Инновационный потенциал личности у безработных

курсовая работа

Заключение.

Результаты экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы: что инновационный потенциал личности зависит от профессионального самоопределения. По факторному анализу на общей выборке были выявлены самые значимые факторы для мужчин и женщин. Такие как, гносеологический аспект инновационного потенциала личности, то есть возможность обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем, осмысленно-интенсивный тип реализации инновационной возможности обнаружения новой информации. А так же социальный уровень взаимодействия человека с миром и организация собственной жизни. Тип профессии, по мнению респондентов это человек - человек. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - человек» являются люди, группы, коллективы. К данному типу относятся профессии сферы обслуживания, медицины, педагогики, психологии, юриспруденции и др. Но все же между мужчинами и женщинами есть значимые различия. У мужчин и женщин разные представления о типах профессии человек техника и человек - художественный образ. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - техника» служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. К данному типу относятся профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и др. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - художественный образ» служат художественные образы, их роли, особенности и элементы. К данному типу профессий относятся: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, поэт, артист и др. Поэтому и значимые различия, так как мужчины, считают, что тип профессии человек - техника, больше подходит для мужчин, в отличие от типа профессии человек - художественный образ. А женщины предпочитают тип профессии человек - художественный образ, типу профессии человек - техника. А так же значимые различия о праксеологический аспект инновационного потенциала личности, что означает возможность эффективно действовать в новой ситуации. Мужчины легче действовать себя в новых ситуациях в отличие от женщин. По t - критерию Стьюдента значимых различий в выборках мужчин и женщин нет по восприятию инновационного потенциала личности.

Список литературы

1. Власенко Ю. А. Психологический анализ инновационного потенциала личности. Симферополь, 2003

2. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 424 с.

3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.

4. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. Учебн. Пособие. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. 124с.

5. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. №5. С. 158-164.

6. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 57-66.

7. Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии 1975. №5.

8. Михайлова Н.Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Психологический журнал, 1998. № 6. Т.19. С. 91-103.

9. Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука, 1983. 153с.

10. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 1996. №1. С.64.

11. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.

12. Ростовский В.П. Социально-экономический анализ безработицы // Экономика и управление, 1996. №3.С. 64-68.

13. Ростовский В.П. Социально-психологический анализ безработицы // Экономика и управление, 1996. № 5. С. 54-63.

14. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. 96 с.

15. Шляхтин Г.С. Возрастные особенности временной перспективы личности // Психология личности и время. Тезисы докладов. Т.2. Черновцы,1991. С. 13-16.

16. Чигринова М.В. Инновационный потенциал руководителя: Автореф. Канд. Дисс. - З., 1989.

17. Яковенко В.Б. Введение в инновационные технологии. - К., 1999.

Приложение

Список условных сокращений

Ч - П - человек - природа.

Ч - Ч - человек - человек.

Ч - Т - человек - техника.

Ч - ЗС - человек - знаковая система.

Ч - ХО - человек - художественный образ.

ИПЛ - инновационный потенциал личности.

ИПЛ (Г) - гносеологический аспект инновационного потенциала личности.

ИПЛ (А) - аксиологический аспект инновационного потенциала личности.

ИПЛ (П) - праксеологический аспект инновационного потенциала личности.

ОИ - осмысленно-интенсивный тип реализации разных инновационных возможностей.

ФН - формально-накопительский тип реализации разных инновационных возможностей.

ПД - позитивно-дифференцированный тип реализации разных инновационных возможностей.

НГ - негативно-генерализованный тип реализации разных инновационных возможностей.

ИП - инициативно-преобразовательный тип реализации разных инновационных возможностей.

ВП - вынужденно-приспособительский тип реализации разных инновационных возможностей.

П - природный уровень взаимодействие человека с миром.

С - социальный уровень взаимодействие человека с миром.

К - культурный уровень взаимодействие человека с миром.

ОСЖ - уровень организации собственной жизни взаимодействие человека с миром.

Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из 2 возможностей, что бы предпочли Вы? Отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли из 2 возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо виду деятельности (б) по отношению к (а), и поставить «+» напротив соответствующего утверждения.

Опросник

а) ухаживать за животными;

б) обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

а) помогать больным людям, лечить их;

б) составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток;

б) следить за состоянием, развитием растений.

а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу); б) доводить товары до потребителя (рекламировать, рекомендовать, продавать).

а) обсуждать научно-популярные книги, статьи;

б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).

а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы);

б) тренировать товарищей, сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты);

б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - трактором, тепловозом, подъемным краном.

а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии);

б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище;

б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

а) лечить животных;

б) выполнять вычисления, расчеты.

а) выводить новые сорта растений;

б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).

а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять;

б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности;

б) наблюдать, изучать жизнь микробов.

а) обслуживать, налаживать медицинскую аппаратуру, приборы; б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях, ожогах.

а) составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах;

б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

а) делать лабораторные анализы в больнице;

б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий; б) осуществлять сборку машин, приборов.

а) организовывать культпоходы и экскурсии сверстников или младших в театры, в музеи, туристические походы;

б) играть на сцене, принимать участие в концертах.

а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания;

б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада; б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере).

Ключ к методике ДДО

Подсчитать количество плюсов в каждом из 5 вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках бланка ответов. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к областям профессиональной деятельности.

Ч-П

Ч-Т

Ч-Ч

Ч-ЗС

Ч-ХО

10а

10б

11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

16б

17а

17б

18а

18б

19а

19б

20а

20б

Интерпретация результатов

Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - природа» являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. К данному типу относятся профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и др.

Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - техника» служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. К данному типу относятся профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и др.

Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - человек» являются люди, группы, коллективы. К данному типу относятся профессии сферы обслуживания, медицины, педагогики, психологии, юриспруденции и др.

Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - знаковая система» служат условные знаки, шифры, схемы, коды, таблицы. К данному типу относятся профессии: корректор, программист, машинистка, статистик, экономист и др.

Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - художественный образ» служат художественные образы, их роли, особенности и элементы. К данному типу профессий относятся: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, поэт, артист и др.

Модификация инструкции и обработки данных (О.Б.Поляковой)

Оценивание видов деятельности может осуществляться по бинарной шкалы (оценивается каждый вид деятельности в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий тип профессий, которому соответствуют интересы и склонности человека.

Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности Ю.А. Власенко, В.К. Калина

Инструкция. Вашему вниманию предлагается ряд высказываний, каждое из которых необходимо отнести к себе и решить, в какой мере оно описывает Вашу жизненную позицию и отражает особенности Вашего поведения.

Выбор ответа (из таблицы в начале бланка) нужно делать по первому побуждению, затрачивая на каждый вопрос не более 10-15 секунд, а затем отметить его в соответствующей графе бланка ответов.

Опросник

1. Все знания о мире можно легко получить из книг, компьютерной сети

2. Когда я думаю о будущем, не чувствую страха за свою семью, страну, где я живу

3. Я смог бы побороть страх за свою безопасность и заняться экстремальным видом спорта, прыгнуть с парашютом, нырнуть с аквалангом

4. Я без усилий переключаюсь на рабочий режим после продолжительных праздников или отпуска

5. Продвижение по социальной и профессиональной лестнице - главная причина, по которой я стараюсь овладеть новой информацией, даже если она для меня не интересна

6. Происходящие со мной перемены не вызывают у меня чувства тревоги или беспокойства

7. Рядовой человек не несет ответственности за возникновение озоновых дыр, глобальное загрязнение природной среды и прочие подобные катаклизмы

8. Когда я иду по хорошо знакомой дороге, то сразу подмечаю произошедшие вокруг перемены

9. Любые изменения в социально-политической ситуации приводят к очередному кризису

10. Я - представитель консервативной профессии, поэтому чьи-либо попытки внести изменения в организацию моей работы, только вредят делу

11. Я легко нахожу язык с новым человеком, веду себя как обычно в кругу незнакомых людей

12. Я не придаю особого значения постоянному месту отдыха, питанию

13. Я регулярно и с интересом читаю книги «альтернативных авторов», слушаю новые, необычные виды музыки, посещаю выставки, театр

14. В современном мире, точно как в пословице - много нового, мало хорошего

15. Обычно мне трудно взяться за новое дело

16. Культурным вполне можно назвать того человека, который имеет высшее образование

17. Если требования начальника противоречат моим моральным или нравственным нормам, я без колебаний сменю место работы, даже если она престижна и очень хорошо оплачиваема

18. Большинство людей живет интересной, насыщенной жизнью

19. Я стараюсь прислушиваться к природному ритму мира

20. Для меня очень важно соблюдать принятые в моей среде правила

21. Для того, чтобы разобраться в сути чего-либо, недостаточно спросить об этом у специалистов

22. Хороший друг никогда не изменит свои симпатии и расположение ко мне

23. Я с интересом, непредвзято и без скептицизма отношусь к культурным традициям самых разных национальностей

24. Жизненные, финансовые обстоятельства не позволяют мне в последнее время следить за новой литературой по моей специальности

25. Лучше жить в стабильных, предсказуемых условиях, даже если они не очень хорошие

26. Я с трудом привыкаю к новому коллективу, работе, месту отдыха

27. Я скептически отношусь ко всякого рода нововведениям, нетрадиционным подходам в живописи, кино, театральных постановках

28. Я все чаще задумываюсь над тем, что время быстротечно и безжалостно

29. Меня радуют те изменения, которые произошли в моей жизни за последнее время

30. Меня не пугает перспектива внезапной необходимости самостоятельно освоить новую сферу знаний

31. Изменить стиль работы, однажды выбранную специальность, образ жизни людей вынуждает необходимость

32. Для того, чтобы без ошибок ориентироваться в политической ситуации совсем необязательно следить за сменой правительства, и дополнениями к конституции

33. Неожиданные изменения в распорядке дня вызывают у меня раздражение

34. Обычно я легко изменяю принятое решение, учитывая разумные аргументы других

35. Я без труда ориентируюсь на незнакомой местности

36. Мне всегда достаточно собственных сил, чтобы обратить неблагоприятные обстоятельства на свою пользу

Обработка результатов исследования

Методика изучения особенностей проявления инновационного потенциала личности позволяет выявить:

1. Интегральный показатель инновационного потенциала личности (ИПЛ) - вопросы 1*, 2, 3, 4, 5*, 6, 7*, 8, 9*, 10*, 11, 12, 13, 14*, 15*, 16*, 17, 18, 19, 20*, 21, 22*, 23, 24*, 25*, 26*, 27*, 28*, 29, 30, 31*, 32*, 33*, 34, 35, 36.

2. Компонентный состав ИПЛ:

- возможность обнаружения нового информационного пространства и ориентации в нем (гносеологический аспект ИПЛ (Г)) - вопросы 1*, 5*, 8, 13, 16*, 17, 21, 24*, 25*, 30, 32*, 34.

- возможность адекватной оценки нового явления (аксиологический аспект ИПЛ (А)) - вопросы 2, 6, 9*, 14*, 18, 19, 22*, 23, 27*, 28*, 29, 33*.

- возможность эффективно действовать в новой ситуации (праксеологический аспект ИПЛ (П)) - вопросы 3, 4, 7*, 10*, 11, 12, 15*, 20*, 26*, 31*, 35, 36.

3. Типы реализации разных инновационных возможностей:

- осмысленно-интенсивный (ОИ) (вопросы 8, 13, 17, 21, 30, 34) и формально-накопительский (ФН) (вопросы 1, 5, 16, 24, 25, 32) типы реализации инновационной возможности обнаружения новой информации;

- позитивно-дифференцированный (ПД) (вопросы 2, 6, 18, 19, 23, 29) и негативно-генерализованный (НГ) (вопросы 9, 14, 22, 27, 28, 33) типы реализации инновационной возможности адекватной оценки нового явления;

- инициативно-преобразовательный (ИП) (вопросы 3, 4, 11, 12, 35, 36) и вынужденно-приспособительский (ВП) (вопросы 7, 10, 15, 20, 26, 31) типы реализации возможности к продуктивной инновационной деятельности.

4. Значение ИПЛ на разных уровнях взаимодействия человека с миром:

- природном (средовом) - вопросы 1*, 6, 7*, 8, 12, 19, 21, 28*, 35;

- социальном - вопросы 2, 5*, 9*, 11, 22*, 26*, 31*, 32*, 34;

- культурном - вопросы 3, 10*, 13, 14*, 16*, 20*, 23, 24*, 27*;

- организации собственной жизни - вопросы 4, 15*, 17, 18, 25*, 29, 30, 33*, 36.

5. Сочетание стилей реализации различных инновационных возможностей (8 стилей):

- ОИ, НГ, ВП. Представитель этого типа осмысленно-интенсивно ведет поиск нового, преимущественно негативно-генерализованно относится к переменам, вынужденно приспосабливается к изменению ситуации.

- ОИ, ПД, ВП. Представитель этого типа осмысленно-интенсивно ведет поиск нового, преимущественно позитивно-дифференцированно относится к переменам, вынужденно приспосабливается к изменению ситуации.

- ОИ, НГ, ИП. Представитель этого типа осмысленно-интенсивно ведет поиск нового, преимущественно негативно-генерализованно относится к переменам, инициативно-преобразовательно ведет себя в инновационной ситуации.

- ОИ, ПД, ИП. Представитель этого типа осмысленно-интенсивно ведет поиск нового, преимущественно позитивно-дифференцированно относится к переменам, инициативно-преобразовательно ведет себя в инновационной ситуации.

- ФН, ПД, ИП. Представитель этого типа формально-накопительски относится к поиску новой информации, позитивно-дифференцированно относится к переменам, инициативно-преобразовательно ведет себя в инновационной ситуации.

Делись добром ;)