Исследование взаимосвязи между креативностью и составляющими социально-психологической адаптированности подростков

дипломная работа

1.1 Общее понятие креативности

Креативность как предмет исследований привлекло внимание мыслителей всех эпох мировой культуры. В последнее десятилетие природа и закономерности творчества рассматривались учеными и специалистами в различных областях науки: нейрофизиологии, философии, культурологии, искусствознания и других.

Психологические проблемы творчества разрабатывали многие отечественные и зарубежные психологи (А. Адлер, Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, М. Вертгеймер, Л.С. Выготский, Ч.М. Гаджиев, Л.И. Полтавцева, Дж. Гилфорд, С. Гроф, В.В. Давыдов, А.А. Деркач, В.Л. Дранков, В.Н. Дружинин, А.А. Исаев, В.П. Зинченко, Б. М. Кедров, Д. Келли, А. Кестлер, Н. Коган, Н.В. Кротус, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, Д. Лакан, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.Мю Матюшкин, С. Медник, В.В. Налимов, Р. Пиви, Я.А. Пономарев, А.А. Потебня, В.Н. Пушкин, А.И. Раев, Л.А. Регуш, К. Роджерс, А. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, И.С. Семенов, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, Б.М. Теплов, Л. Терстоун, О.К. Тихомиров, Е.П. Торранс, З. Фрейд, Ф. Эндрюс, К. Юнг, М.Г. Ярошевский и другие). Анализ научной литературы свидетельствует о том, что современная психология творчества находится в стадии становления, характеризуется многоаспектностью и представляет собой конгломерат различных теорий, концепций, теоретических и эмпирических знаний.

Креативность (от лат. Creation - созидание) -- творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемные ситуации.[18;191] Креативные способности могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Креативность часто рассматривают как нечто противоположное обыденности, предполагающее нестандартные подходы в отличие от общепринятых. Спирмен считал, что это - «сила человеческого ума, создающая новое содержание путем изменения и создания новых связей». Симпсон определял креативность как «способность к разрушению общепринятого, обычного порядка следования идей в процессе мышления».

Творчество -- активность субъекта, результатом котой является репродукция материально-интеллектуально-духовных ценностей, продуктов, произведений литературы, живописи, музыки и других видов искусства, культуры, науки.

Творческое мышление - это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения задачи.

Творческое мышление:

1. Пластично, т. е. творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два;

2. Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зрения;

3. Оригинально, т.е. оно порождает неожиданные, небанальные, непривычные решения.

Творцом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергюсон, «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профессиональных умений.

Творческая деятельность - форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.

Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых вводов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.

Дж. Гилфорд разработал основные составляющие креативности:

1. Беглость мысли - количество идей, возникающих за некоторую единицу времени.

2. Гибкость мысли - способность переключаться с одной идеи на другую.

3. Оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых.

4. Любознательность - чувствительность к проблемам, к окружающим ситуациям.

5. Способность к разработке гипотезы. Гипотеза - это смелая идея, которая потом нуждается в обстоятельной эмпирической проверке.

6. Иррелевантность - то есть логическая независимость реакций от стимулов

Гилфорд разработал батарею тестов для диагностики креативности (10 тестов - на вербальную креативность, 4 - на невербальную).

Торранс продолжил исследования креативности, но он внес и новый оттенок понимания креативности как способности к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, чуткость к дисгармониям. Торранс разработал серию тестов на креативность от дошкольников до взрослых, разработал программу развития творческих способностей детей: на первом этапе испытуемым предлагались задачи на анаграмму (поиск слова из переставленной бессмысленной последовательности букв) для тренировки конвергентного мышления. Затем по картинкам испытуемый должен развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Позднее испытуемому предлагали разные предметы и просили перечислить всевозможные способы их применения. Согласно Торрансу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от задаваемых из вне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. В состав батареи Торранса входит 12 тестов, диагностирующих три сферы творчества:

· словесное творческое мышление;

· изобразительное творческое мышление;

· словесно - звуковое творческое мышление.

Для диагностики уровня креативности могут использоваться разные методики. Многие исследователи считают, что при диагностики креативности следует отказаться от жестких лимитов времени, отведенных на выполнение задания.

Многие исследователи пытались выявить личностные особенности творческих людей. Наиболее типичные из таковых - антиконформизм, эклектизм, интерес ко всему новому и сложному, а так же способность удивляться и восхищаться.

Одаренным людям присуще высокий энергичный уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, Интеллектуальная инициатива: склонность ставить перед собой новые сложные задачи, что, по мнению Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.

Делись добром ;)