logo
Изучение процессов совладания с трудными жизненными ситуациями

1.1 Копинг, его структура, функции и виды

Начать изучение данного вопроса мне бы хотелось с исследований, посвященных такому состоянию психики или организма в целом, как стресс. Ведь именно этот механизм стал предпосылкой к созданию теории совладающего поведения.

Впервые понятие стресс обозначил Г. Селье в своей статье, вышедшей в 1936 году, под названием «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами». Суть ее заключалось в том, что самые различные неблагоприятные факторы как внешней так и внутренней среды, воздействующие на организм, вызывают, чаще всего, одинаковый ответ организма, получивший у автора статьи название «общий адаптационный синдром». Это и есть стресс [12].

Понятие стресса достаточно многогранно и обширно по объему, поэтому я постараюсь привести лишь некоторые, основные этапы его изучения. Наиболее общая классификация, представленная в словаре практического психолога под редакцией С.Ю. Головина делит стресс на 2 вида: физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический связан с реальным раздражителем, а психологический характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную [17].

Психологический стресс в свою очередь делится на информационный и эмоциональный. Первый возникает как следствие информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей и не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Эмоциональный стресс появляется в ситуациях обиды, угрозы, и т.п. Его различные формы приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения [5].

Стресс создает множество препятствий на пути личности к реализации ее жизненных планов и стремлений, поэтому логическим продолжением его изучения стали исследования, посвященные изучению процессов, направленных на преодоление стрессовых состояний - так называемого копинг-поведения. В настоящее время наука выделяет три подхода к толкованию термина «копинг».

На уровне первого подхода копинг трактуется в терминах динамики «Эго» и подразумевает под собой один из способов психологической защиты личности, используемой в целях ослабления или снятия напряжения [4].

Второй подход определяет значение данного термина как устойчивый, стабильный, стиль реагирования на стрессовые события определенным образом. Авторы этого подхода утверждали, что выбор определенных копинг-стратегий является достаточно стабильным на протяжении всей жизни человека и практически не зависит от стрессора. Однако, этот подход не обрел большой поддержки, так как стабильность рассматриваемых способов очень редко подтверждается эмпирическими данными [9].

Ну и с точки зрения оставшегося, третьего подхода, копинг понимается как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром [15].

Сам термин «копинг» или, как его еще называют, «совладание со стрессом», начали использовать в начале 60-х годов, первоначально используя его для описания некоторых механизмов психологической защиты.

Впервые он был использован в 1962 г. L. Murphy и означал в его интерпретации некую попытку создания новой ситуации для избежания состояния стресса, причем автор акцентировал внимание на том, что совершенно неважно, каковы будут характеристики ситуации: будет ли она угрожающей, опасной, ставящей в неловкое положение, или, напротив, радостной и благоприятной. Кроме того, данное явление понималось еще и как стремление индивида решить проблему, которая с одной стороны является врожденной манерой поведения (рефлекс, инстинкт), а с другой - приобретенной (владение собой, сдержанность, склонность к чем-либо).

В 1966 г. Лазарус так же пытается определить значения термина «копинг». Он предлагает воспринимать данное понятие как деятельность личности, которая направлена на поддержание или сохранение баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим требованиям, то есть теми ресурсами, которые наличествуют у индивида [9].

В отечественной психологии термин «совладающее поведение» появился только в 1990-е годы, хотя то, что за ним стоит, изучалось и в более ранние периоды.

Достаточно интересное мнение высказывает И.Г. Малкина-Пых, утверждающая, что копинг-поведение это форма поведения, которая отражает готовность индивида решать жизненные проблемы. Это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса [11].

По мнению В.А. Бодрова, процесс совладающего поведения является проявлением индивидуальных личностных способов взаимодействия с окружающим миром, в котором проявляются особенности субъекта и характеристики ситуации, отраженные в его сознании в категориях ценности, значимости и последствий конкретного события. То есть, данный способ поведения субъекта выступает как способ защиты от нежелательного воздействия ситуации путем преобразования или смягчения ее требований в целях уменьшения или окончательной ликвидации условий развития стресса [4]. Анализируя вышеперечисленные определения, я посчитала необходимым продемонстрировать свое понимание данного явления. По моему мнению, копинг - это есть не что иное, как стремление индивида к преодолению стрессовых ситуаций, обусловленное как его личностными особенностями, так и степенью трудности ситуации.

Структура копинг-процесса представляет собой следующую цепочку звеньев: восприятие стрессовой ситуации - оценка личности как угроза или вызов - копинговое действие или реакция - успех копинга, новая оценка ситуации.

Стресс начинается после восприятия и когнитивной оценки произошедшего события. Когнитивная оценка, по мнению Лазаруса, это конструкт, регулирующий взаимодействие между личностью и окружающей средой. Автор различал два вида когнитивной активности: первичная оценка и вторичная оценка.

Первичная позволяет субъекту сделать вывод о том, что ему сулит стрессор (экстремальное воздействие, приводящее к развитию нежелательного функционального состояния) - угрозу и благоденствие. Данный вид оценки заключает в себе ответ на вопрос «что это значит для меня лично?». Основную роль играют нагрузочные эмоции - злость, страх, подавленность, надежда.

Вторичная оценка считается основной и выражается в постановке вопроса «Что я могу сделать в данной ситуации?», тут оцениваются собственные ресурсы и возможности решения задачи. Включаются более сложные процессы регуляции поведения - цели, ценности, нравственные нормы.

В зависимости от оценки события, данной индивидом, осуществляется, собственно, процесс копинга: личность сознательно выбирает и инициирует действия по преодолению стрессового события.

Далее вновь происходит трактовка ситуации и анализирование результата выбранного поведения. Успешное совладание рассматривается как успешная адаптация, но если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то индивид предпринимает новые попытки, а следовательно и весь процесс начинается заново [14]. Таким образом, копинг-поведение это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы физическому, личностному и социальному благополучию, осуществляемые в когнитивной, эмоциональной сферах функционирования личности и ведущие к успешной или менее успешной адаптации.

Обобщив данные многолетних исследований, ученые выделили пять основных задач копинга:

1.Минимизация негативных воздействий ситуаций и повышение возможностей восстановления;

2.Приспособление к различным жизненным ситуациям или их преобразование;

3.Поддержание эмоционального равновесия;

4.Поддержание уверенности в силах, положительного образа «Я»;

5.Поддержание и сохранение достаточно тесных взаимосвязей с другими людьми [3].

Копинг-стратегии - это сознательно сформулированные способы совладания, которые человек может использовать для преодоления возникших трудностей.

Основными критериями для систематизации стратегий совладания в зарубежной психологии чаще всего выступают такие критерии, как направленность действий человека, интенсивность совладания, адаптивность выбираемых копингов, а также их модальность, т.е. психологическая сфера, с которой соотносятся стратегии.

Т.Л. Крюкова делит стратегии копинг-поведения на 2 вида: конструктивные и неконструктивные, относя к первым достижение цели, способность обращения за помощью к другим людям, а ко вторым пассивность, избегание, агрессивные реакции и т.п. Крюкова Р. Лазарус и С. Фолкман выделяю так называемые проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии. Первые предполагают рациональный анализ проблемы, и проявляются в самостоятельном анализе случившегося, а вторые касаются эмоционального реагирования на ситуацию и ни в коем случае не сопровождаются конкретными действиями, так как человек пытается не думать о проблеме, стремится уйти от нее.

Похожее разделение копинг-стратегий предлагают Р. Моос и Д. Шеффер, которые выделяют три типа совладающего поведения: стратегии, сфокусированные на оценке ситуации, т.е. установлении для себя ее значимости, понимания происходящих процессов и их возможных последствий; стратегии, сфокусированные на проблеме, что выражается в принятии решений конкретных действий для преодоления стрессовой ситуации; стратегии, сфокусированные на эмоциях, для которых главной чертой является поддержание эмоционального равновесия.

Существует так же и классификация адаптивности и дезадаптивности копинг-стратегий, выделенная некогда Э. Фрайденбергом.Он рассматривает совладающее поведение в зависимости от степени успешного разрешения проблем, и предлагает три варианта копинг-стратегий: обращение к другим, которое не может однозначно оцениваться как продуктивное или непродуктивное; эффективный копинг, который проявляется в сохранении оптимистического настроя при наступлении трудной жизненной ситуации; неэффективный копинг, главной чертой которого будет являться стратегия избегания [20].

Копинг-стратегии необходимы нам тогда, когда мы попадаем в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некого объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, сопровождающееся эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени интенсивности [1].

Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне [2].

Далее я приведу примеры некоторых видов копинг-стратегий, опираясь на подход Фолкмана и Лазаруса. В 1988 году они разработали специальный опросник измерения способов совладающего поведения и на основе факторного анализа ответов испытуемых выявили особенности поведения людей в условиях преодоления стрессовых ситуаций.

Конфронтация. Данный тип реагирования на стрессовую ситуацию будет проявляться в так называемом желании «лезть в бутылку», «нарываться на конфликт», ссориться с кем-то или громко разбираться с окружающими, отстаивая свою позицию с целью «добиться справедливости» и поддержать свою самооценку.

Дистанцирование (когнитивная стратегия преодоления стресса). Особенностями данной копинг-стратегии является сохранение привычного поведения, эмоционального равновесия. Индивид делает акцент на подавлении неприятных переживаний, отказывается размышлять и глубоко задумываться о случившемся («случилось и случилось», «сегодня не мой день»). Примером такого способа может послужить жизненный принцип главной героини романа М.Митчелл «Унесенные ветром»: «Я подумаю об этом завтра». Зачастую это может сопровождаться временной активной переменной деятельности - поездка в отпуск, на дачу с отрывом связи от внешнего мира (отключением телефона), либо индивид может с головой погрузиться в любимые дела - компьютерные игры, шопинг, чтение книг т.д.

Самоконтроль. Основывается на повышении контроля за своими действиями, высказываниями. В эмоциональной сфере личности происходит подавление эмоций, усилия индивида направлены на сохранение самообладания, уверенности и оптимизма. Присутствует настороженность, бдительность к информации, получаемой извне. Во внешнем поведении данный тип реагирования может проявляться в стремлении сохранять контроль над ситуацией и удержании внимания на целях деятельности на фоне повышенного эмоционального напряжения. Примером может служить выполнение опасного задания, ведение переговоров.

Поиск социальной поддержки. Этот вариант механизма совладающего поведения характеризуется эмоциональной включенностью в ситуацию, сосредоточенностью на ней. Индивид чувствует острую потребность в защите, безопасности и сочувствии, занимается активным поиском информации с целью преодоления неопределенности. Присутствует постоянное проговаривание ситуации с другими, легче воспринимается и впитывается чужой опыт. Как пример - долгие посиделки с друзьями, родственниками, популярное на сегодня общение в режиме он-лайн.

Принятие (признание) ответственности. Отличительными чертами этой стратегии являются неуверенные и непоследовательные действия, впадание в состояние беспомощности. Может наблюдаться переход в безопасную зависимую позицию с извинениями, попытками вызвать снисхождение. Преобладает чувство вины, самообвинения бесконечные проигрывания в уме случившегося, в фокусе внимания - собственная некомпетентность и застревание на ошибках, отсутствует план действий по выходу из ситуации.

Бегство-избегание. Чаще все этот прием выражается в известных способах снятия напряжения с помощью алкоголя, сна и т.д., когда происходит непосредственная разрядка эмоционального состояния. Индивид находится в состоянии тревоги и эмоционального напряжения на фоне сохранения надежды на положительный исход, но тем не менее деятельность по изменению ситуации отсутствует. Наличествует мысленное избегание проблемы, отказ задумываться о своей роли в ней и попытках ее решения. Внешне это обычное поведение, но иногда можно увидеть в поступках человека нечто неестественное, вынужденное и подсознательно скрываемое, хотя очевидное для других (наигранное веселье, чрезмерный азарт, неожиданная злость). Это может быть либо внезапная для человека активность, которая была не свойственна ему ранее, с целью отвлечься (забыться), либо наоборот, неоправданная пассивность, или замкнутость с плохо скрываемой раздражительностью. Вся деятельность индивида отражает внутреннюю напряженность и плохое понимание своего состояния (или отказ от понимания вообще).

Планомерное решение проблемы. Ярко выделяется на фоне вышеизложенных механизмов, заключается в активном взаимодействии с внешней ситуацией, сознательных попытках решения проблемы. В эмоциональном плане преобладают такие качества как уравновешенность, сосредоточенность. Индивид прилагает некоторые усилия, направленные на поиск решения проблемы, анализирует ситуацию, обращается к прошлому опыту.

Положительная переоценка (когнитивная стратегия). На этот раз поведение не выделяется какими-либо резкими поступками, преобладает сохранение веры, надежды, оптимизм. Происходят попытки анализа ситуации, поиск смысла случившегося с фокусированием на положительных аспектах. Порой человек переосмысливает свое мировоззрение и ценности, сосредотачивает внимание на извлечении выводов из сложившейся ситуации [9].

Выбор определенных стратегий совладающего поведения может быть обусловлен как характеристиками личностных особенностей индивида, так и ситуационными факторами. Причем первые можно рассматривать не только с позиции ресурсов индивида, но и с точки зрения факторов, которые препятствуют успешному совладанию [13].

психологический стресс копинг поведение