Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

курсовая работа

1.2 Основные закономерности развития мотивационной сферы

Если проанализировать мотивацию как процесс, то можно выделить в нем несколько последовательных этапов:

Первый этап - возникновение потребностей. Человек ощущает нехватку чего-либо и понимает необходимость предприятия каких-либо действий.

Второй этап - осуществляет поиск путей удовлетворения потребностей.

Третий этап характеризуется определением целей действия.

Четвертый этап - реализация действия, то есть затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность.

Пятый этап связан с получением вознаграждения за реализацию действий. Выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность.

Шестой этап - удовлетворение потребности. При этом человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать новые возможности [11].

Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации. Согласно закону Иеркса-Додсона качество деятельности не является механическим следствием интенсивности мотивации. Сначала наблюдается улучшение, а потом, по мере увеличения уровня мотивации, показатели деятельности понижаются.

В.Г. Асеев показал трехзвенное строение мотивации, включающее:

1. активно действенную

2. потенциальную

3. экстремальную зоны

Соотношения актуальной и потенциальной зон мотивации детерминируют деятельность и поведение личности. Сверхвысокая и сверхнизкая значимость не стимулирует деятельность: когда одни события воспринимаются как нереальные, а другие как неотвратимые - деятельность и не нужна, и невозможна [3].

В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным.А.Н. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель. Суть данного механизма состоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, то есть мотивом.

Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которую мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Самым существенным является то, что расширение количества потребителей, то есть расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе контакта с окружающей средой.

В отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило, рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его познавательной сферы.

паралич церебральный мотивационный потребностный

Первые проявления интересов наблюдаются у детей уже на первом году жизни, как только ребенок начинает ориентироваться в окружающем мире. Характерной чертой первых интересов ребенка является их крайняя неустойчивость и прикованность к наличному восприятию. Ребенок интересуется тем, что он воспринимает в данный момент.

По мере развития двигательной деятельности у ребенка все больше и больше проявляются интерес к самостоятельному выполнению действий, которыми он постепенно овладевает.

С развитием речи и общения с окружающими, а также с расширением круга предметов и действий, с которыми знакомится ребенок, значительно расширяются его познавательные интересы. Их выражением являются разнообразные вопросы, задаваемые детьми в возрасте трех-пяти лет.

Конец преддошкольного и начало дошкольного возраста характеризуется возникновением интереса к игре, все более и более расширяющегося в течение всего дошкольного детства. Игра является ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте, в ней развиваются разнообразные стороны его психической жизни, формируются многие важнейшие психологические качества его личности.

Конец дошкольного периода и начало школьного возраста характеризуются обычно появлением новых интересов у ребенка - интереса к учению, к школе. Как правило, его интересует сам процесс обучения. Но этот первоначальный интерес к школе еще носит недифференцированный характер. С течением времени интерес к школе все больше и больше дифференцируется. Первоначально выделяются, как более интересные, отдельные учебные предметы, возникают новые внешкольные интересы. В ходе взросления интерес к играм подвергается значительным изменениям. Игра в жизни школьника не занимает уже ведущего места, она уступает учению, которое становится ведущей деятельностью ребенка.

В подростковом возрасте происходят дальнейшие изменения в интересах школьников. Значительно расширяются и углубляются интересы социально-политического плана. Это сопровождается расширением познавательных интересов подростка. Часто познавательные интересы подростка обусловлены его планами на будущую деятельность.

Юношеский возраст характеризуется дальнейшим развитием интересов, и прежде всего познавательных. Учащиеся старших классов начинают интересоваться уже определенными областями научного познания, стремятся к более глубоким и систематическим знаниям в интересующей их области.

В процессе дальнейшего развития и деятельности формирование интересов не прекращается. С возрастом у человека наблюдается появление новых интересов. Однако этот процесс в значительной степени носит осознанный или даже плановый характер, так как эти интересы в значительной мере связаны с совершенствованием профессиональных навыков, развитием семейных отношений, а также с теми увлечениями, которые не были реализованы в юношеском возрасте.

Следует подчеркнуть, что формирование и развитие интересов и мотивов поведения ребенка не должно проходить спонтанно. Спонтанное развитие интересов ребенка в большинстве случаев обуславливает возможность появления у него негативных интересов и привычек.

Прослеживается общая закономерность, позволяющая говорить об обоснованности сложившихся в отечественной психологии теоретических взглядов на проблему развития мотивационной сферы человека. Эта закономерность заключается в том, что мотивы и интересы не возникают ниоткуда или из ничего. Вероятность возникновения интересов или мотивов поступков ребенка определяется той деятельностью, в которую он вовлечен, а также теми обязанностями, которые на него возложены дома или в школе. Цели, к которым стремится человек, со временем могут стать его мотивами. А став мотивами, они могут трансформироваться в личностные характеристики и свойства [9].

При изучении мотивации (В.Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л.И. Божович, Б.И. Додонов, А. Маслоу, Е.К. Савонько) продуктивным является представление о ней как о сложной системе, в которой включены определенные иерархизированные структуры. Анализ структуры мотивации позволил В.Г. Асееву выделить в ней:

а) единство процессуальных и дискретных характеристик.

б) двухмодальное, то есть положительные и отрицательные основания ее составляющих.

Важно также положение о том, что структура мотивационной сферы - не застывшее, статическое, а развивающееся, изменяющееся в процессе жизнедеятельности образование.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственно ее результата, "мотивирующей" силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван "гедонической" составляющей мотивации, остальные три - ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние (отрицательные и положительные по отношению к деятельности) факторы воздействия. Существенно также и то, что два последних, определяемых как награда и избегание наказания, являясь по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека. (Х. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и другие).

Одним из ранних исследований личностной мотивации была работа Х. Мюррея (1938). Из множества побудителей поведения им были выделены четыре основные потребности: в достижении, в доминировании, в самостоятельности, в аффилиации. Эти потребности, рассмотренные в более широком контексте, М. Аргайл включил в общую структуру мотивации (потребностей):

1) несоциальные потребности, которые могут вызвать социальное взаимодействие (биологические потребности в воде, еде, деньгах).

2) потребность в зависимости как принятие помощи, защиты, принятие руководства, особенно от тех, кто авторитетен и имеет власть.

3) потребность в аффилиации, то есть стремлении быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятии группой, сверстниками.

4) потребность в доминировании, то есть принятии себя другими или группы других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения.

5) сексуальная потребность - физическая близость, дружеское и интимное социальное взаимодействие представителя одного пола с привлекательным представителем другого.

6) потребность в агрессии, то есть в нанесении вреда, физически или вербально.

7) потребность в чувстве собственного достоинства, самоидентификация, то есть в принятии самого себя как значимого.

В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет "потребностный треугольник Маслоу, в котором, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная интерактивная зависимость человека, а с другой - его познавательная когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. Согласно его концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения, познавательной потребности, эстетической потребности, потребности в самоактуализации.

К определению доминирующей мотивации деятельности целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Соответственно, высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности морального, интеллектуально-познавательного и эстетического планов. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П.М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т.д. Другими словами, высшие социальные, духовные мотивы условно могут быть разделены на три группы мотивов: интеллектуально-познавательные, морально-этические и эмоционально-эстетические [5].

Делись добром ;)