Использование психотренингов и игр для снятия агрессии при организации работы со старшими дошкольниками

курсовая работа

1.5 Работа с детьми по предупреждению агрессивности

Успешная профилактическая работа по предупреждению детской агрессии невозможна без объективной диагностики различных проявлений агрессивности и предрасположенности к развитию агрессивного поведения. Наблюдение показало, что основная причина конфликтов, проявлений агрессивности - неблагополучные, конфликтные отношения в семье, кризисные проявления, чрезмерно высокая или заниженная самооценка.

На основе полученных данных были разработаны комплексы игр и упражнений, направленных на профилактику и снятие агрессивного поведения у дошкольников. В качестве основного средства были выбраны: игровые занятия, подвижные игры, релаксационную гимнастику.

В ходе работы предполагалось добровольное участие детей во всех мероприятиях. Занятия проводились не более 30 минут, регулярно (один раз в неделю), под наблюдением психолога детского сада. Упражнения для занятий подбирались с учетом ряда требований.

Обязательным было использование игровых приемов, сюрпризных моментов и музыки, так как музыка и движение органически связаны между собой содержанием и формой и способствуют эмоциональному подъему, стимулируют двигательную активность, создают психологический комфорт.

Проведение этих упражнений с детьми позволили сделать следующие выводы: дети с агрессивным поведением стали более спокойными, уступчивыми. Во время конфликтов не прибегали к недопустимым в обществе формам проявления гнева (то есть не ломали мебель, не били и не кусали детей). Работа по профилактике агрессивного поведения требует длительного времени и комплексного использования социально-психологических и педагогических методов, но, тем не менее, в конце учебного года, результаты несколько улучшились. Так, вербальная агрессия стала проявляться у меньшего числа детей (80%), защитно-ответная агрессия снизилась до 50%, а тревожность стала проявляться у 60% дошкольников.

Наблюдения показали, что дети стали менее агрессивны по отношению к сверстникам, во многом благодаря тому, что научились контролировать свое поведение, расслабляться.

Дети стали более вежливыми, уменьшились пререкания на замечание воспитателя. Некоторые агрессивные дети активно играли в сюжетно-ролевые игры, в случае возникновения конфликта сами разрешали его. Часто дети после занятий проигрывали упражнения «Штурм крепости», «Выбиваем пыль» и т.д. В частности Кирилл К. стал много рисовать, на вопрос воспитателя, что ты рисуешь, отвечал: «Я рисую свою злость, чтобы не причинять ее другим».

Однако, у детей по-прежнему прослеживалась неблагополучная ситуация в семейных взаимоотношениях. Здесь не удалось добиться сколько-нибудь значительных результатов, так как педагогу и психологу необходимо длительно и целенаправленно работать с семьей.

Очевиден тот факт, что добиться успеха в этой работе возможно только при условии комплексного использования всех возможных средств профилактики агрессивного поведения: специальных тренингов, бесед, занятий, релаксационных и физических упражнений при постоянном психологическом сопровождении, внимании со стороны родителей и воспитателей.

Таким образом, можно сказать, что дети научились системе управления своей агрессией, хотя это только механический, то есть управление агрессией еще не стало внутренним процессом ребенка. Для этого нужна более длительная работа не только с детьми, но и с родителями. Так как механизмом становления агрессии в первую очередь, является семья. В связи с этим мы наметили дальнейшие перспективы работы с агрессивными детьми.

Делись добром ;)