1972.

5. Головин С.Ю./ Словарь практического психолога - Минск: Харвест, 1998.

6. Дубровина И.В. Практическая психология образования. -М., 2000.

7. Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников.-М.,1976

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин- Санкт-Петербург, 2003.

9. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М.,1988.

10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.: В 2т. - Т.1 - М.,1983.

11. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции/ А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1971.

12. Макарова А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б. Орлов.- М: Просвещение, 1990.

13. Немов Р.С. Психология. Книга 1, .- М., 2003.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/С.Л.Рубинштейн.-СПб.: Питер, 2001.

15. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте //Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.-М.,1981.

Приложения

Приложение 1

Памятка для педагогов

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девушек в возрасте 14 - 16 лет снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с особенностями юношеского возраста.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика.

7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

Приложение 2

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева

Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возраста

МАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание.

Ход: предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности (State-Trait Personality Inventory). Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой (1987). Настоящий вариант дополнен нами шкалой переживания успеха (мотивации достижения), новым вариантом обработки. Апробация и нормирование проведены в 2002-2003 гг.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ. Методика проводится фронтально - с целым классом или группой учащихся. после раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции - 10-15 минут.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.

Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1)

Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 1 2 3 4

Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4

вес для подсчета: 4 3 2 1

Такими «обратными пунктами являются:

по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;

по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;

по шкале гнева подобных пунктов нет;

по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.

Таблица 1. Ключ

Шкала

Пункты, номер

Познавательная активность

2 6 10 14 18 22 26 30 34 38

Мотивация достижения

4 8 12 16 20 24 28 32 36 40

Тревожность

1 5 9 13 17 21 25 29 33 37

Гнев

3 7 11 15 19 23 27 31 35 39

Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.

Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатов целым числом.

Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл - 28.

При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются. ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:

ПА+МД+(-Т) +(-Г), где

ПА - балл по шкале познавательной активности;

МД - балл по шкале мотивации достижения;

Т - балл по шкале тревожности

Г - балл по шкале гнева.

Суммарный балл может находиться в интервале от -60 до +60.

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией; 4 уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень - резко отрицательное отношение к учению.

Распределение баллов по уровням представлены в табл.2.

Табл. 2.

Уровень

Суммарный балл

I

45 - 60

II

29 - 44

III

13 - 28

IV

(-2) - (+12)

V

(-3) - (-60)

Приложение 3

Образец бланка методики (Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению и Методика изучения отношения к учебным предметам (По Г.Н. Казанцевой))

Почему ты вообще учишься?

1Это мой долг.

2.Хочу стать грамотным.

3.Хочу быть полезным гражданином.

4.Не хочу подводить свой класс.

5.Хочу быть умным и эрудированным.

6.Хочу добиться полных и глубоких знаний.

7.Хочу научиться самостоятельно работать.

8.Все учатся, и я тоже.

9.Родители заставляют.

10.Нравиться получать хорошие оценки.

11.Чтоб похвалил учитель.

12.Чтобы товарищи со мной дружили.

13.Для расширения умственного кругозора.

14.Классный руководитель заставляет.

15.Хочу учиться.

Делись добром ;)