Исследование коммуникативного процесса и видов общения

курсовая работа

1.1 Понятие, виды и функции общения

Общение - это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый мотивами совместной деятельности.

Общение включает в себя коммуникативный, интерактивный аспекты.

Коммуникативный аспект общения связан с выявлением специфики информационного процесса между людьми как активными субъектами, т.е. с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений, что приводит не просто к «движению» информации, но к уточнению и обогащению тех знаний, сведений, мнений, которыми обмениваются люди.

Понимание общения как производство общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим, прежде всего, является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между собеседниками потому, что его понимает как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декодируя ее, то есть, расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой информации свое поведение.

Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для осуществления цепей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить на «одном языке». Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодификации, то они не могут добиться взаимопонимания и успеха в совместной деятельности.

Обмен информацией становится возможен, если значения, закрепленные за используемыми знаками (словами, жестами, иероглифами и т.д.), известны участвующим в общении лицам.

Значение - это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому, как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение.

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Интерактивный аспект общения представляет собой построение общей стратегии взаимодействия. В общении люди ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека. Это не исключает так называемого фактического общения (от лат. fatuus - глупый), т.е. бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.

Общение предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.

Общение и совместная деятельность протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм - принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Их нарушение включает механизмы социального контроля, обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы.

Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми.

Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения, ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную позицию (по должности, возрастным или половым характеристикам, положению в семье и т.д.).

Человек может выполнять различные роли в различных ситуациях общения. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. То или иное исполнение роли обязательно получает общественную оценку, а отклонение от образца осуждается.

Итак, необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействующих людей ожиданиям друг друга.

При обнаружении антагонизма позиций из-за наличия взаимоисключающих ценностей, задач и целей возникает межличностный конфликт. Причиной конфликтов являются также не преодоленные смысловые барьеры общения. Смысловой барьер в общении - это несовпадение смыслов высказанного требования, просьбы, приказа для партнеров, создающее препятствие для их взаимопонимания и взаимодействия.

Помимо общепринятой системы значений, слова имеют некоторый личностный смысл, особую значимость, индивидуальную для каждого. По мнению А.Н.Леонтьева в отличие от значений «личностные смыслы... не имеют своего «надындивидуального», своего «не психологического» существования. Если внешняя чувственность связывает в сознании субъекта значения с реальностью объективного мира, то личностный смысл связывает их с реальностью самой его жизни в этом мире, с ее мотивами.

Личностный смысл и создает пристрастность человеческого сознания». Личностный смысл, то есть особую значимость для человека, приобретает то, что связывает цели деятельности с мотивами ее осуществления, то, в чем оказываются запечатленными его потребности.

Перцептивный аспект общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Общение возможно только тогда, когда вступающие во взаимодействие люди могут оценить уровень взаимопонимания и составить представление о партнере по общению.

Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам. «При общении вы, прежде всего, ищите в человеке душу, его внутренний мир», - рекомендовал К.С.Станиславский.

Однако эта реконструкция внутреннего мира другого человека - задача весьма сложная.

Перцептивный аспект общения - это восприятие, понимание и оценка человека человеком, формирование образа другого человека. В процессе межличностного восприятия и познания возникает ряд «эффектов»: первичности, новизны, ореола.

Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (уподобление) и рефлексия (осознание того, каким воспринимают субъекта познания другие люди), которые в процессах общения выступают в единстве.

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения называется каузальной (от лат. causalis - причинный) атрибуцией.

Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно:

либо на основе идентификации с другим человеком, то есть при приписывании другому тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления.

Стереотип здесь - сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом.

Делись добром ;)