Исследование мотивационно-потребностной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП

курсовая работа

1.4 Особенности мотивационно-потребностной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста

В юношеском возрасте по содержанию на первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненным планом ученика, его намерениями в будущем, его мировоззрением и самоопределением.

По мнению Л.И. Божович, на первом этапе овладения моральными нормами поведения мотивом, побуждающим ребенка к правильному поведению, является одобрение взрослых.

Затем стремление следовать требованиям взрослых начинает выступать для ребенка в некоторой обобщенной категории, обозначаемой словом "надо". Так формируется первая моральная мотивационная инстанция, объединяющая соответственные знания и непосредственные переживания. На этом уровне в зачаточной форме начинает формироваться чувство долга, которое в дальнейшем станет основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребенка. Появление чувства долга качественно видоизменяет мотивационную сферу и поведение ребенка. От характера мотивации зависит весь нравственный строй развивающейся личности.

У детей с церебральным параличом недостаточность и бедность нравственного опыта влияют на темп формирования осознанности мотивов и последствий поступков, задерживая его.

При этом реальные действия и поступки учащихся регулируются нравственными нормами на уровне эмоциональных переживаний, достаточно развитых у детей. Это чувства стыда, вины, страха, гордости, радости и т.д. Поэтому чрезвычайно важно формировать эмоциональное отношение к действиям и поступкам. Опыт этих переживаний и собственного поведения затем обобщается в виде нравственного опыта. Недостаточность игрового опыта, эгоцентризм приводят к тому, что при поступлении в школу дети, как правило, не имеют навыка поведения в коллективе сверстников. Только в школе ребенок с церебральным параличом часто впервые учится регуляции поведения по принципу "надо", а не "хочу" [1].

В юношеском возрасте существенно обновляются мотивы общения. Происходит углубление и дифференциация дружеских связей на основе эмоциональной, интеллектуальной близости подростков. Разрушается внутригрупповое общение со сверстниками, усиливаются контакты с лицами противоположного пола, а также со взрослыми при возникновении сложных житейских ситуациях.

Другой особенностью мотиваций общения в юношеском возрасте является тенденция к поиску близких дружеских связей, основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. И.С. Кон называет ее потребностью в alter ego, втором Я, которая, возможно, является самой важной потребностью в ранней юности. Среди важнейших жизненных ценностей 15-17-летние называют желание иметь верных друзей. В определениях дружбы преобладают два мотива: требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

В старших классах учебно-познавательная деятельность подростков начинает определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей жизненной перспективы и профессиональных намерений [14].

Мотивационная сфера ребенка с ДЦП, как и в норме, формируется в деятельности. Своеобразие личности ребенка с ДЦП находится в тесной связи с особенностями его деятельности, в которой формируется личность. Так как существуют проблемы у лиц с ДЦП в освоении движений (в двигательной сфере), то логично предположить и о проблемах в формировании мотивационной сферы.

Результаты системного психологического изучения испытуемых на этом возрастном этапе показали, что их личность характеризуется высоким уровнем невропатизации, низкой самооценкой, неадекватной оценкой себя как субъекта профессиональной деятельности, феминизацией мужчин.

Сопоставление результатов психологического изучения с данными о тяжести двигательных нарушений показало, что не существует прямой зависимости между психологическим неблагополучием испытуемых и выраженностью двигательной патологии. Эти результаты свидетельствуют о существенной роли социальной ситуации, в которой находится человек с ограничениями жизнедеятельности, и возможностями ее субъективного восприятия.

У детей с ДЦП отмечаются такие нарушения личностного развития, как пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Причиной этих нарушений чаще всего является неправильное, изнеживающее воспитание больного ребенка и реакция на физический дефект.

При сниженном интеллекте особенности развития личности характеризуются низким познавательным интересом, недостаточной критичностью. В этих случаях отмечается безразличие, слабость волевых усилий и мотивации.

Для детей с ДЦП характерным является конформное, зависимое поведение, что, вероятно, связано с деформацией их мотивационной сферы, уменьшением количества и напряженности стремлений и желаний, формированием защитных форм поведения

У лиц с двигательными нарушениями психическая напряженность, неудовлетворенность собой связаны с трудностями осознания ими своей социальной роли в связи с нечеткостью ограничений, накладываемых болезнью, неоднозначностью ее социальных последствий. Отчетливо выступает неразрывная связь биологического и социального факторов формирования психологических особенностей лиц с ограниченными возможностями здоровья. Социальная ситуация, в которой находится молодой человек с ДЦП, определяется не только тяжестью имеющихся у него нарушений, но и тем, как он воспринимает и оценивает ситуацию.

Сравнение психологических особенностей учащихся, работающих и неработающих лиц юношеского возраста с ДЦП свидетельствуют о том, что наиболее благополучными являются учащиеся, а наименее психологически благополучными - неработающие.

Эти данные демонстрируют важность не только самих психолого-педагогических мероприятий, осуществляемых в ходе обучения, но и необходимость постоянного контакта с лицами с ДЦП молодого возраста. В период обучения их психологические характеристики были более благоприятными. Оказавшись в новой социальной ситуации, они утратили установки, сформированные педагогами. Родители и ближайшее окружение часто не готовы к продолжению той работы, которую вели специалисты, - недооценивают или переоценивают возможности молодых инвалидов, ориентируют их на полное излечение.

Все это позволяет говорить о структуре потребностно-мотивационной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста: о том, что мотив общения, установления межличностных контактов является ведущим и смыслообразующим в общей иерархии мотивов.

Одно из основных достижений отечественной психологии в изучении феномена общения - формулирование положения о единстве, неразрывности общения и деятельности. В классическом варианте теории деятельности общение рассматривается как элемент деятельности, обеспечивающий ее протекание. Ряд исследователей рассматривает общение как один из видов деятельности (А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). В соответствии с концепцией периодизации психического развития, предложенной Д.Б. Элькониным, общение может быть ведущей деятельностью, но лишь в определенные жизненные периоды.

Данные медицинской психологии свидетельствуют о том, что нарушения механизмов общения могут стать причиной невротических расстройств, наркомании, психосоматических заболеваний. Речь идет не столько о нарушении механизмов общения, сколько о внешних его ограничениях, вплоть до практически полного отсутствия межличностных контактов.

Общение играет исключительную роль в жизни человека, оно самоценно и не сводится к инструменту, обслуживающему какую-либо деятельность. Общение может быть не просто самостоятельно мотивировано, самоценно, но при определенных условиях превращается в основную жизненную ценность, или, придерживаясь терминологии теории деятельности, выступает в качестве ведущего вида деятельности, опосредующего и трансформирующего другие ее виды. В случае депривации общения оно как бы "экстериоризируется", потребность в нем осознается человеком и прямо отмечается в его высказываниях.

Для взрослого человека превращение потребности в межличностных контактах не просто в самостоятельную, но в основную жизненную потребность не является нормальным. Об этом свидетельствует факт крайне низкой выраженности стремления к реализации своего внутреннего потенциала в такой важнейшей для человека деятельности как труд. Причиной этого является именно чрезмерно выраженная потребность в общении: опосредствуя потребность в труде, она деформирует ее, лишает самостоятельной мотивации и подчиняет собственным мотивам. Даже успешная профессиональная адаптация не обеспечивает полной компенсации. Психическая напряженность, связанная с неудовлетворенной потребностью в общении, сохраняется.

Проводившиеся исследования показали, что достаточно успешная компенсация, относительно психологический комфорт обеспечивается "уходом в искусство" - чтением книг, прослушиванием музыки, изучением истории искусства, а также продуктивными видами художественной деятельности - живописью, стихотворчеством. Одна из существующих в философии, эстетике, психологии точек зрения на природу искусства заключается в том, что искусство представляет собой модель человеческого общения - общения творца или созданных им художественных образов с "реципиентом", а также общения творца с собственными художественными образами. Таким образом, возможной компенсацией фрустрированной потребности в непосредственных межличностных контактах может служить другой вид общения - в данном случае "заочное" общение средствами искусства, моделирующее непосредственное. Это еще одно подтверждение того, что общение является не только самостоятельной сферой человеческой жизни, но и необходимым, ничем не заменимым ее элементом.

Личностное, внутренне мотивированное общение предполагает переживание уникальности, самостоятельной и безусловной ценности другого человека, а это, в свою очередь, сопряжено с переживанием собственной уникальности и ценности. У лиц с ДЦП юношеского возраста обнаружены серьезные нарушения именно в этой сфере: они испытывают неудовлетворенность собой, страдают от переживания собственной неполноценности.

Исследование позволило охарактеризовать структуру потребностно-мотивационной сферы лиц с ДЦП юношеского возраста: мотив общения, установления межличностных контактов является ведущим и смыслообразующим в общей иерархии мотивов.

По результатам проведенного исследования мы можем судить о несформированности мотивационной сферы лиц юношеского возраста с ДЦП, о неудовлетворенности потребности в общении, признании, а также о главенствующей роли мотива общения в общей структуре мотивов.

Как показали результаты исследований, у лиц с ДЦП трудовая деятельность выступает как средство компенсации фрустрированных потребностей, в первую очередь, потребности в общении. Наличие своей семьи увеличивает психологический комфорт, что немаловажно, но вместе с тем не влияет на такие неблагоприятные характеристики, как неадекватная самооценка и профессиональные интересы, неконструктивная общая ориентация, не удовлетворяет потребность в эмоционально-значимых отношениях. Относительно психологический комфорт обеспечивается "уходом в искусство" [6].

Выявление мотива общения как ведущего мотива лиц юношеского возраста с ДЦП, неудовлетворенность потребности в общении, доказательство самоценности общения, его необходимости для существования гармоничной и целостной личности, демонстрация роли общения как самостоятельной деятельности - таков итог нашего теоретического исследования [8].

Делись добром ;)