Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации работы со старшими дошкольниками

курсовая работа

1.1 Изучение агрессивного поведения детей в работах отечественных психологов

Существует много определений агрессии.

Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение.

Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, страдания, вреда. Проявляется на основе эмоций или как заученное поведение, имеющее целью достижения определенных корыстных интересов.

Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении. Часто именно в этом возрасте от родителей можно услышать такие высказывания о своем ребенке: «У меня был замечательный малыш: тихий, скромный, никогда не задирался, дружил с ребятами. А сейчас его будто подменили. Дома не слушается, из детского сада одни жалобы. Дерется, дразнится, воспитателей не слушает, грубит. А иногда ни с того не сего расплачется, не остановить!». подобные жалобы дошкольников имеют под собой конкретное основание.

Часто взрослые считают агрессивными детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, перебивают говорящих, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать. Действительно, в раннем возрасте многим детям свойственно определенная агрессивность, детская жизнь полна разочарований, которые кажутся взрослым мелкими, но именно эти же разочарования, вызваны лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка. И наиболее приемлемым решением проблем для ребенка может стать агрессивная реакция, особенно если у ребенка ограниченные особенности к самовыражения или он лишен возможности другим способом удовлетворять насущную для него в данный момент потребность.

Дело в том, что в дошкольном возрасте с большой силой заявляют о себе новые потребности.

1) В первую очередь - это потребность в движениях. Быстрый физически рост и расширение репертуара движений приводит к тому, что ребенок становится очень активным, любит подвижные игры, танцы под ритмическую музыку. Про того ребенка (проживающего период повышенной двигательной активности) приходится слышать: «Он стал неуправляемым! Его не остановит! Кажется, что он готов «стоять на ушах» двадцать четыре часа в сутки!». Родителям и воспитателю приходится насильно ограничивать двигательную активность ребенка. А его реакция на любое ограничение- гнев, который находит выход через агрессивное поведение. Агрессивность часто выражается в конфликтности ребенка с взрослыми: вспышки раздражения, протест, неподчинение.

2) Следующая потребность, которая с новой силой заявляет о себе в этом возрасте - это потребность в самостоятельности, желание быть взрослым, независимым, все делать самому. Здесь вспышки агрессии - это чаще всего протест против помощи в каком- либо деле, неприятие опеки вообще. Иногда вспышки раздражения, гнев, швыряние вещей, истерики бывают у детей в тех семьях, где родители заставляют ребенка что-то делать, считая эти действия необходимыми. Причем этих принуждений бывает так много, что ребенок начинает открыто протестовать против них.

3) Еще одна яркая потребность, заявляющая о себе в дошкольном возрасте, - потребность в общении со сверстниками. Сама способность общаться включает в себя:

- желание вступить в контакт;

- умение организовать общение (умение слушать, сопереживать, разрешить конфликтные ситуации);

- знание норм и правил общения.

Если эта способность не сформулирована, если ребенок не обучен адекватным средством общения, а желание занимать в группе сверстников лидерские позиции в этом возрасте велико, то он часто кулаками приобретает популярность в своей группе. Для взрослого важно определить причину агрессивности ребенка (а здесь причина - желание быть принятым, быть лидером в группе) и обучить его другим способом завоевание авторитета в глазах сверстников, научить его позитивно общаться.

В любом случаи, если агрессия проявляется так или иначе в поведение ребенка, то какова бы ни была его причина (явная или скрытая), взрослым необходимо на личном примере показать ребенку эффективное поведение: умение управлять своей агрессией, выражать ее в допустимой форме. Необходимо, что бы ребенок чувствовал, что его любят, ценят, принимают его таким, каков он есть. Тогда вместе будет легче справиться с любым нежелательным поведением.

Зачастую дети испытывают трудности при выражении своих чувств. Свое накопившееся внутренне напряжение он выражает в косвенно агрессивной форме: через протест, бунт, неподчинение.

Все психические, эмоциональные состояния тесно связаны с физиологическими изменениями, которые проявляется через тело, мышцы. Если мы не выразим свой гнев прямо, то он выразит себя способом, который скорее всего окажется вредным для нашего здоровья. Поэтому не следует подавлять гнев ребенка, нужно помочь ему овладеть способами выражения негативных чувств, приемлемыми для общества.

Негативные чувства - такое же естественное явление, как и положительные, и так же требуют своего выражения. Если этого не происходит, то эти чувства направляются на себя (болезни, членовредительство и т.д.).

Таким образом, агрессия может возникать в двух случаях:

1) как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.

2) как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу поведения родителей, других значимых для него лиц, литературных или киноперсонажей. Уже в отчаянном плаче младенца нетрудно распознать злость и возмущение. Причина проста: ребенку чего-то не позволяют или в чем-то отказывают, что и раздражает его. В первую очередь это касается физиологических потребностей, которые у ребенка проявляются с такой же силой, как и у взрослого. Однако должно пройти немного времени, прежде чем ребенок научится самостоятельно удовлетворять свои потребности или откладывать и задерживать их удовлетворение, как это делают более взрослые люди.

Агрессивная реакция - это реакция борьбы за выживание, попытка ребенка изменить положение вещей. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, злости или явного насилия. Агрессия в ряде случаев предпочтительнее, чем хныканье, жалобы, покорное повиновение, бесплодное фантазирование и другие появления ухода от действительности.

Если гнев и возмущение ребенка постоянно подавляются, они могут накапливаться и проявляться нередко лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до их истинных причин, поскольку агрессивность уже выливается в иные формы поведения, психосоматические симптомы или становиться причиной различных заболеваний, таких как: ревматический артрит, крапивница, прыщи, псориаз, язва желудка, эпилепсия, мигрень и гипертония.

Неспособность управлять своими побуждениями и желаниями и контролировать их усложняет жизнь ребенка. Возникшие у ребенка одновременно чувства голода и усталости, например, неизменно становиться для него причиной гнева и раздражения.

Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может бать внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. По способу доверия агрессия подразделяется на произвольную, возникающую из-за желания воспрепятствовать чему-либо, навредить кому-либо, обойтись с кем- то несправедливо, кого ни будь оскорбить, а также на непроизвольную, представляющую собой целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действия не подконтрольно субъекту и протекает по типу эффекта.

В работе С. Ю. Чижовой и О.В. Калининой, очень доступно рассказывается об агрессии и методов снять агрессивность у дошкольников.

Ребенку часто приходиться страдать от ограничений и лишений. Нет такого дня, чтобы какое ни будь его желание или какая- либо потребность не были подавлены. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимание, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. Поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние и социальные связи. Просто ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом. Он делает то единственное возможное, что может себе представить, чтобы продолжать борьбу за выживание в окружающем мире. От плача как призыва о помощи он постепенно переходит к отчаянному гневному протесту. Так рождается агрессивность.

Не следует стремиться полностью исключить агрессивность из характера детей. Необходимо ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Делись добром ;)