Исследование метода сказкотерапии как направления современной практической психологии
Введение
Есть еще немало людей, у которых термин "сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к несерьезному, "детскому" методу. Но, познакомившись со сказкотерапией поближе, большинство из них изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике.
Известно, что в детстве у детей преобладает образное мышление. Следовательно, наиболее важная информация для человеческого развития и социализации должна быть передана в детстве через какие-либо яркие образы. Именно поэтому сказочные и мифологические истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. Если первое десятилетие жизни у ребенка складывается благополучно (ребенку достаточно читают и рассказывают сказочных историй), то в бессознательном маленького человека формируется своеобразный "банк" жизненных ситуаций. Сказочные и мифологические истории могут просто читаться, без обсуждения их с ребенком, тогда эти знания находятся в пассивном состоянии. Если же взрослые выносили мудрость из рассказанных историй и обсуждали прочитанное с ребенком, осмысляли жизненные уроки, ища параллели с реальными явлениями, то "банк" знаний о Мире переходит у ребенка в активное состояние [1].
Затем дети вырастают, и кажется, что сегодня уж точно "не до сказок". Думая так, мы можем действительно забыть о том, что об этой ситуации, в которой мы сейчас находимся, есть немало сказочных историй… И в сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения - ведь в сказке все можно! А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. Сказка несет в себе живое человеческое участие и мудрость. К тому же всем известно, что сказки всегда хорошо кончаются. И это то, в чем на самом деле больше всего нуждается человек.
Как строится процесс сказкотерапии в данном случае? Читая сказку, размышляя о ней, человек, сначала на бессознательно-символическом уровне, "запускает" собственные созидательные процессы. Через некоторое время (у каждого в свой срок), начинает положительно меняться состояние, отношение к себе и окружающему миру; актуализируются творческие возможности и силы, конструктивно изменяющие жизнь.
Сказки могут помогать в период кризиса и становятся мощным психопрофилактическим и развивающим средством.
Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми очень актуальна на сегодняшний день. Благодаря этому методу человек возвращается к своему изначальному, "сказочному" восприятию мира. И тогда нет места разрушениям, гневу, склокам. Сказочное восприятие мира характеризуется ощущением гармонии и радости. И только неся в себе энергию этого ощущения, человек может проявить себя как созидатель и творец этого мира, неповторимого, настоящего, творческого.
Объект: методы практической психологии
Предмет: сказкотерапия как метод практической психологии
Цель работы: исследовать один из существующих методов практической психологии - сказкотерапию. Изучить возможности этого метода.
Задачи:
· исследовать истоки возникновения метода Сказкотерапия;
· дать описание основных видов сказок;
· провести сравнительный анализ решаемых задач в психологии с помощью Сказкотерапии;
· провести анализ алгоритма работы со сказками и этапы развития сказочного сценария.