Изучение факторов, влияющих на успешную социализацию личности

курсовая работа

Исследование факторов, влияющих на успешную социализацию личности (глубинное интервью)

Тема исследования: «Исследование жизненного пути женщины-руководительницы»

Методология и методы исследования.

Для изучения жизненного пути предпринимателя, рассматриваемого в качестве типичной ситуации, применен фрейм-анализ, разработанный И.Гофманом.

frame Используя термин «frame», Гофман имеет ввиду перспективу восприятия, создающую формальные определения ситуации и описывающую функциональный или креативный аспект предмета. Вслед за Г.Гарфинкелем он определяет фреймы как неявные интерпретативные схемы, которые организуют коллективный опыт, но сами остаются нематериализованными. Акты повседневной жизни открыты для понимания благодаря наполняющей их сыслом базовой системе фреймов, а значит, поведение людей как в плане нормы, так и патологии, может объяснятся формами организации повседневного опыта и коммуникации, которые в концепции Гофмана называются фреймами.

Объект исследования: практика управленческой деятельности в ее функциональном аспекте.

Описание и предварительный системный анализ объекта исследования. По критерию отношения к непосредственно исследуемому индивиду - женщине-руководительнице - можно разделить объект исследования на три части:

- внешние агенты, включенные в практику управленческой деятельности (чиновники, представители различных администраций, таможенники, правительство)

- внутренние агенты (коллеги по управленческой деятельности, подчиненные, коммерческие партнеры, члены семьи)

- самопрезентация женщины-руководителя (с учетом ее ресурсных характеристик: социальных и личностных).

Предмет исследования: социальная сущность практики управленческой деятельности, в рамках которой человек осваивает и одновременно создает новые устойчивые практики.

Описание проблемы и проблемная ситуация. Феномен женского управления в Беларуси по времени своего возникновения - 20-е гг. 20 вв. - носил массовый и единовременный характер в фере предпринимательства. В то время руководительницами становились люди, имеющие сравнительно высокий уровень образования, ранее занятые в науке, образовании, производстве. Смена вида занятий вынуждала их переопределять жизненную ситуацию. Результатом стал идентификационный и ценностно-нормативный переход: 1) в виде «слома» старой реальности и утверждения полярной ей новой реальности; 2) в виде «коррекции» старой реальности, (если женщина и ранее имела опыт предпринимательской деятельности) в таком виде, чтобы противоречие между ней и прежними ценностно-нормативными представлениями было минимальным.

Теоретико-методологические основания исследования. Для построения программы исследования и последующей интерпретации данных мы использовали теорию фреймов И.Гофмана, предназначенную для анализа структуры повседневного взаимодействия. Эта теория дает возможность анализировать практику управленческой деятельности как «фабрику социальности», в рамках которой человек осваивает и одновременно создает новые устойчивые практики. Важной особенностью данного подхода является наблюдение И.Гофмана о рекурсивном характере фрейма (означающем устойчивость данного феномена даже в его изменчивости). Каждому эпизоду человеческой деятельности свойственна продолжительность: ценностно-нормативные представления (концептуализации), сопровождающие эпизод жизни, заключенные в рамки фрейма (в данном исследовании - практики предпринимательской деятельности), существовали до начала эпизода и продолжались после его завершения. Из этого следует, что человек будет пытаться увязать прежний и новый опыт, старые и новые знания и оценки. Поскольку описания практики управленческого опыта всегда помещены в определенную рамку (как должен был бы вести себя человек моего положения, оказавшийся в подобной ситуации), рассказы об этом опыте - рассказы не столько о фактах биографии, сколько эпизоды приключения «лирического героя». Этот лирический герой-автор оказался в новой для него ситуации и вынужден подчиняться ей (когда другие люди и обстоятельства оказались сильнее), а подчас он изменяет ее к своей выгоде (когда он нашел в своем прошлом опыте подходящий ресурс (знание языка, умение заводить знакомства). Но несмотря на это, он стремится сохранить идентичность путем встраивания собственных смыслов (усвоенных в ходе предыдущей социализации) в актуальные ситуации. В первую очередь это смыслы, включающие представления о себе и других людях, составляющих его окружение в данный момент биографии. Контекст поведения действующего лица в данном случае определен двояким образом: с одной стороны - усвоением складывающихся норм поведения в сфере управленческой деятельности, с другой стороны - формированием этих правил в процессе взаимодействия с другими субъектами (с теми, кто прямо или косвенно влиял на формирование правил этой деятельности.

Основная гипотеза исследования: группу женщин-руководительниц характеризует некий набор личностных и социальных ресурсов, которые служат базой для поведенческих стратегий, в т.ч. адаптации в предпринимательской сфере деятельности.

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Руководитель -

Управленческая среда -

Личные ресуры -

Социальные ресурсы -

Результаты исследования.

Интерпретация контекста, в котором предприниматель презентирует себя интервьюеру.

Внешние агенты

Ко внешним агентам мы отнесли лиц, включенных в практику управленческой деятельности опрашиваемой:

- чиновников (представителей среднего звена управленческого аппарата) и представителей властных структур (в том числе начальство с прежнего места работы, где трудился респондент)

- правительство в целом.

- высшие силы (Бога), которые,по мнению респондентки, помогают ей вести дела.

Респондентка - сдержанная, продуманная женщина, но местами эмоциональная увлекающаяся в но умеющий себя контролировать по поводу «опасных», как ей кажется, тем: политики государства, президента и правительства. В случае «попадания» в опасное русло она предпочитает ограничиваться общими замечаниями и формулировать свои высказывания максимально нейтрально. В то же время о конфликтах с местной администрацией она высказывается достаточно резко.

По сравнению с исследованием жизненного пути предпринимателя, проведенным нами в прошлом году, мы наблюдаем ту же стратегию «осторожного поведения», когда человек опасается огласки своего мнения по этому вопросу - каким бы это мнение не было - и предпочитает вообще его не продуцировать.

Респондентка родилась в сельской местности. Ее речь информативна, лаконична, отрывиста, в нее органично вписаны народные поговорки и присказки.

Замужем. Имеет 18-летнюю дочь, 25 летнего сына, живущего отдельно. В разговоре постоянно смотрит на телефон, беспокоится, поужинала ли дочь, как она дошла домой из музыкального училища и т.п.

Глубока религиозна и всячески старается эту религиозность демонстрировать, соблюдать обряды, посты и пр. однако на прямые вопросы о смысле религии в ее жизни, о персональной значимости веры - не отвечает или отвечает туманно: «Конечно, трудно это все простому человеку понять… Лучше я тебя к нашему батюшке отведу, моему духовному отцу, он тебе лучше объяснит».

Бог выступает для нее не столько в качестве высшей сопроводительной силы, сколько в качестве покровителя, обладающего качествами супермена, супермужчины, который «все лучше знает», «поможет», «подскажет» и «направит». Хотя в жизни она всего добилась сама, все дела ведет самостоятельно, а муж исполняет при ней скорее функции шофера и помощника-распорядителя. Она занимается всем начиная от логистики и заканчивая проверкой бухгалтерии. Мы можем утверждать это на основании проведенного наблюдения за рабочим днем респондентки начиная с вечера 2 декабря заканчивая вечером 3 декабря 2008 г.

Обобщив вышесказанное, следует отметить, что сознание женщин-руководительниц во многом осталось на уровне патриархального общества. Будучи полностью самостоятельной, успешной деловой женщиной, она нуждается в постоянном подтвержении своей женской несостоятельности, несообразительности, неполноенности со стороны ближайшего окружения - мужа Алексея, шоферов Юрия и Ивана и постоянно воспроизводит ситуацию неполноценности с помощью кодовых фраз: «Ну, ты же мужик. Ты должен сделать». «Я не выйду завтракать, мне надо еще накраситься». «Для этого мужские мозги нужны. Мужская хватка», а также обращается к Богу за этим подтверждением: «Господи, благослови.. вразуми меня грешную», «Господи, на все воля твоя.. ты лучше знаешь, не оставь меня, слабую, своими милостями и мудростью бесконечной».

В целом, респондентка, несмотря на то, что имеет высшее образование, играет роль «доброй купчихи»: сознательно упрощает свою речь и лексику, акцентирует в ней моменты бессознательной религиозности, приписываемой сельским жителям, любит рассказывать о «доброте» купцов. Зажиточных людей, об их человечном и человеческом отношении к своим подчиненным: «Вот был купец Савва Морозов.. Так он даже так воспитывал своих детей, в добром отношении к служанкам.. У потому что добрым надо быть человеком, уважительным... его сын, так написано, отругал служанку, так вот купец увидел это - и приказал его выпороть. Человек проявляется в том, как он относится к своим работникам. Вот и я стараюсь так же.. нужно быть добрым, и Бог будет добрым к тебе. Он обязательно тебе воздаст.»

Самый важный внешний агент - чиновники. Они выступают попеременно то в роли «строгих начальников», «придирающихся» к респондента в служебных кабинетах на предмет досконального знания каверзных мелочей в законах и оформлении бумаг: «…не спросишь - не подскажут в кабинетах. Пока сам не подойдешь, да не порасспрашиваешь… никому нет дела просто до этого, до тебя нет дела. Ну, да Бог им судья.», то в роли некоего «карающего меча», с которыми можно справиться только вдвоем с мужем: «…без мужика в нашей стране бизнес поднять невозможно. Без него я бы ничего не сделала» (Г.А.-о муже). Они - элементы бездушной бюрократической системы, в которых на какое-то мгновение, когда тебе это нужно, путем нехитрых актерских манипуляций, а именно игры в «идеального» сотрудника, подчиненного, начальника и пр. - можно «пробудить» человека.

Правительство в представлении рассказчика выступает как некий абстрактный агрегат, чрезвычайно далекий от обычной жизни, генерирующий неудобные, затрудняющие жизнь решения, но к которому, тем не менее, можно достучаться, будучи образованным, знающим, разбирающимся в законах человеком: «..Душат предпринимателей, душат..» (на вопрос о государственной поддержке предпринимательства). «Предпринимателей душат… Сама стараюсь разобраться в чем-то, вот журналы почитываю.. Помогает.»

Внутренние агенты

Ко внутренним агентам мы отнесли:

- друзей респондентки

- подчиненных

- семейное окружение.

У респондентки оказалось не так много друзей, которые оказали существенное влияние на его мировоззрение, жизненные убеждения и ценностные установки. Касательно отношений с мужчинами, воспитания детей авторитетом для нее является подруга Л. В отношении ведения бизнеса, принятия концептуальных решений Г.А. советуется с мужем либо принимает решения согласно собственной интуиции: «Что по делу, что-то серьезное касается - я про это с мужиком советуюсь. А по работе каждый день сама решаю».

Муж Г.А. в ее презентации выступает как ближайший друг, помощник и соратник, ее настоящая «вторая половинка», без которого она не мыслит свою жизнь, воспитание детей, руководство коллективом: «Он мне во всем помогает. Даже если где-то не смогла пойти под кабинетам, всегда плечо подставит. Для женщины вообще важно, чтоб был мужик. Чтоб был именно такой человек, надежный, рядом. И ты себе такого мужа ищи. Чтоб могла на него все оставить не глядя: и дом, и детей, и работу».

К сожалению, женщина воспитывалась дальними родственниками и в социальном приюте, поэтому проследить влияние родителей на ее становление в качестве руководителя, управленца не представляется возможным. Можно предположить, что ее особое отношение к мужу и семье вызвано недостатком семейных отношений в прошлом.

2. Самопрезентация респондентки.

Сущность исполняемой социальной роли была раскрыта в презентации Г.А. идеальной в ее понимании идеального образа руководителя. Это человек, обладающий следующими качествами

- финансовая независимость: «Свобода - зайти в магазин, купить что хочешь, уехать куда хочешь, приехать когда хочешь, голосовать за кого хочешь, видеть что хочешь, слышать что хочешь».

- социальное признание: « … не принося людям зла, а только добро, искренне желать добиться чего-либо в этой жизни , оставить детям наследство, уважать себя и других, и чтоб другие тебя уважали, не бояться, если ты живешь в ладу со своей совестью - никого, ничего не бояться.»

- компетентность «С чего начать? Досконально изучить эту сферу и заниматься ей».

- личностные качества, выделяющие его среди других. Это как умение общаться, о котором уже было рассказано выше, так и целеустремленность, дотошность, умение планомерно добиваться поставленной цели: «Должна быть настойчивость. Есть план - то по нему и надо двигаться… но у него это есть: план, разговор, попытка переложить свою ответственность на кого-то другого, и все. Так не делается, так никогда планы в реальность не воплотятся.»

- личная воля, способствующая подчинению других своей воле и своим желаниям: « Девушек нужно напугать.. нужно их строить.. конечно, пусть все по-доброму, как Бог учил..» (о своих работницах)

В плане соотношения идеальной и исполняемой роли мы видим практически некоторое несоответствие идеалов, стремлений и реальной жизненной ситуации респондентки. Единственное, чего он пока не достигла - это того уровня духовного развития, с которого, по его мнению, начинается настоящая вера (при этом респондент реально оценивает свои силы и сложившуюся ситуацию в сфере бизнеса): «Хочу добиться такого … чтоб быть как настоящие духовные люд. Но я же сейчас дочку,бизнес не брошу и в монастырь не уйду. Денег мне много не надо.»

Делись добром ;)