logo
Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствован

Одним из направлений творческой и экспериментальной психологии, основывающимся на схеме S-R (стимул-реакция) являются бихевиоральные теории личности. Они отличаются особым вниманием к построению экспериментальной процедуры, научной точности и контролируемости результатов. Методическим арсеналом бихевиоральной теории личности являются процедуры формирования связей между воздействием на личность и определенным поведением [8].

Формирование личности рассматривается как результат научения: подкрепления одних типов поведения и угашения других. Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни.

Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми (доступными непосредственному наблюдению) действиями человека, как производными от его жизненного опыта. Работы Скиннера, который выдвинул теорию оперантного бихевиоризма, наиболее убедительно доказывают, что воздействие окружающей среды определяет наше поведение. Скиннер отвергал идею о внутренних «автономных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Рецепция юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера возможна в аспекте анализа причин девиантного и делинквентного поведения. Нередко асоциальное поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Особенно это касается детей, подростков, выходцев из неблагополучных семей и учреждений интернатного типа. При этом в исследованиях юридической психологии часто решается вопрос, чем предопределено такое поведение: наследственными факторами или социальным окружением. Если ссылаться на теорию личности Скиннера, то ответ однозначен - среда, предопределяет и подкрепляет поведение.

Для разрешения социальных проблем общества, Б. Скиннером была выдвинута задача создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей [3]. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Данный контроль на сегодняшний день осуществляется в рамках работы с условно - осужденными и людьми, находящимися в исправительных учреждениях.

Также согласно Скиннеру, для того чтобы объяснить поведение (и таким образом понять личность), нужно только проанализировать функциональные отношения между видимым действием и видимыми последствиями. Скиннером был сформулирован принцип оперантного обусловливания, согласно которому «поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными -- живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» [1]. Человек способен предвидеть возможные последствия своего поведения и избегать тех действий и ситуаций, которые могут привести к негативным для него последствиям. Человек субъективно оценивает вероятность наступления тех или иных последствий, чем выше субъективная вероятность наступления негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека.

Данный факт, также находит свое отражение в юридической психологии, на этом принципе построена система наказаний за деяния, в том числе в аспекте лишения свободы, однако нельзя сказать, что действие принципа Скиннера 100%, так как если бы он был абсолютно эффективен, не было бы повторно осужденных и оступившихся людей (рецидивистов).