Использование игры в психотерапии

курсовая работа

2.1 Основа игры

Как считают большинство зарубежных психологов детская игра - это выстраивание своего собственного, отдельного от взрослых мира. С точки зрения психоанализа, детская игра является одним из механизмов запрещенных влечений.

В основе игры ребенка, по З. Фрейду, лежит тенденция к навязчивому повторению травмирующих воздействий. Согласно Фрейду ребенок с самого рождения подвергается травмирующим воздействиям:

- травма рождения;

- травма отнятия от груди;

- всевозможные травмы строгостей и наказаний.

Все эти травмы взрослые наносят ребенку, препятствуя удовлетворению детской сексуальности. Поэтому детство чрезвычайно тяжелый и опасный период, чреватый невротическими отклонениями. Игра в этом свете выступает как естественное терапевтическое средство против неврозов.

Повторяя в игре свои травматические переживания, ребенок овладевает ими и изживает их. Из этого создается впечатление, что ребенок в качестве основного содержания своей жизни имеет не окружающий мир, а свои глубинные, сексуальные влечения.

Эти идеи Фрейда оказали огромное влияние на представления об игре Ж. Пиаже. Путь развития ребенка, с точки зрения Пиаже, в упрощенном виде может быть представлен в следующем виде:

1) Сначала ребенок живет в своем собственном, аутистическом мире грез и желаний.

2) Затем под влиянием мира взрослых возникают два мира - мир игры и мир реальности.

Мир игры есть нечто вроде остатков аутического мира. Игра принадлежит миру грез, неудовлетворенных в реальном мире желаний и неисчерпаемых возможностей. Для ребенка этот мир такой же реальный, как и другой мир.

3) Постепенно мир реальности вытесняет остатки мира грез и остается только реальный мир с вытесненными желаниями, приобретающими характер сновидений и грез.

Таким образом, в дошкольном возрасте по мысли Ж. Пиаже, ребенок живет одновременно в двух мирах - в своем, детском мире игры и мире взрослой реальности. Борьба этих миров есть выражение борьбы врожденной асоциальности ребенка, его аутической замкнутости, с навязанным извне социальным, логическим, причинно - обусловленным взрослым миром.

Концепции Пиаже и Фрейда, несмотря на различия, имеют существенное сходство, которое заключается в изначальном антагонизме ребенка и общества. В обеих теориях мир взрослых и мир ребенка противостоят друг другу как враждебные силы. Взрослые вытесняют и подавляют собственный мир ребенка, который сопротивляется этому уходом в мир игры.

Но мир маленького ребенка - это, прежде всего мама и папа, т.е. близкие люди, которые удовлетворяют его потребности. Только через общение с взрослыми ребенок приобретает свой собственный, субъективный мир. Ребенок живет в реальном мире, и общество людей составляет главное содержание мира ребенка. Специфика детского мира заключается в особых способах существования и освоения его. С этой точки зрения игра - это способ вхождения в мир взрослых.

Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для дошкольника.

В ролевой игре выражается стремление ребенка к участии в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно. Исследования Эльконина показали, что в обществах, где дети могут рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, игра отсутствует. Это позволило сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества, следовательно, она социальна по своему происхождению и своей природе. Ее возникновение связано с условиями жизни ребенка в обществе.

Делись добром ;)