2.4 Предметно-развивающая среда
Ещё одним из ведущих условий для формирования половой идентичности ребенка и закрепления у девочек и мальчиков стереотипов маскулинных и фемининных качеств в поведении выступает предметноразвивающая среда, которая дает возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности формирующиеся способы полоролевого поведения. Анализ характера выпускаемых для детей игрушек указывает на то, что игрушки, в основном, направлены на удовлетворение типичных игровых наклонностей отдельно мальчиков и девочек. Для мальчиков выпускаются различные машины, технические конструкторы, оружие. Для девочек - разнообразные куклы и предметы ухода за ними, фигурки животных, человечки и т.д. Наборы мебели для кукол позволяют конструировать практически полноценное хозяйство. Так называемые настольные игры имеют соревновательный характер. Однако не встречается игр, в которых девочки и мальчики могли бы участвовать не на основе соперничества, а на основе разделения ролей в интересах достижения общего результата. [6, с. 49]
Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых, являются:
* мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
* куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);
* уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
* мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Прием гостей" и т.п.), где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
Следует отметить, что лучшим фоном для работы последних двух условий является нормальная семья, так как дети, которые воспитываются в детском доме или интернате не получают нужного внимания, перед ними нет людей, которые могли бы послужить для них примером маскулинного и фемининного поведения. Эти дети не приобретают широкого и адекватного опыта в освоении мужественности и женственности. Многие в последующей взрослой жизни испытывают затруднения в сексуальных и эмоциональных контактах. [6, с. 50]
- Введение
- 1. Половая идентичность, половые роли, половые и гендерные стереотипы
- 2. Условия формирования половой идентичности
- 2.1 Влияние родителей
- 2.1.1 Свод правил по воспитанию мальчиков и девочек (на основе работ Д. Элиум, Дж. Элиум)
- 2.2 Влияние школы и учителей
- 2.3 Сюжетно-ролевая игра
- 2.4 Предметно-развивающая среда
- 2.5 Влияние сверстников
- 2.6 Влияние религии
- 2.7 Влияние телевидения
- 3. Расстройства половой идентичности
- Заключение
- 5.4. Формирование половой идентичности.
- Половая идентичность
- 10.2. Я-концепция и проблема формирования половой идентичности
- 1.3.2 Нарушение половой идентичности
- Формирование половой идентичности
- Половая идентичность
- Половая идентичность
- 6. Теории формирования половой идентичности. Психологические механизмы половой социализации.
- 18.4.1. Расстройства формирования базовой половой идентичности