Исследование девиантного поведения у старших подростков

курсовая работа

1.1 Основные подходы к определению понятия «девиантное поведение». Понятие «нормы».

Девиантное поведение (в широком смысле) -- это система преднамеренных непосредственных или опосредованных действий, противоречащих принятым в обществе правовым, нравственным нормам и нормам психического здоровья. Синонимами девиантного поведения являются отклоняющееся, нарушенное, социально-нежелательное, ненормативное поведение [16].

В мировой научной литературе существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение». Общим в них является то, что для совершения поступка, отклоняющегося от нормы, необходимы следующие компоненты. Во-первых, сам человек, которому свойственно совершение девиантного поступка. Во-вторых, норма (или ожидание), которая нарушается, и это нарушение придает поведению индивида характер девиантного. И, наконец, в-третьих, это конкретный другой человек, группа или организация, чьи ожидания (принятая ими норма) были нарушены, и это вызвало реакцию на поведение нарушителя принятой нормы.

Этнокультурный подход рассматривает девиантное поведение через призму традиций определенного сообщества людей: девиантом, прежде всего, считается тот, чье поведение отличается от норм, принятых в его микросоциуме, а также тот, кто проявляет поведенческую ригидность, не способен адаптироваться к новым этнокультурным условиям. Поскольку критерии отклонений заложены в культуре, то потребность в оперировании понятием «девиация» возникает в случае сопоставления сложившихся традиций с инновациями, их разрушающими. Возникает возможность столкновения норм, которое происходит в виде асоциального явления, или начинает восприниматься новая, прогрессивная норма, следование которой способствует развитию общественных отношений [3].

Девиантное поведение в рамках гендерного подхода имеет свою специфику. Девиантным может считаться гиперролевое поведение, инверсия шаблонов гендерного стиля, изменение сексуальной ориентации человека.

Социологический подход к исследованию девиации фокусирует внимание на следующих моментах: конструировании социальных связей; участии в формальных и неформальных видах активности внутри сообщества; выделении дезорганизующих факторов, ведущих к конфликтным ситуациям и социальной напряженности; проблеме их снятия или смягчения; разработке и организации государственной политики [14].

Заслуживает внимания виктимологический подход к исследованию девиантного поведения, сложившийся в русле интеракционистских взглядов. Научный поиск ориентируется на исследование поведения жертвы, которая в ситуации преступления может облегчать и даже провоцировать преступную агрессию. Представляет интерес анализ поведенческих стратегий агрессора и жертвы как посылов преступного поведения.

Особое значение в социально-психологическом подходе исследований девиантного поведения имеет его изучение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста и деградацией личности. Согласно данному подходу, норма - это способность к установлению душевных контактов с окружающими, подчинение поведения общественным целям, выбор законных средств, эффективных для достижения личных целей, и др [1].

Таким образом, девиантное поведение проявляется в виде несбалансированных психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации, в виде уклонений человека от осуществления нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.

Оценка любого поведения всегда предполагает его сравнение с какой-то нормой. «Норма» -- предписание, образец поведения или действия, мера заключения о чем-либо и мера оценки.

В.Д. Менделевич отмечает, что девиация -- это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы. Потому для определения девиантности необходимо опираться на знание нормы. В психологии норма рассматривается в качестве эталона поведения. Следование личности принятым в конкретное время в данном сообществе нравственным требованиям можно рассматривать как эталон, нарушение которого и сигнализирует о девиантности поведения человека [16].

Понятие «норма» включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы».

Социальная норма -- это предписание общепринятой формы, способа поведения людей в социально значимых ситуациях и для различных социальных ролей. Это то, что человек в первую очередь должен усвоить в процессе социализации. Человек формируется как личность в той мере, в какой у него развиваются социальные качества, определяющие его как социальное существо. Поэтому социальные нормы приобретают особое значение, «они используются как условие и детерминанты собственно социального развития личности» [16].

Психическая норма -- это общепринятые в обществе требования к различным параметрам проявления психической активности человека. Наиболее общие критерии, характеризующие норму психического здоровья: соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности; соразмерность и соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий; адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сферы личности; способность к адаптации в микросоциальных условиях; способность к самоуправлению собственным поведением, его изменению в зависимости от смены ситуаций [16].

Отклонение от социальных и психических норм является основной характеристикой поведения, опасного как для общества, так и для девианта. «Нормальный» человек -- это человек соответствующий в своих психических проявлениях основным тенденциям половозрастного развития и социальным нормам на данном этапе развития общества. Отклонения от этой нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности -- от более «заостренных» отдельных черт характера (акцентуация) до различного рода невротических состояний и деформаций личности. Данные психологические особенности конкретного человека находят выражение в его поведении, отличающемся, как правило, от общепринятых взглядов. В сочетании с нарушением социальных (правовых и нравственных) норм такое поведение характеризуется как девиантное (отклоняющееся) [9].

Таким образом, понятие нормы весьма неоднозначно. Четкой границы между поведением «приемлемым» и «неприемлемым» нет. Не существует и «идеальной» нормы. Всякий человек в той или иной степени ненормален. Люди отличаются мерой выполнения или невыполнения моральных и правовых норм общения и деятельности. В силу этого возникают разные виды отклоняющегося от нормы, нарушенного поведения.

Обобщив все вышесказанное, можно отметить, что в науке существуют несколько подходов к определению феномена «девиантное поведение»: этнокультурный, гендерный, социологический, социально-психологический, виктимологический.

Понятие «норма» в психологии девиантного поведения включает в себя понятия «социальной нормы» и «психической нормы». Поведенческая «норма» не имеет четкого определения.

Делись добром ;)